Смекни!
smekni.com

Общество как система (стр. 1 из 4)

1.Общество как система

В философской литературе общество определяется как динамическая система. Слово “система” греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, совокупность. Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элемен-тов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях.

Сферы общественной жизни

1. Экономическая (отношения в процессе материального производства)

2. Социальная (взаимодействие классов, социальных слоев и групп)

3. Политическая (деятельность государственных организаций, политичес-ких партий)

4.Духовная (мораль, религия, искусство, философия, деятельность науч-ных, религиозных, образовательных организаций и учреждений)

Каждая сфера общественной жизни тоже представляет собой сложное образование: составляющие его элементы дают представление об обществе в целом. Не случайно одни исследователи рассматривают общество на уровне действующих в нем организаций (государства, церкви, системы образования), другие - сквозь призму взаимодействия социальных общностей, ведь человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального). Общество представляется как коллектив коллективов.

Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, нравственные, юридические и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей. Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества.

2. Развитие знаний об обществе

На ранней стадии общественного развития основным способом понима-ния мира является мифология (от греч.-сказание,предание и - слово,учение). Мифы существовали у всех народов. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. Передавались от поколения к поколению духовные ценности: зачатки знаний, религиозные верования, политические взгляды, различные виды искусства и др. Таким образом в мифологии выражается насущная потребность человека в осмыслении себя самого и окружающего мира. И эта потребность воплощается в многообразных фантастических вариантах картин реального мира. В древних мифах о происхождении мира и людей наиболее часто выделяются две идеи: идея творения (мир создан каким-либо сверхъестественным существом-богом, великим колдуном) и идея развития (мир постепенно развился из некоего бесформенного состояния - хаоса, воды, яйца и т.д.). В классовом обществе ответы на вопросы о возникновении и развитии общества наряду с мифологией давали религия и философия.

В период средневековья в Западной Европе появилась идея, объясняв-шая возникновения общества как результат договора человека с богом. Эта концепция состоит в следующем: у людей до соглашения есть определенные права, “абсолютная свобода”, равенство. Неограниченно пользуясь этими правами, люди могут погрузится в состояние “войны всех против всех”. Чтобы не допустить этого, они заключили мирный общественный договор, отказавшись от посягательства на свободу, собственность и жизнь друг друга. Гарантом соблюдения этого договора выступает государство, в пользу которого граждане отказываются от части своей естественной свободы.

Ряд новых плодотворных идей, раскрывающих природу человека, ха-рактер общественных отношений, был выдвинут в 18-ом веке в трудах английского экономиста и философа А.Смита. По мнению Смита, общественные связи между людьми устанавливаются на основе общественного разделения труда с последующим обменом плодами своего труда. Таким образом, каждый, работая на себя, вынужден работать на других, и напротив, работая на других, работает на себя.

Смит выделил три основных условия процветания государства: гос-подство частной собственности,невмешательство государства в экономику, отсутствие препятствий для развития личной инициативы.

Положение, при котором интересы рабочих противоположны интере-сам имущих классов, Смит считал неизбежным.

Ряд важных и глубоких идей об обществе, его возникновении и путях развития был выдвинут в трудах выдающегося немецкого философа конца 18-го - начала 19-го веков Г.Гегеля. Философом было введено понятие “гражданского общества”, которое философ определял как “систему всесторонней зависимости”, где “пропитание и благо единичного лица и его правовое существование переплетены с пропитанием, благом и правом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены. По Гегелю основой исторического развития является развертывание “абсолютной идеи”. Каждое единичное, чувственно воспринимаемое явление имеет, помимо внешне выраженных свойств, свою скрытую сущность, объединяющую весь класс родственных явлений. Чьи же это мысли? Поскольку они охватывают весь мир, это мысли некоего “духа”, которого Гегель называет “мировым духом” или “абсолютной идеей”. Историю Гегель рассматривает как “прогресс духа в сознании свободы”, который проявляется через “дух” отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии.

Понятие “социология” как научное изучение явлений общественной жизни было введено в употребление французским философом и социологом первой половины 19-го века О.Контом. Определяя место социологии в системе других наук, он дал их общую классификацию: математика-астрономия-физика-химия-биология(тоже термин Конта)-социология. Таким образом, изучая социальные явления, следует учитывать законы биологического развития, а также выявлять и исследовать законы наблюдаемых общественных явлений, не прибегая к поиску сверхъестественных причин изменения.

Общественные науки

Общественная жизнь сложна и многогранна, потому ее изучают мно-гие науки, получившие название общественных :

1. Социальная философия

2. Частно-социологические науки

а) Экономическая теория

б) Этнология

в) Социология

г) Социальная психология

д) Этика

е) Политология

ж) Эстетика

з) Культурология

3. Науки, изучающие реальную историю

а) История религии

б) Экономическая история

в) История культуры

г) Политическая история

д) История науки

3. Особенность функционирования общества

В любом обществе существует своеобразное, только ему присущее со-четание экономических, духовных, социальных, политических факторов. Каждое общество имеет только ему присущие свойства, связанные с культурой народа, его историческим опытом и традициями, мировосприя-тием. Поэтому использовать при изучении одной страны знания, полученные при изучении другой, можно, лишь используя метод аналогии. Аналогия - это подобие, сходство предметов в каких-либо свойствах, признаках, отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны.

Три парадигмы развития общества:

Формационный

История представляется в виде смены “ступенек” - общественно-экономи-ческих формаций. Первоосновой развития общества является трудовая, производительная деятельность людей, направленная на удовлетворение материальных потребностей. В основе Формационного подхода лежит развитие производительных сил общества. Хозяйство, по Марксу, - базис, а институты управления - надстройка. Базис - экономический строй общества, представляющий совокупность производственных отношений. Надстройка - совокупность общественных взглядов, идей, теорий, многообразных политических, юридических, нравственных и других отношений, а также учреждений и организаций, созданных в соответствие с этими взглядами и идеями. Эта теория также говорит о неизбежности перехода от одной формации к другой.

Цивилизационный

Был выдвинут американским философом Тойнби. Суть его рассуждений сводилась к следующему: Цивилизации - крупные социо-культурные системы со своими закономерностями, “живут” своей жизнью, самобытно, имеют свою “историческую судьбу”, свои институты и ценности. В отличии от вышеизложенного подхода данная трактовка не предполагает основных черт во всеобщем ходе мировой истории; Тойнби разделил мир на вышеуказанные социо-культурные системы, оградив их друг от друга и указав их несовместимость. Он также определил критерии определения цивилизаций:

1) “Дух”, стиль

2) Ментальность

3) Мировоззрение

4) Этнос

5) Географо-культурный ареал

Функция цивилизации состоит в реализации единства духовной жизни крупной общности в исторической преемственности и на определенной территории.

Культурологический

Этот подход был выдвинут немецким философом О.Шпенглером. Он резко развел понятия “культуры” и “цивилизации” и выделил восемь культур:

1) Египетская

2) Индийская

3) Вавилонская

4) Китайская

5) Греко-римская

6) Византийско-арабская

7) Майя

8) Русско-сибирская

Все они подчинены жесткому биологическому ритму:

1) Рождение и детство

2) Молодость и зрелость

3) Старость и закат

Каждая из них, проходя эти стадии, превращается в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний, когда художественное творчество оказывается ненужным, а торжествует механическая работа. Сторонники такого подхода отрицали взаимосвязь и преемственность в развитии культуры, тем самым отрицая один из основных законов философии: закон отрицания отрицания.