Смекни!
smekni.com

Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека (стр. 5 из 6)

И все же трагизм личностного соприкосновения со смертью не снимается нравственно-философским сознанием не только ро­дового, но и личностного бессмертия в культуре человечества, в его истории. Поэтому скорее не безоглядный оптимизм, а реа­лизм - точнее, научный, реальный гуманизм - является адек­ватной нравственно-философской основой научного и гуманного подхода к вопросам смерти и бессмертия человека. Этот подход, разумеется, не дает окончательных решений, пригодных для всех и каждого. Но он обозначает общую мировоззренческую позицию и жизненные пути решения этих вопросов, столь несхожих и непов­торимых в интеллектуальном и эмоциональном отношении для каждого из нас.

«ПРАВО НА СМЕРТЬ»

В наши дни социально-этические и нравственно-гуманисти­ческие аспекты проблемы смерти привлекают к себе возрастающее внимание в связи не только со все более широко осознаваемыми и обострившимися личностными дилеммами и альтернативами бытия, но и с успехами биомедицинских исследований, в част­ности реаниматологии, способствующей возвращению к жизни людей, в том числе даже находившихся в состоянии клинической смерти.

Уже сейчас многие ученые ставят вопрос о том, чтобы био­логия, наука о жизни, была дополнена новыми представлениями о биологии смерти. Здесь возникает множество нравственно-гу­манистических дилемм, выходящих за рамки традиционных воз­зрений. С особой остротой обсуждается, например, «право на смерть» в дискуссиях, где сталкиваются две противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность сво­боды личности в решении этих вопросов, а с другой - ее пол­ную подчиненность общественным и государственным интересам (концепция так называемого патернализма).

В какой-то мере сам термин «право на смерть» звучит пара­доксально: ведь на протяжении веков предпосылкой всех чело­веческих прав являл ось самое главное, фундаментальное из них ­право на жизнь. В целом любые из когда-либо провозглашавших­ся прав человека можно рассматривать как развертывание, рас­ширение или конкретизацию этого основополагающего права, ибо каждое из них обязательно является одним из проявлений жизни, удовлетворением каких-либо жизненных потребностей, интересов, устремлений. Добровольный же уход из жизни - самоубийство ­осуждалось религией, вплоть до того, что самоубийц запрещалось хоронить на кладбищах. Ныне, благодаря интенсивному разви­тию медицины, вопрос о жизни и смерти порой оказывается вопро­сом выбора. Причем этот выбор осуществляет не только человек, о жизни и смерти которого идет речь, но и другие лица. Когда процесс смерти находится под внеличностным контролем, тогда «право умереть» становится проблемой: возникает вопрос, яв­ляется ли право на жизнь не только правом, но и долгом или обя­занностью, должно ли общество охранять жизнь человека вопре­ки его воле? При этом в современных дискуссиях о «праве на смерть» имеют в виду не самоубийство как действие активного субъекта, а умирающего человека, выступающего в качестве пас­сивного объекта, которому искусственно замедляют наступление смерти. И не случайно проблемы эвтаназии (греч. euthanasia) ­безболезненной кончины, тихой «блаженной» смерти, в особен­ности обреченного человека, и продления жизни искусственными средствами становятся центральными в дискуссиях о патерна­лизме.

Современные философы, юристы, врачи, теологи стремятся разрешить два фундаментальных вопроса: может ли эвтаназия во­обще иметь моральное обоснование и если да, то при каких ус­ловиях она должна быть узаконена? При решении этих вопросов многие из ученых занимают антипатерналистскую позицию, счи­тая, что важнейшим моральным принципом, который, на сколько это возможно, должен быть возведен в закон, является право свободы выбора. Они исходят из того, что вмешательство в свободу действия индивида, в том числе в его решение ускорить наступле­ние своей смерти, морально неоправданно в том случае, если он этим не приносит вреда другим, и акт эвтаназии как прояв­ление индивидуальной свободы не должен тогда запрещаться за­коном.

Рассуждения антипатерналистов нередко строятся следующим образом: современная медицинская технология значительно уве­личила и продолжает интенсивно увеличивать возможности прод­ления жизни, но умирающие люди иногда сами замечают посте­пенное разрушение своей естественной природы, всех форм актив­ности и не только подвергаются постоянным физическим страда­ниям, но и сознают свою обременительность для своих близких. В таких случаях, по мнению антипатерналистов, аморально не позволить человеку умереть.

