Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 23 (стр. 12 из 58)

Категориальная определенность мира состоит перво-наперво в его фундаментальных свойствах: целостности, саморазвития, конкретной всеобщности. Мировоззренческие отличия в толковании фундаментальных характеристик мира отображаются в способах решения кардинальных проблем миропонимания и научного познания. Так, целостность мира нашла отражение в проблеме единства мира, строясь на монистических, дуалистических, плюралистических взглядах, а характеристика саморазвития мира связана с вопросами его возникновения и становление, познанием Вселенной, природы, человека, их причинности и целесообразности.

Типология мира, в которой человек - это микрокосм, а Вселенная - макрокосм, ведет начало из мифологического отождествления естественного и человеческого бытия. Позднее в эту типологию был включен сакральный мир символического бытия, который отвечал представлениям о месте сверхъестественных сил в структуре универсуму, так называемого отношения Бог к миру. С появлением человека на высшем этапе развития материи структура бытия испытает коренные изменения. Наличие человеческого мира обозначается прежде всего на типологии мира, который делится на: материальный, духовный, объективно-реальный, субъективно-идеальный.

Отдельные миры делятся на Космос, Землю, живую и безжизненную природу с множеством субмиров, которые дополняются социогенными мирами с материально-культурной типологией (очеловеченная природа, техника и т.п.). Духовно-практическое освоение мира формирует типологию согласно его формам: жизненный мир повседневного бытия, мир культуры, мир символов и прочее.

Адекватное раскрытие проблемы существования мира становится возможным благодаря активизации таких форм мироотношений, в которых человек, выходя за границы имеющегося бытия, создает мир своего бытия.

25. Мировоззрение. Его исторические формы

Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

- Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

- Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Мы воспринимаем только целостно(в логике–можно раздробить явление).

Целостность–одна из особенностей мировоззрения. Мировоззрение по содержанию может быть:

научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным. М. м.б: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое(скептики–сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой). М. м.б. коллективистское(альтруистическое) или эгоистическое(разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма). М. м.б.: оптимистическим и пессимистическим; системным(на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д. Мировоззрение–личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Структура М.: мировосприятие(мироощущение) и миропонимание. 1. Мировосприятие. Основано на чувственно–наглядном(эмоционально–образном) восприятии. Определяет эмоциональный настрой(оптимизм-пессимизм, дружба-вражда и т.д.) 2. Миропонимание. Основано на познавательной, практической деятельности человека. Основные элементы: истинное знание и заблуждение. Знания возникают по причине–опыт конкретного человека+практика всего общества.

Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Основные компоненты философского мировоззрения: научно–теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

26. Особенности мифологического типа мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов? Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией.

Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно не зависимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое.

Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата.

27. Категория бытия, ее смысл и специфика. Структура бытия.

Бытие (онтология)– одна из основных категорий в Ф, это связь объективной (материальной) и субъективной (духовной) реальности, их единство и взаимодействие;. Действительность – это вся совокупность состояний (событий, явлений, чувств, замыслов человека, имеющих место в мире) в прошлом настоящем и будущем, отражает существующий мир. Объективная действительность – та, которая существует независимо от человека. Субъективная действительность – та, которая существует в сознание человека, т е это внутренний мир человека. Т обр. бытие есть все то, что существует: материальные вещи, процессы, свойства, связи, отношения, идеи и т д. Бытие находится в диалектическом развитии. Все конкретные формы бытия (растения, животные, сам человек) как бы возникают их небытия и становятся существующим бытием. Однако по окончанию своего существования оно вновь возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия. Возникновение той или иной формы бытия – это результат перехода одной формы бытия в другую. В основе любой формы бытия лежит такая субстанция как материя – это философская категория для обозначения объективной реальности и существующая не зависимо от наших ощущений, которые отражаются нашими органами чувств. Формы бытия: 1) бытие вещей, свойств, отношений, процессов природного и искусственного происхождения; 2) бытие Ч; 3) социальное бытие (социальная жизнь отдельного Ч и общества в целом); 4) бытие идеальное (духовное): субъективное (индивидуальное), объективное (внеиндивидуальное), объективированное идеальное (совокупность завершенных творений духа); 5) бытие Биосферы (земная оболочка, охваченная биологической жизнью).