Страх - это возможность свободы,
только такой страх абсолютно
воспитывает силой веры, посколь-
ку он пожирает все конечное и
обнаруживает его обманчивость.
Серен Кьеркегор
Датский философ Серен Кьеркегор опубликовал основные
свои работы в 40-х годах 19-го столетия. Это было время,
когда рацоналистическая философия окончательно утвердила
свои позиции в западно-европейской мысли. Именно к этому
времени выходят основные работы Гегеля, философия которого
была наиболее популярна в эти годы. Рационализм "пустил
свои корни" в науку, культуру, этику, быт и даже в религию,
перекроив по своему догматы христианства. Поэтому, ирраци-
онализм Кьеркегора, хотя и произвел резонанс в философии
того времени, но, все же, остался "невостребованным".
Философия Кьеркегора по новому началась осмысливаться
только в 20-м веке. Идеи датского философа повлияли на
творчество Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Льва Шестова,
Жан Поль Сартра, Альбера Камю и многих других философов
экзистенциалистской направленности. Кьеркегора по праву
можно назвать "предтечей экзистенциализма". Именно Кьер-
кегором были заложены основные категории экзистенциализма:
страх, отчаяние, вина, абсурд и др.
В своих работах Кьеркегор ведет полемику с Декартом,
Кантом, Лейбницем и, конечно, Гегелем. При чтении его
произведений чувствуется восхищение античной философией и,
прежде всего, Сократом. Но главным источником вдохновения
Кьеркегора остаются Слово Божье и протестантская догматика.
В отличие от философов-рационалистов, датский философ
и не пытается строить метафизические "картины мира", не
создает никаких философских систем. В предисловии к своему
первому крупному произведению "Страх и трепет" Кьеркегор
иронично (а ирония - одна из характерных особенностей его
произведений) пишет: "Создатель данного произведения никоим
образом не является философом, он не понял настоящей фило-
софской системы, он не знает, есть ли тут какая-нибудь сис-
тема и завершена ли она; для его слабой головы уже дос-
таточно одной самой этой мысли, а такую несчастную голову
должен в наше время иметь всякий, поскольку у всякого есть
эти несчастные мысли". Именно таким "несчастным мыслям"
посвящено творчество Серена Кьеркегора.
В своих работах Кьеркегор по-своему развивает "старую
и достойную внимания философскую терминологию : тезис,
антитезис, синтез". Человек есть синтез бесконечного и ко-
нечного, временного и вечного, свободы и необходимости.
Синтез - это отношение двух членов. Это отношение полагает
дух. А отношение, которое относится к самому себе это есть
Я. Вследствие синтеза этих противоположностей Я любого че-
ловека всегда пребывает в страхе и отчаянии. И чем выше са-
мосознание индивида, тем глубже эти страх и отчаяние. То-
лько через качественный прыжок к Богу (впоследствии экзис-
тенциалисты, в частности Камю (см. "Миф о Сизифе"), назвали
это "экзистенциалистским прыжком") страх и отчаяние могут
быть опосредованы (хотя, в строгом смысле слова, гегельян-
ский термин "опосредование" здесь не совсем применим).
Только через веру в Бога, а именно, в Христа, человек может
быть спасен. "Если бы у человека не было вечного сознания,
если бы в основе всего лежала лишь некая дикая сила - сила,
что, сплетаясь в темных страстях, порождает все, от велико-
го до незначительного, если бы за всем была сокрыта без-
донная пустота, которую ничем нельзя насытить чем была бы
тогда жизнь, если не отчаянием?" Именно, этой мыслью прони-
заны все сочинения Кьеркегора.
Все идеи Кьеркегора не идут в разрез с протестантской
догматикой, однако, человек есть свобода и, поэтому, он сам
должен найти путь к Богу и только "в качестве единичного
индивида стоит в абсолютном отношении к абсолюту" ,т.е. к
Богу.
Суть метода Кьеркегора можно выразить формулой, данной
Теренцием - "Если познано одно, познано все". Это является
единственной возможностью не упустить из виду индивида, в
котором, как во всяком существующем субъекте, воплощен дух.
Конечно, это относится не к мелким конкретным отличиям
одного индивида от другого, но к познанию сущности челове-
ческой личности, и через это - к познанию всего мира и мес-
та человека в этом мире.
Кьеркегор стремился снять "шоры категорического импе-
ратива", так как выработанные нравственные кодексы претен-
довали на всеобщность. Субъективный мыслитель Кьеркегор
считал, что человек - это свобода, поэтому он в себе самом
несет свой суд и определяет свою судьбу.
