Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 23 (стр. 8 из 58)

18. Признаки материи.

Материальный мир - это три взаимосвязанные системы:

- неживая природа

- живая природа

- общество (социальная материя)

В каждой из этих систем выделяются свои структурные уровни, генетически связанные

между собой.

Уровни организации материи - это классы объектов, сходных по строению, структуре.

Основные структурные уровни неживой природы:

1. Субэлементарный уровень организации материи (лептоны, кварки)

2. Элементарный уровень (элементарные частицы, физический вакуум). Все

элементарные частицы обладают корпускулярно-волновым дуализмом, то есть свойствами

вещества и поля. Физический вакуум - это особое состояние материи, связанное с непрерывным

появлением и исчезновением виртуальных частиц (потенций элементарных частиц). Физический

вакуум может скачком перестраивать свою структуру (фазовые переходы). Учёные объясняют

возникновение нашей вселенной путём взрыва, связанного с рождением элементарных частиц в

результате одного из фазовых переходов в вакууме.

3. атомы

4. молекулы

5. макротела

6. планеты - особый тип макросфер, имеющий ядро, литосферу, атмосферу, гидросферу.

7. планетные системы, которые состоят из планет и звёзд

8. галактики - включают планетные системы и звёзды

9. системы галактик

10. метагалактика

Современная наука допускает существование других миров (внегалактических объектов)

Микромир (1 - 4 уровни)

Макромир (5 - 6 уровни)

Мегамир (8 - 10 уровни)

19. Формы движения материи

"Движение в применении к материи есть изменение вообще". Основанием движения выступает

всеобщее взаимодействие, которое объединяет мир в единую целостную систему. Движение- это

выражение внутренней активности материи. Движение противоречиво: это единство прерывности и

непрерывности, абсолютного и относительного.

Прерывность движения - это его дифференцированность на множество процессов.

Непрерывность движения - это взаимосвязь всех видов движения.

Покой есть момент движения. Он относителен. Невозможен по отношению ко всем формам

движения одновременно.

Абсолютность движения означает:

1. Движение - способ существования материи, без которой она не существует.

2. Оно неотвратимо и неуничтожимо, как и материя.

3. Движение определяет характер изменения матер. мира.

Два типа движения:

-движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качеств.

-движение, связанное с изменением качества.

Такой тип движения называется "развитие".

Выделяют след. формы движения:

1. Механическое.

2. Физическое (движение молекул, внутриатомное и внутриядерное)

3. Химическое (движение атомов)

4. Биологическое (обмен в-в между организмом и средой)

5. Социальное (развитие общественных отнош. в рез-те практ. деятельности людей)

Взаимосвязь форм движения материи:

- предыдущая форма обуславливает явление последней, более высшей, но не сводится к ней.

Два направления:

1. Редукционизм - сведения сложных форм движ. к простым.

2. Антиредукционизм - неучитывание связи между формами движения.

20. Материализм и диалектика марксистской философии.

Диалектический материализм — философское направление, изучающее наиболее общие закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности. Диалектический материализм создан в XIX веке Марксом и Энгельсом и развит в новых исторических условиях Лениным, другими философами-марксистами. Теоретическими источниками диалектического материализма явились прежде всего критически переработанные идеалистическая диалектика Гегеля и философский материализм Фейербаха. Марксистская философия является прямым продолжением лучших, наиболее прогрессивных учений прошлого. Диалектический материализм вбирает в себя наиболее значительные достижения современной мировой философской мысли, стремясь связать их с передовой культурой и духовными поисками нашей эпохи.

Основными системообразующими принципами диалектического материализма являются:

принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление);

принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; («Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». — К. Маркс, «К критике политической экономии»)

принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;

принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;

принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества;

принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества — с другой.

Не сводя все развитие философии исключительно лишь к борьбе идеализма и материализма, данный принцип требует чёткого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления.

Цели

Диалектический материализм стремится к творческому соединению в едином целостном учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Он отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Поэтому диалектический материализм и исторический материализм представляют собой единое философское учение.

Функции

Диалектический материализм выполняет ряд важных функций.

Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой.

Другая его функция — методологическая. На основе целостного миропонимания диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности в современных условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира.

Диалектический материализм играет важную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции современных научных знаний в условиях научно-технической революции и информатизации общества.

В период коренной перестройки, радикальной экономической и политической реформы философия марксизма выступает как теоретическое обоснование нового политического мышления. Вместе с тем обновление общества и идеология требуют обновления самой философии, отказа от догматических формулировок и жёстких ограничений философских исследований, сложившихся в эпоху культа личности и застоя.

21.Исторические предпосылки возникновения, источники марксистской философии, её особенности.

Термин «Диалектический материализм» создал в 1887 году Иосиф Дицген, социалист, который состоял в переписке с Марксом с 1848 года. Сам Маркс термин «диалектический материализм» не использовал. Маркс говорил о «материалистической диалектике» и «материалистическом понимании истории», на что впоследствии ссылался, как на «исторический материализм», Фридрих Энгельс. В марксистскую литературу термин «диалектический материализм» ввёл русский марксист Георгий Плеханов. Владимир Ленин активно использовал данный термин в своих работах.

Основные положения диалектики были сформулированы Гегелем в форме диалектического идеализма и восприняты Марксом в пору юношеского увлечения гегельянством. Так, Гегелем (и отчасти Шеллингом) был сформулирован принцип единства и борьбы противоположностей, получивший развитие в философских учениях 20-х годов XIX века (В. Кузен и его «взаимодействие противоположностей»). Идея взаимопроникновение и взаимопорождение противоположностей заметно перекликается с древнекитайской философской концепцией инь и ян. Большое внимание Гегель уделял вопросу перехода количественных изменений в качественные («узловые точки развития»).