Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 23 (стр. 36 из 58)

Общественная жизнь по своей сути, а главное, в своей основе есть жизнь практическая. Поэтому и практика столь же многогранна в своих проявлениях, как и сама жизнь общества.

Это и семейно-бытовая деятельность, и деятельность в сфере культуры, воспитания, военная деятельность и т.д. Но основные виды практики - это, во-первых, материально-производственная, трудовая деятельность, во-вторых, социально-преобразующая деятельность, вносящая изменения в основные сферы общества, и, наконец, научно-экспериментальная практика в виде экспериментов, наблюдений, измерений и т.д.

Связь познания и практики взаимная. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Кроме того, вводя предметы в практический оборот, преобразуя их, человек получает первичную информацию об их свойствах и проявлениях в виде ощущений, восприятий, представлений. Больше того, и теоретическое знание есть обобщение практики на сущностном уровне, а сам переход от эмпирии к теории диктуется отнюдь не чистым любопытством, а потребностями практики в выявлении закономерностей природных и социальных процессов. Так, практика селекции, искусственного отбора животных и растений человеком, дала Ч. Дарвину материал, сыгравший немалую роль в выработке теории естественного отбора, эволюционной теории в целом.

Естественно, далеко не все знания мы получаем, отталкиваясь непосредственно от практики, так сказать, апостериорно, на основе опыта. Часть знания, достаточно большую, мы получаем априорно, до опыта из книг и иных источников. Но эти знания априорны лишь по отношению к данному индивиду, но не к человечеству.

Однако практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания, ее потребности выступают как важнейшая движущая сила познания. Так, повышенный интерес к разработке экологической проблематики в наши дни определяется в первую голову практическими потребностями преодоления экологического кризиса, а внимание к вопросам генетики - практическими потребностями увеличения производства продовольствия, борьбы с наследственными болезнями и т.д.

В конечном счете, как уже отмечено выше, "скачок" от эмпирии к теории есть ответ на потребности практики в проникновении в глубины сущности, в раскрытии закономерностей природы.

Следует подчеркнуть, что, как правило, сам первый шаг практического применения теории дает необходимый материал для ее дальнейшего продвижения вперед и порождает мощные стимулы к ее развитию. Так было в свое время с электричеством, так сравнительно недавно обстояло дело с развитием атомной физики твердого тела, кибернетики.

Вместе с тем и здесь недопустима абсолютизация: при всей роли практики и ее влиянии на познание последнее обладает относительной самостоятельностью. Действительно, движение познания нередко обеспечивается собственной логикой, преемственностью в его развитии, больше того, сама научная мысль способна в отдельных случаях намного опережать практику. Роль практики видна и в том, что она дает познанию инструменты и технические средства научного исследования, что особенно важно в современных условиях, в обстановке прогрессирующей индустриализации науки.

Наконец, практика выступает и как цель познания, хотя в оценке этого параметра воздействия практики на познание одинаково ошибочны обе крайности - и узкий практицизм в подходе к науке, непомерно сужающий диапазон исследовательского поиска, и попытки ухода в так называемую "чистую" науку, нежелание работать над решением практических задач.

К тому же нужно видеть и учитывать неодинаковую дистанцию разных отраслей знания от практики: связь технических наук с производственной практикой самая непосредственная, фундаментальных наук - более отдаленная, опосредованная.

Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в наши дни в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии и материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.

Наряду с этим важно видеть и учитывать, что познание в свою очередь оказывает существенное обратное влияние на практику, реализуя, в частности, информационно-отражательную функцию, формируя идеальные планы деятельности.

Не меньшее значение для практики имеет проектно-конструкторская функция познания, обеспечивающая формирование таких видов деятельности, которые без науки не могли бы возникнуть.

Кроме того, познание воздействует на практику через регулятивную и корригирующую функции, влияние которых проявляется в управлении практикой и в коррекции, выправлении отдельных сторон практической деятельности.

Иными словами, не только практика устанавливает истинность теории, но и подлинно научная теория выполняет роль критерия правильности практики.

