Смекни!
smekni.com

Особенности использования духовного потенциала религии в воспитании военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации (стр. 2 из 6)

взаимодействие с представителями ветеранских, творческих, научных и общественных организаций, разъяснение и пропаганду передового опыта войск (сил), героических традиций Вооруженных Сил, соединений, частей (кораблей) в интересах повышения престижа военной службы;

изучение общественного мнения и настроений военнослужащих;

информирование личного состава о принятых решениях по поставленным вопросам, предложениям и обращениям;

постоянный анализ информационной обстановки в местах дислокации (базирования) войск (сил); принятие оперативных и решительных мер по защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия, упреждению, разоблачению и пресечению слухов и вымыслов.

Использование религии в воспитании военнослужащих

Религия, социальный статус которой в обществе за последние годы значительно вырос, на протяжении тысячелетий играла и играет важную роль в пропаганде и закреплении в поведении людей высоких норм нравственности в формировании у них определенного духовного идеала, который определяет поведение и деятельность человека в любой жизненной ситуации, в том числе и в условиях воинской службы.

Эффективность воспитания военнослужащих в сфере религии обусловлена целым рядом факторов:

Во-первых, важнейшее значение имеет положение о богоустановленности морали. Это обусловливает абсолютность моральных предписаний. Мораль по своей природе нуждается в прочной основе (абсолюте), которая должна возвысить ее над сиюминутной житейской обыденностью. Этим абсолютом в нравственной жизни для верующих людей есть БОГ и его заповеди. Благодаря такому абсолюту именно в религии как нигде четко и однозначно решается вопрос о критериях добра и зла. Каждый верующий человек имеет четкое знание того, какой тип поведения и образ жизни является праведным и какой неправедным.

Во-вторых, в религии всегда есть идеальный пример, призванный служить для человека в качестве цели его собственной жизни: / “Будьте совершенны как совершенен Отец ваш небесный” - МФ., 5.48/.

В-третьих, в религии есть постоянный “контроль” за качеством исполнения требований, предъявляемых к человеку. Богом контролируются не только все поступки человека, но и его мысли. Это, безусловно, существенно влияет на поведение человека.

В-четвертых, в религии до самой высшей степени возможного воздействия на человека доведены, пользуясь военным языком, “меры наказания и меры поощрения”. Так, например, каждый христианин постоянно помнит, что после смерти ему предстоит предстать перед Богом, держать ответ за свою земную жизнь и по результатам этого ответа отправиться в рай или ад.

Понятно, что наличие таких альтернатив в загробной вечной жизни во многом определяют всю земную жизнь человека и его поведение, в частности.

В-пятых, религия никогда не отказывает оступившемуся человеку в надежде на исправление, на возвращение к праведной жизни, давая тем самым ему исправить свое поведение.

В-шестых, эффективность нравственного воспитания в сфере религии и, в частности, в христианстве обусловлена тем, что полученные нравственные знания постоянно подкрепляются таинством покаяния. В соответствии с сущностью и содержанием этого таинства верующий должен регулярно исповедоваться в своих грехах, причем не только в безнравственных поступках, но даже в мыслях о них. Важно отметить, что исповедь происходит без свидетелей, а священник обязан хранить ее в тайне. Таким образом, создаются условия для предельной правдивости кающегося, без чего истинное воспитание вряд ли возможно.

Священник не только выслушивает кающегося, но и дает ему советы, наставляя, стремясь исключить повторения приведших к покаянию проступков.

Кроме того, когда кающийся беседует со священником, он считает его посредником между собой и Богом, то есть высокоавторитетным лицом. Не трудно представить себе сколь эффективна эта система, если исповедь и покаяния становятся нормой повседневной жизни и продолжаются с детства и до конца жизни.

Откровенная беседа с высокоавторитетным лицом без свидетелей и, как принято говорить, от сердца к сердцу, - важнейший путь к воспитанию вообще и в сфере нравственности в особенности.

Следует заметить, что это обстоятельство хорошо усвоено не только христианством, но и другими религиями.

