Смекни!
smekni.com

Билеты по философии (БрГТУ) (стр. 1 из 10)

1. Философия - это наука о природе, обществе и человеческом мышлении.

Круг основных проблем философии:

А) онтология - учение о мире или бытии.

Б) гносеология - теория познания.

В) методология

· диалектика

· метафизика

Г) антропология

Д) аксиология - учение о ценностях.

Е) социальная философия - учение об обществе.

В истории философии выделяют 3 подхода к пониманию её предмета:

· старо - античный - философия тождественна науке и её предмет - вся действительность;

· традиционный - наука о первых началах или метафизика;

· современный - философия - учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Функции философия ( её роль в обществе):

· мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень мировоззрения.

· гносеологическая - определение направления дальнейшего познания мира.

· методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику.

· аксиологическая - духовные ценности

· гуманистическая - воспитание гуманистических идей.

2. Основным вопросом философии является соотношение в мире мышления и бытия, сознании и материи, идеального и материального. Данный вопрос характеризуется 2 сторонами:

· онтологическая - отвечает на вопрос: что первично - идеальное или материальное- 2 направления для решения этого вопроса:

А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное

Б) дуализм

Монизм делится на материализм (материя первична, а сознание вторично) и идеализм (идеальное первично, а материальное вторично).

Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).

· гносеологическая - отвечает на вопрос, познаваем ли мир.

Гностицизм - мир познаваем, агностицизм - мир полностью или частично не познаваем.

3. Мировоззрение - совокупность взглядов, принципов, оценок, определяющих понимание мира человеком и своего места в нём и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Структура мировоззрения:

· познавательный компонент;

· ценностно-нормативный;

· эмоционально - волевой;

· практический.

3 стороны мировоззрения:

· эмоционально - психологическая (чувства, настроения) - мироощущение;

· опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений - мировосприятие;

· познавательно - интеллектуальная сторона - миропонимание.

Уровни мировоззрения:

- жизненно - практический;

- теоретический - к нему относится философия.

4. Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое мировоззрение, характеризующееся эмоционально - образной формой, очеловечиванием природы, отсутствием рефлексии (самосознания), утилитарной направленностью ( практика).

Исторически вторым типом мировоззрения является религиозное, которое основывается на вере в существование сверхъестественных сил, опирается на образно - эмоциональные и чувственно - наглядные формы восприятия, рефлексия отсутствует.

Исторически третий тип мировоззрения - философия - отражение мира в рациональной теоретической форме, является рефлексивным, т. е. содержит размышления над собственными представлениями о мире и человеке; основной принцип - свободомыслие.

5. Античная философия охватывает период с 6 века до н. э. до 6 века н. э. В её истории выделяются след. этапы:

- сократовская ( древнегреческая философия);

- классическая греческая философия;

- эллинистическая философия.

Досократовская философия 6 век до н. э. до 5 века н. э.).

Милецкая школа - представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Они первые попытались найти первоосновы всего существующего, стремились понять природу в целом, выяснить, что остаётся неизменным, несмотря на изменчивость форм. На первом месте для них - поиск причины. Фалес - причина всего сущего - вода, так как все материальные вещи связаны с водой. Анаксимандр - за первоначало брал некое безкачественное первовещество (апейрон), которое не имеет границ, но из него обособляются тёплое и холодное - качественные противоположности, которые дали начало всем веществам. Анаксимен - в качестве первоначала брал воздух. Школа не сделала никаких научных открытий - материалисты, диалектики.

Школа Пифагора - представители занимались философско-математическими изысканиями, считая, что число есть существо и ядро реальной вещи (является субстанцией). Ими было положено начало полярно - диалектическому мышлению, идеализму и мистике. Они пытались сформулировать законы развития мира на основе математики - материалисты, метафизики.

Гераклит - в качестве первоначала считал огонь как символ всеобщей стихии в образе живого динамичного первоначала, объясняющего изменчивость и многообразие мира. Природа - носительница всего существующего, всего, что исчезает и возникает, но из природы и огня он выделяет, но не отрывает логос (слово), которое присуще всем и всему, всем и через всё управляемое - материалист, диалектик.

