Смекни!
smekni.com

Философия жизни (стр. 12 из 19)

·Мы уже отметили, что человечеству по мере своего развития пришлось решить немало проблем и пережить немало трагических моментов в поисках и развитии наиболее адекватных своему конкретно-историческому состоянию форм общественной самоорганизации. Однако в исторической перспективе мы всегда можем четко зафиксировать общую тенденцию их развития - тенденцию к идеалу, выраженному в формуле:

·Политика - это искусство общежития.

·Общежития в широком смысле этого слова, как особой сферы человеческой деятельности, которая независимо от структуры и уровня развития социума обеспечивает саморегуляцию и воспроизводство общественных отношений.

·Отмеченные тенденции привели и к принципиальному изменению сущности понятия государства, как формы организации общественного бытия. Применительно к эпохе господства идеологии классового антагонизма можно безусловно признать правоту классиков марксизма-ленинизма, утверждавших, что государство это особый механизм подавления одного класса другим.

·Что же касается века нынешнего и тем более века грядущего, то человечество все более будет исходить из того, что государство - это особый механизм, обеспечивающий регулирование межличностных отношений, отношений между личностью и общественными структурами, а также сосуществование и сотрудничество различных социальных корпораций.

·Назад к содержанию

·10.Судьба России

·Нет народов лучших или худших, есть только - разные.

·В традиции русского национального самосознания придавать исторической судьбе нашего государства значение провиденциалистическое. Мы склонны считать себя народом особинным, стоящим на самых горних вершинах духовного развития и в этом смысле призванным дать миру образец какой-то иной, высокой жизни.

·В основание своих претензий на Богоизбранность мы обычно кладем свою некую особенную нравственность, пронзительную философичность русской литературы и особую свою многострадальность.

·Однако багровый отблеск нашей судьбы, обильной кровавыми переустройствами и пожарищами безумных бунтов мешает, порой, рассмотреть и понять главное, что составляет истинный трагизм русской доли: Мы - единственная великая нация, которая являет миру такую страшную пропасть между своей культурно-исторической потенцией и убожеством реального мира национальной жизни, такое разительное несоответствие между претензиями на общечеловеческое мессианство и беспросветной необустроенностью собственного бытия.

·Пожалуй, мы - единственная нация с такой поражающей несопоставимостью духовных вершин и срединной народной жизни, с такой совестливостью души и уничижительной пренебрежительностью к достоинству человеческой свободы.

·И если уж говорить об особом предназначении нашей судьбы, то оно именно в том особом примере, который мы являем другим народам. Примере, подчеркивающем несостоятельность мессианского подхода к определению роли той или иной нации в контексте общечеловеческой культуры.

·Именно поэтому и представляет значительный интерес попытка найти ответ на вопрос: В чем причина того, что несмотря на все наши претензии на мировое культурное и духовное лидерство, Россия, как цельная сущность всегда поражала мир несообразной своей потенции нищетой и невежеством?

·В чисто российских традициях объясняется это двояко: либо происками врагов (как внешних, так и внутренних) либо отступлением от русской самобытности, отходом от "Русского пути".

·Особенно стыдным для нас видится первое объяснение. Давайте взглянем в глаза исторической правде: монголо-татарское иго, на которое "сваливают" средневековый провал нации, - результат разобщенности и самодовольного эгоизма тех, кто предал забвению блестящий опыт раннего единства Киевской Руси. И этот упрек - не "умничанье" потомков, которым, естественно, проще разглядеть ошибки своих предков. Не боль ли погибельности разобщения звучала еще за много лет до нашествия в "Слове о полку Игоревом"?

·Взращенному на школьных учебниках истории среднему россиянину зачастую просто неведомо, что, скажем, многострадальный древний русский город Торжок монголо-татарами основательно разорялся один раз, в то время как из-за междоусобиц его минимум трижды напрочь выжигали свои же русские. Мы стыдливо умалчиваем, что Новгородский поход Ивана Грозного по своей собственной державе соизмерим с трагедией нашествия восточных орд.

·Горечь и стыд последствий 1812 года, Крымской войны 1853 - 56 гг., Великой Отечественной - это ли не плоды нашей же беспечности, не способности никак иначе, кроме как горами своих же трупов, реками своей же крови останавливать врага, отдав ему на поругание прежде половину Отечества? Не мы побеждали врага, а он захлебывался нашей кровью.

·К тому же историю наших отечественных войн честнее начинать, увы, не с официальных, записанных в учебниках дат. Прежде чем Наполеон вторгся в Россию, был еще 1793 год, когда Екатерина II заключила договор с Англией, Пруссией и Австрией против революционной Франции. Был 1798 год, когда русский флот успешно действовал против французов в Средиземном море, затем было участие еще в целом ряде антифранцузских коалиций, весьма сомнительных с точки зрения российских национальных интересов.

