Смекни!
smekni.com

Философия, круг ее проблем и роль в обществе (стр. 3 из 4)

знание).

В XIX веке наступает эпоха классицизма. Классические, то есть образ-

цовые, служащие примером и предметом изучения и подражания, закончен-

ные и совершенные творения – это идеал позапрошлого века. В этот период

создаются классические теории в науке, появляются классические литерату-

ра, живопись, музыка. В России, к примеру, это Лобачевский и Менделеев,

поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники, “мо-

гучая кучка” композиторов.

Век девятнадцатый – это время наполеоновских войн, бурных и крова-

вых революций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социаль-

ных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным – он обрёл ха-

рактер бурной публичной жизни и состояние общества, юридические и соци-

альные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистике и даже ис-

кусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает

новый фокус общественного внимания и выступает как социоцентризм (от

греческого socium – общество).

Наконец современная эпоха, XX век – это время крупнейших социаль-

ных революций, имевших мировое значение; время мировых войн, вовлек-

ших в трагедию самоистребления большую часть человечества; время все-

мирных организаций, таких как Лига Наций и ООН; время создания круп-

нейших региональных союзов наднационального характера в Европе, Север-

ной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе.

Двадцатый век – это век глобализации общественной жизни, когда мно-

гие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и поли-

тики приобретают общепланетный масштаб. Оружие массового уничтоже-

ния, спутниковые системы связи, транснациональные корпорации составили первые несущие конструкции единого человечества. В этих условиях исключительную роль начинает играть политика,управленческие технологии, формирование общественного мнения, культивирование массовой психологии и идеологии.

Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своего

предмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием

к социальной проблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе раз-

вития своего предмета как политоцентризм (от греческого polis – город, го-

сударство).

Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:

«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).

«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)

«Философские проблемы становятся такими, если они стремятся под луч одной проблемы — конечного смысла». (М. Мамардашвили).

Во всех этих высказываниях прослеживается одна стержневая идея: философия предстает как мыслящее мировоззрение, как существенное понимание, высшее ориентирование, вершинное выражение смыслов и ценностей, указание на стратегическую цель нашего пребывания в мироздании.

Но с момента своего зарождение и поныне философия сталкивается со своим неприятием, с сопротивлением, с попытками отторжения. Это связано со многими факторами, и, прежде всего — с кризисными явлениями в культуре, когда многие говорят, что они изверились в философии. Однако, при этом важно помнить, что кризисные явления преходящи. И хотя старые идеи низвергаются, но потом к ним обращаются вновь, и они предстают в совершенно новом ключе. Все они — «грани целостности, блики единства» Все они дополняют друг друга (античные и постмодернистские, системно-логичные и афористичные) — их единит общность проблем и глубина видения, причастность к вечности, к фундаментальным истокам мысли и человеческого существования, стремление от быта к бытию.

Философия не просто тесно связана со всеми сферами культуры (наукой, искусством, религией, политикой, идеологией и пр.), но в какой-то мере является их частью, либо можно сказать наоборот, что философия объединяет в себе какие-то качества науки, искусства, религии, обыденного здравого смысла и даже мистики. Рассмотрим эти соотношения подробнее.

Конечно философия не может не учитывать науки с ее стандартами, нормами и идеалами, но невозможно превратить философию в строгую науку, так как у философии есть и свои самодостаточные способы постановки проблем, обоснования прозрений. Философия изначально и принципиально плюралистична, а естествознание в своих выводах — однозначно. Философия потому и существует, что есть вопросы, на которые наука никогда не даст ответа. Нельзя научно обосновать свободу. Хотя ученые — люди свободные, но их мысль разворачивается в жестких рамках установленных закономерностей, фактов и обстоятельств, неумолимой логики. Философская же мысль может быть непроизвольна, внерациональна, она может быть и афористична, и эссеистична и даже деконструктивна. Это пример свободного вдохновения, могущего строить любые воображаемые миры. Философия — пограничное знание, она всегда на грани знания и незнания, сокрытого и несокрытого.