Эллейская школа - Сенофал, Парменид - разработали учение, во многом противоположное учению Гераклита и Милецкой школы, считая главной проблемой проблему бытия и мышления. Бытие - это то, что можно познать только разумом, а не органами чувств, потому что только мышлению дано неизменное и единое, т. е. бытие. Субстанцией у них являлась стихия - материалисты, метафизики.

Атомисты - Демокрит и Левкипп - принимают тезис о том, что бытие есть нечто простое и неделимое, в качестве бытия берут атом - наименьшие физические частицы, разделённые пустотой. Атом - бытие, пустота - небытие. Атом нельзя увидеть, но о них можно помыслить. Цепляясь друг за друга, они образуют чувственно - постигаемые вещи - материалисты, диалектики.

Софисты - их учение вводит тему человека и сознания. Представители: Протогор и Горгий - их отношение к философии имело утилитарную направленность. "Человек есть мера всех вещей". Они считали, что бытие - это изменчивый, чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Они положили начало поиску новых форм достоверности знаний.

Классическая философия (5-4 век до н. э.). Представители: Сократ, Платон, Аристотель.

Сократ - философия его есть этический рационализм. Главная проблема - человек и его сознание. Главная задача - научить человека думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к человеку, к самому себе.

Платон - в его учении можно выделить составные части:

- онтологию - бытие - вечное, неизменное, всегда себе тождественное, неделимое, недоступное чувственному восприятию и постигаемое только разумом. Оно множественно, т . е. бытие есть вид, идея, сущность. Платон различает сущность и явления, т. е. то, что существует по истине и то, что существует, но не имеет истинного бытия - разделение действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей.

- Космологию - учение о творении божеством Космоса из первобытного Хаоса. Космос получил бытие как одушевлённое и одарённое умом - объективный идеализм (Демиурд).

- Гносеологию - опирается на учение о душе. Тело человека смертно, а душа бессмертна. Душа, соприкасаясь с миром идей, созерцает их. Таким образом, познание есть припоминание душой мира идей. Истинное знание даёт мышление, а чувственное восприятие даёт мнение.

- Этику - условие нравственных поступков - истинное знание, которым в принципе обладает душа. Части души: разумная, волевая, вожделеющая. Сочетание этих 3 частей души под руководством разума даёт начало добродетели, справедливости.

Аристотель - ученик Платона - провёл разграничение наук на теоретические (метафизика, физика, математика), практические (этика, экономика, политика) и творческие (поэтика, риторика, ремёсла).

Онтология - бытие есть нечто устойчивое, неизменное, неподвижное. Сущность - это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она делает предметы, не позволяя им сливаться с другим. Есть низшие сущности, состоящие из материи как формы, где форма превращает материю из возможности в действительность, и высшие сущности, т. е. чистые формы - лишённые материи формы.

Учение о душе - Душа есть форма по отношению к материи - это проявление активности жизненных сил. Душа и тело связаны между собой. Выделяет 3 вида души: растительная (способность к питанию), животная (способность к ощущению), разумная.

Учение о человеке - Человека отличает способность к интеллектуальной жизни, которая предполагает нравственную позицию. Добродетели бывают дианоэтические (интеллектуальные) и этические (волевые). Высшая форма деятельности человека - познавательная и теоретическая.

Эллинистическая философия (конец 4 века до н. э. до 6 века н. э. ). Высшей ценностью считается дружба. В данный период существуют следующие основные течения:

- Эпикуреизм - предание удовольствию;

- Стоицизм - следование судьбе и долгу;

- Кинизм - воздержание от суждений.

Все они обосновывают не гражданскую активность и добродетель, а личное спасение и невозмутимость души - отказ от разработки фундаментальной философии. Предпочтение отдаётся этике, причём весьма односторонней, которой отстаиваются пути достижения "атарксии" - невозмутимости.

6. Отличительная черта философии Нового времени (17-18 век) - обращение к гносеологии. Данный период отличается неравномерностью своего развития. Принципиальная новизна философии Нового времени в том, что, "заглянув" в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила 2 сферы:

- То, что принадлежит повседневному, актуальному познанию человека;

- То, что принадлежит его глубинной сути, сущности.