Смекни!
smekni.com

Философия, круг ее проблем и роль в обществе (стр. 2 из 4)

их как утилитарных ценностей, удовлетворяющих потребности людей и тем

самым приносящих пользу – вот тот материал, из которого начинает строить-

ся научная картина мира.

Философия также возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не

в состоянии выразить духовное содержание культуры бурно развивающегося

цивилизованного общества. Причём философия занимает особенное место в

мировоззренческих построениях: её нельзя вывести непосредственно из ми-

фов или представить как обобщённый и выраженный в абстрактной форме

опыт практической деятельности людей. Так же как к науке, особняком стоит

она и по отношению к религии, поскольку стремится дать рациональное, то

есть разумное объяснение действительности, не опираясь на слепую веру и

тем более на нелепые суеверия.

Специфика философского знания заключается в том, что это знание имеет

рефлексивный характер, от латинского reflectia – отражение, то есть это такое

знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Ко-

гда человек размышляет обо всём сущем не отстранённо, а с позиций своего

субъективного отношения к природе, обществу и даже Богу; когда человек

прежде всего обращает внимание на свои собственные действия с точки зре-

ния именно своих интересов и сквозь призму именно своих человеческих

оценок; когда человек стремится представить себе не мир вообще, не мир как

таковой, а как мой мир, он вступает на поле философии.

Религия и наука находятся в оппозиции друг к другу: это альтернативные и непримиримые формы мировоззрения, и по мере развития человеческого общества в ходе эволюции его духовной культуры пропасть между религией и наукой расширяется и углубляется.

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел высказал идею о том, что

философия как раз и призвана служить мостом между религией и наукой, она

должна осваивать ничейную землю между ними, выстраивать свои теорети-

ческие конструкции между областями пылкого воображения и сухого факта,

которые дают каждая сама по себе одностороннюю и, следовательно, непол-

ную и недостаточную картину действительности.

Философия, таким образом, является центром, системообразующим

ядром мировоззрения, обеспечивающим его целостность и полноту.

Философия существует уже три тысячи лет. В европейской культуре она возникла в конце VП века до нашей эры в Древней Греции. За двадцать шесть веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся и великих мыслителей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философского знания. Как разобраться в многообразии философских построений, различных мировоззренческих идей, альтернативных и нередко противоположных по смыслу и конкурирующих друг с другом философских теорий?

Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих «Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Георг Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой немецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулировал её следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос о том, что первично: материя или сознание, бытие или мышление, природа или дух?» Ещё одна постановка вопроса звучит так: «Создан ли мир Богом, или он существует от века?» Иначе говоря, первичность не сводится к ответу “раньше – позже”, а означает начало и причину, основание и сущность.

Основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание представляют собой изначальные сущности и не могут быть сведены друг к другу. Каждая из них независима и в действительности они занимают равное место. Такая позиция получила наименование дуализма и встречалась в истории философии гораздо реже, чем материализм и идеа-

лизм, которые, утверждая принцип единства мира, могут быть охарактеризо-

ваны как монизм, монистическая философия от mono – один. Ярким предста-

вителем дуализма был французский философ ХУП века Рене Декарт.

Возможен также и такой вариант ответа на основной вопрос философии, в

котором утверждается наличие множества первоначал, в предельном случае

множества неограниченного. Такое решение получило название плюрализма

от латинского pluralis – множественный и было предложено один лишь раз за

всю историю философии великим немецким мыслителем ХУП века Готтф-

ридом Лейбницем.

Ещё одна проблема, а именно: “познаваем ли мир? способен ли человек

правильно и со всей возможной глубиной постигнуть сущность окружающей

его действительности?” - эта проблема получила в упомянутой работе Эн-

гельса наименование второй стороны основного вопроса философии, по-

скольку речь идёт о взаимосвязи и единстве бытия и мышления. Этот вопрос

допускает два ответа: “мир познаваем”, и такое решение называют гносеоло-

гическим оптимизмом от греческого gnoseo – знаю; и “мир непознаваем” –

гносеологический пессимизм или агностицизм, яркими представителями ко-

торого были шотландский философ ХVП века Давид Юм и родоначальник

немецкой классической философии ХIХ века Иммануил Кант.