Особенно ясно отличие языка философии от научного, в первую очередь естественнонаучного, видно при сравнении словарей. Если в словаре естественной науки каждому термину дано четкое определение, указаны способы и области его применения, и лишь в редких случаях упоминается имя ученого, впервые употребившего данный термин, то совсем иная картина в философском словаре. До девяносто процентов его содержания составляют исторические справки, сообщающие о том, кто и в каком смысле употреблял обсуждаемый термин. То есть в философском словаре больше представлена история понятий и принципов — своего рода эпизоды развития языка философии, в то время как словарь конкретной науки дает теорию понятий и принципов.

Проблемные поля философии и религии особенно близки. Возможно, религиозное сознание более канонично и догматично, а философия в качестве субстанции может брать любое начало: идея, абсолют, хаос, жизнь, воля, материя, Дао, единое и пр. Философская рефлексия может органично дополнять данность мира в религиозном и мистическом опыте.

Если знакомиться с философскими текстами, то становится явным, что у каждого философа есть свой стиль письма, так же как и каждый писатель, работающий в сфере художественной литературы, имеет свой неповторимый стиль. В философских текстах часто используются тропы, образы, напоминающие художественные — все это сближает философию с искусством.

В то же время философский язык гораздо ближе к обыденному, разговорному языку, чем, например, язык науки. Философствование включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на познание ближайших причин явлений. В обыденной жизни нередко проявляется такой феномен человеческой жизни как мудрость. Мы можем сказать «мудрый человек», «мудрый философ», но вряд ли скажем «мудрый инженер» или «мудрый химик». Не случайно слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». В своей любви к мудрости, философия, охватывая все достижения культуры, осмысляет их, выделяет самое главное, существенное. Но это происходит не только в форме отстраненного анализа, но через глубокую заинтересованность, переживание и сочувствие.

Однако мы знаем, что существует понятие мировоззрения, как совокупности взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Как же соотносятся эти два понятия: философия и мировоззрение? Здесь возможен двойственный ответ. С одной стороны, философия — это высокий теоретический уровень мировоззрения, где само мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер. Но с другой стороны, учитывая, что понятие мировоззрения охватывает гораздо более широкий спектр явлений, можно считать, что философия — это часть (или одна из форм) мировоззрения (хотя несомненно, одна из самых теоретически продуманных). К числу других важнейших форм мировоззрения относят мифологическое и религиозное.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. На самой ранней стадии общественного развития человечество в форме мифов. то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на глобальные вопросы происхождения и устройства мироздания в целом, выразить представления о возникновении наиболее важных явлений природы, жизни животных и людей. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. По мере формирования культовой системы, то есть системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным, абсолютным, вечным — формировалось и религиозное мировоззрение. Оно помогало человеку вырваться из сферы преходящего, временного — в сферу идеального, абсолютного, вечного (трансцендентного), придавало устойчивость человеческому бытию, смысл человеческой жизни.

Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера «Илиада» и «Одиссея». О философских воззрениях Гомера можно сказать, сто он всецело находился на почве философии. Ему принадлежит изречение: «Мы все вода и земля». Он не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод (VII в. до н.э.) – крестьянский поэт, автор знаменитых «Трудов и дней» и «Теогонии». Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии в сонме олимпийских богов. «Родословная богов» начинается так: в начале был Хаос. Из него родилась Земля (Гея). Вместе с Землей рождаются Эрос и Эреб – начало мрака вообще и Ночь как самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще и День как определенный свет. Гея рождает Небо – видимый небесный свод, а также горы и морскую пучину. Такова предварительная «Теогония», т.е. происхождение мира. После этого начинается родословная богов: от брака Геи и урана, т.е. Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны-гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из титанов Кроноса – берет начало новое поколение богов: сын Кроноса – Зев в борьбе за власть отсекает у отца «мужское достоинство», которое с огромной небесной выси падает в море, поднимая сильную волну, и из морской пены появляется во всей своей божественной красоте богиня любви – Афродита. Богиня справедливости Дике и Необходимость есть начало всякого земного рождения и слиянности – та, которая посылает женщину сопрягаться с мужчиной и, наоборот, мужчину с женщиной; она взяла себе в помощники Амура и родила его первым из всех богов.