·Основа этики эры персоналистической революции - Категорический Универсум, который сформулирован в предыдущей главе. Важнейшая особенность КаУм - способность разрешения противоречия между требованиями всеобщей необходимости и личностной реализацией. Оно разрешается перемещением центра объективации этических норм к субъекту.
·Этический Закон становится внутренним законом, не требующим переложения в нормы всеобщего, которые не способны исчерпать все многообразие частного.
·Действительно, если наша реализация сознательно ограничивается "реализационными полями" других, но в пределах своего "поля" индивидуальная воля не ограничена ничем - разве это не истинно новая ступень человеческой свободы?
·Вы можете спросить: что это за подлинное освобождение духа, если оно ограничено свободой других? Чем оно отличается от не свободы? И разве оно избавляет человека от переживания ограниченности свой свободы другими индивидуальными волями?
·Но не бойтесь этого противоречия, ибо оно есть истинно жизненная сила. Бойтесь всего абсолютного. В том числе и абсолютной свободы. Абсолют это исчерпанность развития, движения.
·Подлинная свобода это свобода внутренняя, свобода осознания своих возможностей и свободное парение в них. Истинно: учитывать волю других не значит жить по воле других. Свобода - это полнота личной возможности и в этом смысле КаУм дает действительно бесконечную свободу ибо в каждом из нас - безграничность вселенной.
·Человек - существо общественное, в нем воплощено единство и противоречивость общего и индивидуального. Поэтому истинная свобода и может быть достигнута только через воплощение этого единства и противоречивости, через гармонизацию воли личной и максимы общей воли. Осознание безусловной необходимости этого и есть путь к обретению подлинной свободы и нравственной жизни.
·Было бы наивным полагать, что жизнь по КаУм есть полное избавление от противоречий между волями людей. Было бы наивным полагать, что можно уже сейчас прожить жизнь в строгом соответствии с КаУм. Даже если человек подлинно хочет не воспрепятствовать реализации другого, он может это сделать по неведению. Но безусловно то, что нужно жить в стремлении к полному следованию Закону, в стремлении приводить все свои поступки в соответствие с высшей этикой.
·Принятие этики Категорического Универсума будет знамением вхождения человечества в новую эру, которая имеет и религиозный смысл.
·Высокий смысл этой эры в грядущем Пришествии. Но не в возвращении Христа-искупителя, а в схождении Святой Троицы на человечество, ее воплощении в нем. и это будет признанием того, что всякий человек - истинно сын Божий, его душа - частица органическая и неотъемлемая самой Трансцендентальности, самого Творца. Грядет пришествие Трансцендентальности, вхождения Бога в дух каждого. Но человечество должно предуготоваться к этому.
·Следующая жертва Бога вновь во Христе, но не в смерти и воскрешении его в инобытии, а в жизни среди нас. Христос войдет в каждую душу человеческую, но всякая ли душа будет готова принять его?
·У меня спросили
·У меня спросили: "Что есть: человек, живущий по этике третьего тысячелетия? В чем его правда? В чем сила?"
·Он истинно свободен, ибо живет в согласии с истинным смыслом, целью Бытия и лишен оков, которые неизбежно накладывает следование общим нормам.
·Это истинно Человек, ибо он не овца в стаде, не лицо в толпе, во всем следующее общим порывам. Он истинно нравственен, ибо единый и непреложный Закон сообщества Творцов движет им: реализуясь сам, не препятствуй воплощению Творца в другом. Не в этом ли все не убий, не укради, не прелюбодействуй, помни день субботний, сверши хадж и многие иные внутренние законоположения, которым следует человечество во всех своих культурно-исторических проявлениях? Это воистину любящий человек, ибо ближний для него - то же, что и он сам.
·Истинно не спит в нем совесть и говорит: "Бди", ибо как ей молчать, если не пройдешь ты по лесу, не раздавив муравья, если не свершится жизнь твоя без чьей-то боли? Нет праведника без греха, но не должно быть греха без искупления - в этом праведность.
·Истинно нет предела его творческой силе, ибо не говорят ему: не делай так, а делай, как все делают. Истинно свято ему всякое доброе наследие человеческое, ибо разрушение его есть убийство чьей-то творческой воли, направленной к инобытию. Истинно Бог в нем, ибо не вместе ли они Творцы?
·Назад к содержанию
·7.Счастье
·Счастье - тоже искусство возможного.
·Однажды один мой знакомый сказал: "Все твои умопостроения о новой философии, открывающей человечеству дорогу к счастью, я могу разрушить одним вопросом: Счастлив ли ты сам?"