Поэтому, в своих работах Кьеркегор критикует объек-
тивный идеализм Гегеля и всю рационалистическую традицию
запада. Он подвергает критике гегелевский принцип примире-
ния противоположностей. Основной принцип кьеркегоровской
субъективности это - Entweder - Oder ("или - или"), пос-
кольку человек сам должен сделать свой "выбор". "Мое "или -
или" обозначает главным образом не выбор между добром и
злом, но акт выбора, благодаря которому выбираются или
отвергаются добро и зло вместе. Суть дела ведь не в самом
выборе между добром и злом, а в доброй воле, в желании выб-
рать, чем само собой закладывается основание добру и злу".
В гегелевской же философии уничтожается сама возможность
выбора и у человека "отбирается" его главное достояние -
его свобода.
Чем выше самосознанние человека, тем он чаще обраща-
ется к своему Я, тем он чаще ищет закон своих действий в
себе самом, и, наоборот, чем менее развит человек, тем ме-
нее он осознает свое Я и тем более он должен искать закон
своих действий в других. В зависимости от осознания челове-
ком своего Я Кьеркегор пытается определить типы людей.
Прежде всего Кьеркегор выделяет эстетический тип лю-
дей, отличительной чертой которых является "не сознательное
умственное или душевное развитие человеческой личности, а
непосредственность". Самый высший идеал такого человека
это - красота физическая. В принципе, это относится ко всей
древнегреческой культуре, культуре в высшей степени эсте-
тичной. Однако, в христианстве это грех, и чем выше раз-
витие человека, тем выше он ставит красоту духовную.
Обреченность эстетического типа личности Кьеркегор
рассматривает на примере судьбы римского императора Нерона.
(Подобное рассмотрение находим в пьесе Камю "Калигула").
Нерон, погрязший в наслаждениях и пресытившийся ими
остался незрел. Ему недоступно ничего выше непос-
редственного и физических наслаждений. Его сознанию неведо-
ма вечность, он пребывает только в конечном. Поэтому, он
требует все больше и больше развлечений, но, понимая свою
конечность, он все глубже и глубже погружается в отчаяние.
Прорвись он к вечности, он бы понял всю эфемерность конеч-
ного и непосредственного и "исцелился" бы от отчаяния.
Кьеркегора возмущала попытка Гегеля примирить знание и
веру. Ибо вера - это парадокс, и этот парадокс не может
быть опосредован, как обычная непосредственность, ведь вера
не является непосредственностью, как считал Кьеркегор, в
отличие от Гегеля. И это находится в полном соответствии с
формулой веры, изложенной Тертуллианом:"Верую, ибо абсур-
дно". В этом парадоксе "единичный индивид в качестве еди-
ничного стоит в абсолютном отношении к абсолюту". В вере
человек стоит выше всеобщего, именно из-за того, что вера
не может быть опосредована через всеобщее. Именно, здесь Я
индивида выступает в своей наибольшей мощи.
Этим проблемам проблемам посвящена одна из самыз, я бы
сказал, поэтичных книг Кьеркегора "Страх и трепет".
В предисловии к этому произведению Кьеркегор обруши-
вается с критикой на спекулятивную философию, на тех, "спе-
кулятивных регистраторов", которые, начиная со школьной
скамьи, подвергают сомнению все, до чего человеческая мысль
шла мерной поступью тысячелетиями. Они начинают свое "поз-
нание" с веры, и "в мгновение ока" оставляют ее позади и
идут дальше (современные же sсientists и вовсе не сом-
неваются в вере - они просто "не нуждаются в этой гипоте-
зе"). Конечно же, в своем сомнении они ссылаютсся на
известные авторитеты, например, на Декарта, хотя сам Декарт
признавал, что "его метод значим лишь для его самого и
отчасти берет свое начало в его собственных предшествующих
затруднениях с теорией познания". И, кроие того, сам Кар-
тезий никогда не сомневался в том, что касается веры: "Но
мы должны помнить то, что было сказано прежде: нам над-
лежить верить этому естественному свету лишь постольку,
поскольку ничего противоположного этому не было открыто са-
мим Богом"( Декарт.Принципы философии.). То, чего достигали
в древности достойнейшие люди - с этого в наши дни запросто
начинает каждый. "И когда почтенный старей, убеленный седи-
нами, приближался к концу своей жизни, оказывалось, что он
выинрал прекрасную битву и обрел веру, так как сердце его
достаточно молодо, чтобы не забыть тот страх и содрогание,
приличествующие юноше, которые мужчина умеет побеждать, но
которые ни один человек не может полностью, - ну разве что
ему удалось кавк можно раньше пойти дальше".
Сюжетная линия этого произведения посвящена вет-
хозаветной повести об Аврааме. "Бог искушал Авраама ... Бог
сказал: возьми сына твоего единственного твоего, которого
ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси
его во всесожжение на одной из гор, о которой Я тебе ска-
жу." (см. Бытие 22.1-2).
В этой истории сокрыт глубокий парадокс веры и Кьер-