Обстоятельства, вытекающие из конкретной современной религиозной ситуации в стране и в Вооруженных Силах, которые должны учитывать офицеры в своей работе по воспитанию военнослужащих с опорой на религию:

а) наличие Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством обороны Российской Федерации (подписано 2 марта 1994 года Патриархом Московским и Всея Руси и Министром обороны России);

б) слабая подготовка офицерского корпуса к работе с верующими военнослужащими;

в) обострение межконфессиональной борьбы в условиях современной России;

г) политизация отдельных направлений некоторых религиозных конфессий;

д) активизация деятельности на территории Российской Федерации, так называемых, тоталитарных сект;

е) появление в Вооруженных Силах РФ общественных объединений верующих военнослужащих.

Признавая большую роль религии в деле воспитания военнослужащих, мы, в то же время, должны реалистически оценивать ее возможности в нашей сегодняшней непростой действительности.

Рассмотренные направления воспитания военнослужащих имеют свою специфику, однако они тесно взаимосвязаны друг с другом. Реализация содержания воспитания предполагает комплексный подход, предусматриваемый единство всех составных частей.

Таким образом, проведение комплекса воспитательных мероприятий совместно с Русской Православной Церковью, другими религиозными конфессиями по духовной поддержке военнослужащих и членов их семей, созданию атмосферы уважения к ратному труду защитников Отечества, является структурным элементом воспитания военнослужащих ВС РФ.

2. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕЛИГИИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Многовековая история нашего государства свидетельствует о наличии устойчивой духовно-религиозной традиции в Российской армии. Страна и ее армия всегда чтили религию.

В новых исторических условиях происходит возрождение утраченных традиций, религия начинает приобретать все большее значение как один из институтов формирования личности российского воина. По данным военных социологов, к верующим на сегодня себя относят более 43 % военнослужащих.

Нельзя не отметить, что в современных условиях националистические, экстремистские силы как у нас в стране, так и за рубежом стремятся использовать религию в своих интересах, сделать ее идеологией террора и вооруженных конфликтов. В условиях размытости социальных и культурных ценностей российского общества, духовного вакуума заметен обостренный интерес части российской молодежи к нетрадиционным религиозным культам и верованиям, носящим в некоторых случаях деструктивный, асоциальный характер.

Все это требует от органов военного управления, специалистов воспитательных структур, всестороннего учета религиозного фактора в работе с различными категориями военнослужащих; использования возможностей духовно-нравственных и патриотических основ религиозной веры в воспитании личности современного воина, создании в воинских коллективах здоровой морально-психологической атмосферы.

РЕЛИГИЯ, с точки зрения монотеистов, людей, признающих существование единого и единственного Бога, - это взаимоотношения между Богом и человеком (лат. religio). Отношения Бога, Творца и Высшего Правителя всего сущего к человеку состоят в содействии Его людям в осуществлении ими высших целей жизни. Эти цели представляют собой стремления человека к абсолютной истине, неизменному добру и высшему блаженству, то есть к истинному Богу, и воплощаются в усвоении религиозной истины, в отражении ее в человеческих знаниях, чувствованиях и деятельности.

Как известно, основными структурными элементами религии являются: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозная организация (см. схему). Каждый из них в свою очередь обладает своей внутренней структурой.

Религиозное сознание, например, включает в себя религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная деятельность в виде религиозного культа подразумевает наличие средств культа и культовую деятельность и т.д. Исторический опыт и практика современной общественной жизни показывают, что в качестве религиозного фактора может выступать как религия в целом, так и отдельные ее компоненты и даже их элементы. По своей структуре религиозный фактор состоит из объективных и субъективных составляющих.

Объективная составляющая - это религиозная действительность, которую застает данное поколение верующих, выражающаяся в определенном содержании религиозного сознания; в сложившейся системе религиозных отношений; в сформированном религиозном культе; в существующей на этот момент времени форме религиозной организации.

К субъективной составляющей относятся: определенное видение тем или иным религиозным сообществом своих задач в этом земном мире; наличие у данного сообщества верующих определенных чувств и воли, настроенных на выполнение этих задач.

Говоря о субъективной составляющей религиозного фактора, следует особо подчеркнуть, что она складывается не только из субъективных интересов той или иной религии, которые проистекают из ее догматов, но и из интересов конкретной религиозной организации или групповых интересов священников. Иногда к этому добавляются интересы того или иного церковного лидера. Заметим, что именно субъективное является импульсом для возникновения в религиозном течении всякого рода отклонений, что часто завершается образованием так называемых сект.