·- Да, ибо я знаю, что такое счастье, и я счастлив, насколько это вообще возможно.
·Однако для того, чтобы понять смысл ответа и убедиться в его искренности, стоит уточнить само понятие счастья и особенности человеческого переживания этого состояния.
·Счастье - это состояние высшего эмоционального удовлетворения своим реальным бытием.
·Впрочем, в этом определении очевиден элемент упрощения. В нем отсутствует критерий, на основании которого мы можем отличить подлинное, адекватное самому существу человека, счастье от его искусственной имитации, вызванной воздействием на высшую нервную систему алкоголем, наркотиками или прямым раздражением особых мозговых центров.
·Такой критерий определяется, исходя из познанного нами смысла бытия и предназначения человека.
·Счастье - это состояние высшего эмоционального удовлетворения, возникающее в момент резонанса жизнедеятельности человека и его творческой предназначенности, в момент реализации личностных свойств.
·В этом смысле я считаю абсолютно не случайным, что человек испытывает наибольший эмоциональный подъем при оргазме, переживаемом во время одного из самых высших творческих актов, актов зачатия новой жизни. И не стоит это эмоциональное удовлетворение сводить только к физиологии, ведь вполне очевидно, что его глубина находится в прямой связи не только с физиологической, но и с духовной стороной совокупления, дающего начало новому вместилищу живой души.
·Попытка дать рецепт обретения счастья многим кажется наивной и лишенной смысла: ведь нельзя же представить себе эдакое перманентное пребывание в эйфории! Такое состояние просто опасно для человека, ибо резонансная амплитуда может превысить возможности психики, возможности высшей нервной системы и разрушить ее.
·Однако все становится на свои места, когда мы осознаем, что счастье это действительно только одномоментное ощущение резонанса или реализованности. Поэтому переживание счастье осуществляется лишь в актах свершенного творчества, лишь в реализационных моментах воплощения личности.
·Человек переживает счастье, когда чувствует, что ему удалось реализовать какую-то еще не воплощенную сторону свой личности, когда наступает мгновение сотворенности, воплощенности его творческого начала. Так подлинно счастлив был поэт, воскликнувший: "Ай да Пушкин. Ай да сукин сын!" Так подлинно счастлив бывает человек, взошедший на свою вершину: "Я покоритель!"
·И в конечном счете, степень переживания человеком счастья (замерь мы уровень эмоционального всплеска в энергетическом потенциале) не зависит от того, Пушкин ли закончивший "Руслана и Людмилу" Вы или простой программист-компьютерщик, сработавший на пределе своей возможности.
·Строго говоря, степень эмоционального переживания не зависит от объекта, вызвавшего его, но пропорциональна тому, насколько этот объект обеспечивает реализацию качеств и возможностей субъекта
·.
·Образно говоря, радость женщины, купившей понравившуюся ей шляпку по цене соразмерной возможностям кошелька, не меньше радости миллионерши, приобретшей убор от Версачи по цене соразмерной возможностям счета в швейцарском банке.
·Говорят, что по этому поводу американские психологи провели даже серию экспериментов. Они с точностью научного опыта подтвердили реальность приведенной закономерности. И все же у многих эти строки несомненно вызовут скепсис. Во всяком случае на первый взгляд подобное правило несет на себе несомненную печать идеализации. Подобно той, которая связана с использованием в физике понятия "идеальный газ"
·Проиллюстрировать это можно весьма показательным примером: некто страстный путешественник и ему бы хотелось исколесить на автомобиле пусть не весь свет, но хотя бы его половину. Для этого нужно подходящее авто и, накопив деньги, этот некто приходит в автосалон. Он дрожит от нетерпения и от близости реализации своей мечты, он кладете руки на руль и ... видит как неподалеку, кто-то со скучающим видом садится в джип, о котором наш путешественник даже не смел мечтать.
·Уверен, что сколь бы философично этот некто не смотрел на жизнь, свет радости в его душе хотя бы ненадолго, но затмит облако сожаления о том, что ему не дано. И разве вы не переживали подобные мгновения? И все же: "богатые тоже плачут".
·Однако в этом не просто утешение отстранения от обстоятельств. В этом есть более глубокий смысл. И если приведенный пример действителен для частного случая, то в оценке целостной удовлетворенности бытием все же действует правило, согласно которому в обстоятельствах, не несущих непосредственной угрозы для существования человека (т.е. в случаях усредненных обстоятельств жизни) общий потенциал позитивного и негативного в эмоциональном переживании жизни все же не зависит напрямую от объекта переживаний.