Смекни!
smekni.com

Античная философия с конца 7 в до н.э 6 в. Н.э (стр. 2 из 6)

- Несовершенство чувств, даверяет только разуму, чел. Может созерцать Бога только силой разума.

- Бессмертие и переселение душ

Анаксагор (500-428 до н.э)

- Первый ученый-профессионал

- Что образуется – смешение-разделение. Все предметы могут быть только сочетанием уже существующих начал.

- Разум(Нус) – сила, которая сочетает элементы, сила, движущая Вселенной.

- Впервые к материи присоединил разум: «Все вещи были вперемешку, потом пришел Разум и их упорядочил», сила приводящая стихии в определенное устройство.

- Поставил Разум и Закон в основу бытия.

- Ум воцаряется над бытием и управляет движением

- Отделил ум от материи. Материя не объясняет явлений движения, мышления и целе-сти в миропорядке

- Логос – универсальное начало. Играет роль мирового двигателя.

- Отверг судьбу и случай

Атомизм Левкиппа - Демокрита.

- Атомизм проявился как движение античной мысли к философской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипотеза, развитая Левкиппом (5 в. до н.э.) и особенно Демокритом, связана с Древнем Востоком.

- первоначала сводили к атомам. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. Соединение атомов образуют все многообразие природы

- Демокрит разработал свой научный метод познания, основанный на опыте, наблюдения и теоретического обобщения фактического материала.

- Вселенная Демокрита точно подчинена принципу причинности. В этом состоит принцип осмысления сути вещей.

- душа человека состоит из мельчайших круглых постоянно мятущихся атомов, обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ.

- от предметов истекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия,

- признании бытия Бога. По Демокриту, бог состоит из атомов, а бог есть космический разум.

Идея атома содержит в себе принцип предела делимости материи: мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный в создании и последний в разложении вещественный элемент сущего. А это - гениальный взлет мысли на принципиально новый уровень философского постижения сущего.

Софисты и софистика: Протагор, Горгий, Продик.

В 5 в. до н.э. во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии.

- Софист - человек , кот посвящал себя умственной деятельности или искусного в какой _ либо премудрости, в том числе учености.

- Софисты - учили не только техники политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии.

- проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а так же конкретно-научным и философским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности. Доказываемых положений и даже прибегали к нелепым ходам мысли.

- В своем стремлении к убедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой.

Протагор.

- человек есть мера всех вещей

- говорит об относительности всякого знания , доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Горгий

- диалектика имеет скорее характер отрицательный только как средство доказательства или опровержение и при том лишена систематичности.

- Труд « О природе»: ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно не познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что не о чем нельзя сказать достоверно.

Продик

- проявляет исключительный интерес к языку, к проблемам семантики и синонимии, т.е. идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов.

- уделял правилам спора

- Именно с них начинается философская лингвистика.

Сократ (469-399т до н.э.).

- диалог стал основным методом нахождения истины.

- повивальное искусство, именуемое майевтикой - искусство определять понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные.

- Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров.-

- Логика, впервые начал использовать индуктивные доказательства, общие определения понятий

- впервые поставил в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души.

- Главная цель его философии - восстановить авторитет знаний, поколебленный софистами. он знает только то, что ничего не знает.

- глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира.

- Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

- власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым и непременно обладающим искусством государственного управления. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

Платон (427-347 до н.э.)

- « Мир : в нем общее совмещено с единичным, а космическое - с человеческим. мир по природе двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной.

- Идея - центральна категория у п. Идея вещи - это смысл, сущность вещи.

- Высшая идея – идея абсолютного

- доказывает существование Бога, чувством нашего сродства с его природой, который как бы, «вибрирует» в наших душах.

- Трактуя идею души, Платон говорит : душа человек до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. затем она попадает на грешную землю,

- Основные вопросы своей жизни душа разрешает еще до рождения, появившись на свет, она уже знает все, что нужно знать. Она сама избирает свой жребий: ей уже как бы предсказана своя учесть, судьба.

- душа - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная - обращенная к идеям; пылкая аффектно-волевая; чувственная, движимая страстями. Разумная часть души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия.

- недооценивал роль чувственной ступени познания, полагая, что ощущения и восприятия обманывают человека. Платон подошел к познанию с позиции диалектики. Чтобы познать предмет, мы должны не только ощущать, но и понимать его.

- Категории: сущее, движение, покой, тождество, различие

- происхождение общества и государства обосновывает тем, что отдельный человек не способен удовлетворить свои потребности в жилище, пище, одежде и.т.п. теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое государство Платон противопоставил античной демократии, допускавший народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. Демократия была для него объектом острой критики.

- Благо как единство добродетели и счастья.

- Идеал аболютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противопоставляется приятному

- высшее благо пребывает вне мира. высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире.

- чувственный мир несовершенен - он полон беспорядка . задача же человека в том, чтобы возвысится над ним и всеми силами души стремится к уподоблению Богу

- В самой чувственности Платон высвечивает эрос, стремление к идеалу в высшей красоте и вечной полноте бытия.

Философия раннего эллинизма.

Эллинизм , охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной , Римской империи характеризует собой последующую античною философию

происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Философия сосредотачивалась на субъективном мире человека.

своеобразие школ и направлений.

Киники

ученик Сократа Антисфен (ок. 450- ок. 360 до н.э.)

- опрощение жизни, отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, считал утонченную философию никчемной.

- чтобы быть ближе к природе.

- не должно быть не правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко обсуждали рабство. презирал роскошь и стремление к наслаждению.

его ученик Диоген (400-ок. 325 до н.э

- предание о том, как Диоген днем с огнем искал честного человека. Он упорно искал добродетели, моральная свобода заключается в освобождении от желания.

- Мир плох, поэтому надо научиться жить независимо от него.

- Блага жизни непрочны: они – дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за подлинные заслуги

- Для мудреца самое важное - смирение.

Бродячие и невозмутимые киники, проповедовали верховенство природы и разума, единой сущности всего существующего и ничтожность всех искусственных разделений границ, ратуя за принцип космополитизма.