Наконец, познание, теория воздействуют на практику через предсказательную, прогнозирующую функцию, определяя не только тактику, но и стратегию практической деятельности.

Все это вместе взятое свидетельствует о взаимном влиянии практики и познания, практики и теории, об их органическом единстве.

Анализ сущности познавательного отношения человека к миру и выявление роли практики в познании как его источника и основы подводит к решению следующей узловой проблемы - к рассмотрению, так сказать, механизма процесса, соотношения в нем чувственного отражения и рационального познания.

65. Диалектический характер процесса познания, единство чувственной и логической стороны познания.

Научное познание есть процесс, то есть развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический. Но прежде всего познание делится на:

- чувственное познание,

- рациональное,

- практика – проверка полученных знаний.

Чувственное познание существует в трех формах:

- ощущение,

- восприятие,

- представление.

Ощущение – результат приспособления к условиям внешней среды и является средством адекватного реагирования организма. Ощущения обладают активностью и инертностью, то есть позволяют сопоставлять текущие ощущения с прошлым опытом. Ощущения делятся на:

- ощущения, отражающие свойства и явления внешнего мира,

- ощущения, отражающие движение и состояние органов тела.

Между ними тесная связь. Человек ощущает внешний мир не пассивно, а реагируя на него в соответствии со свойствами внешних предметов. Функции ощущений в процессе познания:

- различение объектов,

- отождествление объектов.

Роль ощущений – без него невозможна деятельность мозга, сознания. Они позволяют ориентироваться во внешнем мире.

Восприятие – целостное отражение внешнего материального предмета, воздействующего на органы чувств. Восприятие отражает внешние определения предметов, внутренние раскрыть не может. Чувственное восприятие – непосредственный образ вызывающего его предмета. Восприятие может быть опосредовано прошлым опытом или специальными орудиями. В результате воздействия внешних предметов на органы чувств мозг сохраняет образы, которые могут оживляться без непосредственного воздействия предметов. Эти образы – представления. Отличие от восприятия:

- представления – образ без непосредственного предмета, следовательно, меньше ясность и отчетливость,

- представления характеризуют более общие черты предметов (меньше деталей),

- на основе связей восприятия с представлением могут меняться и появляться новые образы.

Рациональное познание (логическое) происходит от чувственного посредством логического мышления – высшей функции головного мозга (опосредованное, отвлеченное и обобщенное отражение предметов внешнего мира, их существенных сторон, связей и отношений). Мышление:

- опосредованное познание (не требует непосредственного контакта),

- отвлеченное (отбрасывание несущественных черт предметов),

- обобщенное (обобщение множества предметов на основе существенных признаков),

- активное (направлено на решение задач путем оперирования понятиями).

Существуют три формы рационального познания: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – особый умственный образ, отличающийся от чувственного. Он обобщен и лишен наглядности. Отход от многочисленных чувственных признаков к общим, главным признакам формирует понятие. Суждение – мысль о каком-либо предмете, где что-либо утверждается или отрицается. Суждение – отражение связей между предметами в расчлененной и развернутой форме. Умозаключение – форма логического мышления, когда из некоторых суждений выводятся новые на основе закономерных связей суждений. Бывает индуктивным и дедуктивным. Существуют две точки зрения о происхождении умозаключения: врожденное или практика. Благодаря умозаключению человек не должен практически обосновывать эмпирические суждения.

Уровни научного познания:

Эмпирический – преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональные моменты присутствуют, но имеют подчиненное значение. Характерные признаки: сбор фактов, первичное обобщение, описание экспериментальных данных, классификация. Эмпирическое исследование направлено на объект непосредственно. Приемы: сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент.

Теоретический уровень характеризуется преобладанием рационального момента: понятий, теорий, законов. Живое созерцание – подчиненный, но очень важный момент познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Приемы: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция и так далее. Характерная черта – направленность на себя, внутринаучная рефлексия, то есть исследование самого процесса познания, его форм, приемов.