- Ун-ии сущ-ют трояким образом: до вещей» в божественном разуме, «в самих вещах» как их сущность, после вещей, те в чел разуме как результат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса – «умеренный реализм», в отличие от крайнего, в кот общее существует только вне вещей.
Номиналисты (Росцелин (1050-1120)
- довели идею отрицания объективного существования общего до логического конца, считая, что универсалии существуют лишь в чел. Разуме, чел. Мышлении, те отрицали наличие общего в конкретной единичной вещи и существование «до вещи»
- Универсалии суть только только имена вещей, и их существование сводится лишь к колебаниям голоса
- Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания
Церковь приняла умеренный реализм Аквинского, а номинализм был осужден
Выступая против крайностей н и р, Пьер Абеляр
- выработал объединяющую формулу концептуализма: универсалии не обладают универсальной реальностью, реально существуют только отдельные вещи
- Однако универсалии получают известную реальность в сфере ума в качестве понятий, представляющих собой результат абстрагирования, умств обощения отдельн свойств вещей