Ученые же, склоняющиеся к патернализму, считают эвтана­зию недопустимой, выдвигая против моральной правомерности лишения человека жизни следующие основные аргументы. Во-­первых, человеческая жизнь неприкосновенна, и поэтому эвтана­зию нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Причины же обращения к сакраментальности человеческой жизни различны (они могут покоиться на религиозных основаниях или на убеж­дении, что святость человеческой жизни является стержнем об­щественного порядка, и т. д.). Во-вторых, при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны врачей, членов семьи или других заинтересованных лиц. В-третьих, эвтаназия противоречит прин­ципу «пока есть жизнь, есть надежда», не учитывает возможности ошибочного диагноза врача. Применение эвтаназии в этих слу­чаях приводит к необратимым последствиям. Кроме того, после смерти больного, к которому применили эвтаназию, может по­явиться новое лекарство, способное излечить ранее неизлечимое заболевание.

Многие ученые пытаются на основе философского определения жизни решить и сугубо конкретный вопрос о том, когда наступа­ет смерть человека, дающая право врачу отключить аппараты ис­кусственного поддержания жизни (то есть применить так назы­ваемую «пассивную» эвтаназию). Обсуждаются две основные точки зрения: одна утверждает, что жизнь человека должна охраняться до самого последнего момента, а другая считает возможным констатировать факт смерти и отключить аппараты после гибели коры головного мозга. Острота и актуальность этого вопроса обусловлены и получающей все более широкое распространение практикой пересадки органов (трансплантации). Чтобы исключить возможность излишней поспешности врачей при констатации смерти донора, от которого берутся органы для будущей пересадки, было сочтено необходимым, чтобы факт смерти возможного донора констатировался бригадой медиков, независимой от тех, кто осу­ществляет пересадку.

Таким образом, сегодня философские размышления о жизни и смерти оказываются необходимыми и для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины и здравоохранения. Научный гуманизм также ищет для человека морально-нравственную опору перед лицом смерти, включая то, что относится, так сказать, к культуре умирания. Не фантасти­ческие грезы и надежды, не панические отрицательные эмоции и болезненная психическая напряженность перед лицом смерти, а честный и мужественный подход к ней личности, мудро решив­шей для себя эти вопросы как органическую часть своей жизни, ­вот та философская основа, которая утверждается научным, ре­альным гуманизмом.

Реальный философский гуманизм дает такой идеал, опреде­ляющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, лично­стных и общечеловеческих, социальных параметрах. Этот идеал утверждает вместе с тем диалектическую взаимосвязь природно­-биологического и социального, конечного и бесконечного, смер­ти и бессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что единственно соответствует его сущности в материаль­ной и духовной культуре человечества. Именно на этом, в конеч­ном счете, и основывается регулирующая роль нравственности, как в индивидуальной жизни человека, так и в его отношении к смер­ти. И это позволяет утверждать, что лишь в бессмертии разума и гуманности человека - бессмертие человечества. Таково гло­бальное предназначение человека и человечества, их ответствен­ность за сохранение жизни и разума на нашей планете, без чего невозможно преодолеть все угрозы, исходящие от неразум­ности и антигуманизма. Пройдут, по-видимому, столетия и ты­сячелетия, прежде чем будут полностью реализованы потенции разума и гуманности, заключенные в человеке. И это будет под­линная история развития человека уже в истинно человеческом, разумном и гуманном обществе.

Но вопрос о смысле человеческой жизни имеет и другую сто­рону, относящуюся к реальной, природно-биологической бесконеч­ности человечества и бессмертию его разума, а также к возмож­ности других форм жизни и разума, других, внеземных цивили­заций в бесконечной Вселенной. Эта чрезвычайно интересная сторона вопроса интенсивно обсуждается в современной научной и философской литературе. Космизация человечества, выход его в будущем в бесконечные просторы Вселенной изменят во многом

и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия, приведет к осознанию космического предназ­начения и ответственности человека и человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умирают не только люди. Умирают народы и на­ции. Меняются в ходе исторического процесса и оценки «содеянного». То, что для одних эпох и даже поколе­ний считалось исключительной ценностью, для других­ – никакой цены не имеющим и даже дается «содеянному благу» негативная оценка. Уходят из жизни люди, на­роды, рассыпается в прах искусственно сотворенное, стирается навсегда память о них.

В последнее время о бессмертии все чаще говорят и ученые-естествоиспытатели, стремясь проникнуть в тайну смерти с помощью научных методов. Физики, хи­мики, биологи, медики проявляют большую активность в изучении смысла смерти и бессмертия. Подчеркива­ется, например, тот факт, что смерть присуща только высокоорганизованным живым существам, то есть су­ществам, которые размножаются исключительно половым путем. Отсюда делается вывод, что смерть существовала не всегда, что она появляется на определенной, доста­точно поздней стадии развития органического мира. Не­которые исследователи утверждают, что изучая природу полового размножения, возможно отыскать глубинные причины, приводящие к возникновению смерти, пора­зившей живые организмы смертоносной бациллой.