Варианты решения как первой, так и второй стороны основного вопроса

философии представляют собой основные типы философских построений, а

частные решения в рамках каждого из типов ре-шений составляют дальней-

шую классификацию философских теорий.

Предмет философии изменялся со временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный характер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях, которые составляют центр духовной культуры общества в ту или иную историческую

эпоху, к которым обращён пристальный интерес людей в определённый пе-

риод их исторического развития, которые заполняют как сознание отдельных

людей, так и общества в целом.

Так, в Aнтичную эпоху, с VI века до нашей эры по IV век нашей эры

предметом осмысления была природа, поскольку люди в то время ещё не от-

деляли себя от природы, не противопоставляли себя ей и более того – упо-

добляли себя природе, полагая, что человек есть микрокосм, то есть малень-

кое подобие большого космоса. Природные силы и стихии, устройство земли

и неба, события и явления в окружающей ойкумену – обжитой и освоенный

людьми мир - естественной среде: вот что занимает умы древних мыслите-

лей. В натуралистическом мировоззрении Античности человек вписан в со-

став космоса как один из его элементов и понимание космического порядка

имеет первостепенное значение. В силу этого обстоятельства философия ан-

тичной эпохи может быть охарактеризована как космоцентризм.

В Средние века, с V по XIV, ориентация философии меняется радикаль-

ным образом, поскольку центральное место в духовной культуре общества

занимает религия и философия рефлексирует над содержанием религиозных

мировоззренческих доктрин. Теперь её занимают проблемы сотворения мира,

божественного откровения, гармонии веры и разума, цели существования и

конца света. Видное место занимает проблема теодицеи – оправдания Бога и

поиска источника зла.

Понятно, что центральной фигурой религиозного мировоззрения являет-

ся сам Творец, сущность которого стремятся постигнуть как силой ума, так и

путём сверхчувственной интуиции, когда обладающему глубокой и искрен-

ней верой человеку божественное Провидение приоткроет завесу тайны бы-

тия. В связи с ориентацией на постижение Бога и Его сакральной воли сред-

невековая философия предстаёт перед нами как теоцентризм (от греческого

theos – Бог).

Следующая эпоха – Возрождение, XV - XVI века – выдвигает на веду-

щую роль в общественной жизни другую форму духовной культуры, а имен-

но: искусство. Ренессанс, эпоха Возрождения стала временем гениального

творчества великих мастеров живописи и музыки, поэзии и прозы, ваяния и

зодчества. По всем странам Европы прошло движение гуманистов (от латин-

ского humanum – человек), внушая всеми средствами искусства уважение к

достоинству человека, провозглашая самоценность человеческой жизни.

Человек-художник, человек-мастер, человек-творец – он чуть ли не рав-

няется с самим господом Богом и уж во всяком случае как образ и подобие

Божие на земле человек обладает свободой воли и поэтому сам является хо-

зяином своей судьбы и несёт ответственность за свои прошлые деяния и гря-

дущие последствия. Такое направление мировоззренческой мысли называет-

ся антропоцентризм (от греческого anthropos – человек).

Эпоха Просвещения охватывает XVII - XVIII века и характерна бурным

развитием науки, которая после философских манифестов Френсиса Бэкона

приобретает опытный, экспериментальный характер и превращается из умо-

зрительной и спекулятивной схоластики, университетского школярства, в

науку в современном понимании этого слова, то есть в профессиональную

познавательную деятельность.

Академические учёные сообщества, книгопечатание и появление массо-

вой прессы, распространение грамотности от светских салонов до городских

и даже сельских низов – вот приметы времени. Выдающиеся учёные, фунда-

ментальные теории в естествознании, поразительные открытия в исследова-

нии живой и неживой природы – вот достижения эпохи. Само слово “про-

свещение” означает борьбу света разума против тьмы невежества, света нау-

ки против религиозного мракобесия. Рефлексия над наукой приводит фило-

софию к тому, что она выступает как гносеоцентризм (от греческого gnosis –