·Так стоит ли удивляться тому, что из-за бездарной и недаль-но--видной политики наших цариц и царей, которая строилась больше на амбициях, чем на здравом смысле и национальном интересе, Наполеон решил покончить с российской назойливостью на нашей же территории?

·И когда мы говорим о подвиге советского народа в годы Великой Отечественной, стоит заявить и о преступлении советского высшего политического руководства, фактически спровоцировавшего фашистские орды на "дранг нах остен". Не без нашего участия был вскормлен монстр по имени Адольф Гитлер, которого вначале пытались использовать и мы в борьбе против Запада, и Запад против нас. Но когда Молотов подписывал пакт о "не нападении", а Сталин ставил свой росчерк на карте радела сфер влияния, это именно мы фактически подписывали договор с Гитлером о начале второй мировой войны. Вскормленное с нашей помощью и поощренное нами чудовище оказалось своенравным. И мы же стали его главной жертвой.

·Поэтому, отдавая искреннюю дань уважения советским солдатам, заплатившим столь высокую цену за нашу победу, надо признать и горькую правду. Долг перед погибшими был бы выполнен до конца, если бы понесло кару и советское высшее политическое руководство, спровоцировавшее самую кровавую бойню минувшего столетия и расплатившееся за свои ошибки кровью 27 миллионов советских людей.

·Но есть и вторая не менее унизительная сторона объяснений нашей нищеты промыслами внешних врагов. Особенно наглядно мы видим это на примере современной истории. После второй мировой войны Германия, Япония, Южная Корея и целый ряд других стран потеряли не меньше нашего в соразмерной доле довоенного национального потенциала. Мало того, они были унижены поражением и оккупацией.

·Однако пока мы упивались быстротой "возрождения" своего народного хозяйства и захлебывались пропагандистскими речами о преимуществах нашей системы (на самом деле весь секрет успехов заключался в репарациях и каторжном труде пленных и своих гулаговцев) - другие народы "молча" и лишь движением национальной инициативы и умением воспользоваться в своих интересах корыстью победителей смогли в те же сроки достичь куда большего.

·Гордясь своими восстановлениями из пепелищ, не стоит забывать, что почти все европейские и многие другие народы не меньше нашего пережили за свою историю разрушений, вызванных войнами, междоусобицами и социальными потрясениями.

·И хотя наивность объяснения бед наших "происками врагов наших" очевидна (в ее основе элементарная историческая необразованность или даже невежество), подобные спекуляции весьма живучи. И сегодня мы нет да нет слышим оправдания собственной бестолковости то проникновением иностранного капитала (что в цивилизованной экономике давно уже стало всеобщим мировым явлением), то отравлением нации иностранными "сникерсами".

·Однако если это идет от невежества и по мере "отрезвления" нации и развития ее кругозора (прежде всего, через сравнение с жизнью других народов) имеет тенденцию "сойти на нет", то с объяснениями наших бед отступлением от "пути истинного" пока все наоборот.

·Чем дальше мы пытаемся проникнуть в глубины собственно русской (даже не российской) души, тем чаще мы пытаемся привязать поиски путей преодоления нынешнего своего состояния к "особинности" чисто русского бытия. Однако искания эти в контексте общемировых законов общественного развития не только сродни попыткам создать глобус России. Сегодня они становятся еще и самым главным реакционно-консервативным элементом современной российской идеологии и философской мысли.

·В чем же суть нашего чисто русского пути? Предоставим слово отцам-основателям этой теории. К.С.Аксаков. Дополнение к записке "О внутреннем состоянии России":

·"I. Русский народ, не имеющий в себе политического элемента, отделил государство от себя и государствовать не хочет.

·II.Не желая государствовать, народ предоставляет правительству неограниченную власть государственную.

·III.Взамен того русский народ предоставляет себе нравственную свободу, свободу жизни и духа".

·О том же говорит и В.Соловьев, в статье "Когда был оставлен русский путь и как на него вернуться. (По поводу "Записки о внутреннем состоянии России" К.С.Аксакова"): "...путь этот, по нашему глубокому убеждению, так хорошо выраженному К.С.Аксаковым, состоит в том, что, не ища для себя политической власти, русский народ ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной, народной жизни внутри себя. Предоставляя государству царство от мира сего, он, как народ христианский, избирает для себя иной путь, путь к внутренней свободе и духу - к Царству Христову. И действительно, веруя в это царство, которое больше и сильнее мира, он стремится осуществить его в себе как обществе христианском или церкви".