Смекни!
smekni.com

Анализ новой редакции закона РФ о несостоятельности (банкротстве) (стр. 7 из 8)

Следующая проблема, которой хотелось бы уделить внимание, - завершение конкурсного производства в отношении юридического лица.

Речь идет непосредственно о ликвидации должника, то есть о внесении соответствующей записи в реестр юридических лиц, которая в ряде случаев не могла быть осуществлена по причине отсутствия, во-первых, должника, во-вторых, каких-либо средств на его счете (равно как и имущества). Поскольку старый Закон обязывал кредиторов после вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом назначить конкурсного управляющего и перечислить часть его вознаграждения на депозит суда, а кредиторы, зная об отсутствии какого-либо имущества у должника, этого не делали, то конкурсное производство не могло быть проведено и, следовательно, не могло быть завершено – то есть запись об исключении юридического лица из государственного реестра не делалась. В результате в арбитражных делах образовалось определенное количество дел, решения о банкротстве должников, по которым были вынесены, но не исполнены.

Новый Закон предусматривает упрощенную процедуру банкротства отсутствующего должника (§ гл.Х Закона). Если у должника нет имущества, позволяющего покрыть судебные расходы, либо руководитель должника скрылся, либо хозяйственная деятельность не проводилась юридическим лицом в течение длительного времени, решение арбитражного суда о признании его банкротом означает проведение конкурсного производства в сжатые сроки конкурсным управляющим, который может являться сотрудником Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, что не требует от кредиторов никаких затрат. (Я поддерживаю точку зрения Телюкиной М.В., что целесообразно внести в закон определенные изменения с тем, чтобы в некоторых случаях арбитражные суды имели возможность выносить решение о признании должника банкротом и его ликвидации путем исключения из реестра одновременно, поскольку часто само проведение конкурсного производства не является необходимым).

Таким образом, в настоящее время появление банкротов, не вычеркнутых из государственного реестра юридических лиц, невозможно. Естественно, возникает желание применить §2 гл.X Закона ко всем банкротам, признанным таковыми до 1 марта 1998 года, чтобы завершить процесс их ликвидации. Это логично. Но не основано на Законе. В данном случае определения арбитражного суда о введении и проведении конкурсного производства в соответствии с новым Законом не было (и не могло быть); нет специального указания Закона о его обратной силе; нет прав и обязанностей, возникших у субъектов после вступления Закона в силу. То есть, если строго следовать этому акту, то ликвидировать по упрощенной процедуре юридические лица, признанные банкротами до 1 марта 1998 года, невозможно; для этого необходимо внесение в закон соответствующих изменений.

3.2. Действие Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) в пространстве.

Пожалуй, меньше всего вопросов вызывает проблема действия Закона о несостоятельности в пространстве. По общему правилу (которое относится к подавляющему большинству случаев), он применяется на территории Российской Федерации. Исключения составляют ситуации, когда за пределами РФ к Российским законам прибегают по решению суда в соответствии с коллизионными нормами международного права, либо если это прямо предусмотрено соглашением сторон. В противном случае применяется право государства, в котором возник спор, даже если в России в это время ведется производство по делу о несостоятельности соответствующего должника. В такой ситуации обращение к российскому конкурсному законодательству возможно только на стадии исполнения арбитражного решения, если активов должника в государстве рассмотрения спора нет либо их недостаточно. Следует отметить, что в указанных ситуациях подлежит применению Нью-Йоркская конвенция «О взаимном признании и исполнении арбитражных решений» 1958 года. Судебные решения, в отличие от арбитражных, признаются и исполняются в соответствии с двусторонними договоренностями.


заключение

В результате пятилетнего действия Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в процессе которого выявлялись и анализировались недостатки и достоинства, стала разработка и принятие Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 01.03.98.

По мнению П.Бунича, одного из главных разработчиков Закона, новый закон о банкротстве либеральнее к должникам, чем действовавший до него. Признание предприятия несостоятельным рассматривается как крайняя мера. Предусмотрены различные способы восстановления платежеспособности должника, устанавливается срок, в течение которого он получает возможность достичь финансового оздоровления. Для градообразующих организаций и приравненных к ним, этот срок может продлен до 10 лет, однако под поручительство местных органов власти. Все процедуры банкротства Законом регламентированы, вплоть до указания их длительности. Переписаны процессуальные действия всех участников. Дело о несостоятельности имеет временные рамки, исключающие волокиту, а правовое регулирование ликвидирует пробелы в действующем законодательстве.

Решение о банкротстве принимается только арбитражным судом. Вмешательство административных органов возможно лишь в целях восстановления платежеспособности должника. Досудебные меры восстановления платежеспособности предприятия и процедуры несостоятельности в новом Законе открывают больше возможностей для спасения. На любой стадии рассмотрения дела должник и кредиторы могут заключить мировое соглашение, также договориться о добровольной ликвидации. Однако эта либеральность не должна рождать иллюзии у тех директоров, которые продолжают разворовывать возглавляемые ими предприятия. Новый закон обязывает руководителя обращаться в суд с заявлением, когда удовлетворение требований одного кредитора или нескольких делает невозможным исполнение денежных обязательств, а также в других случаях, установленных законом. Если он этого не сделает, то лишится права занимать руководящие должности на срок и в порядке, предусмотренном федеральным законом. Он также несет имущественную ответственность за убытки, причиненные кредиторам из-за подачи такого заявления. В случаях, предусмотренных Уголовным кодексом, может быть привлечен и к уголовной ответственности. До подачи в арбитражный суд заявление о признании предприятия банкротом кредиторы могут принять меры, направленные на финансовое оздоровление своего должника.

Финансовая помощь, достаточная для погашения долгов и обязательных платежей, может быть предоставлена из бюджетов – федеральных, местных и государственных внебюджетных фондов. При этом не допускается опубликование или разглашение сведений о несостоятельности предприятия до решения арбитражного суда. Кроме того, если есть доказательства о наличии у должника достаточного ликвидного имущества, то арбитражный суд вправе по ходатайству отложить рассмотрение дела о банкротстве.

Инициировать дело о несостоятельности могут сам должник, налоговый орган, любой кредитор. Но это не значит, что оно обязательно закончится юридической ликвидацией должника и распродажей его имущества. Дело принимается к рассмотрению, если требования к предприятию-должнику в совокупности составляют не менее 500 МРОТ, а к гражданину – не менее 100 МРОТ.

Арбитражный суд, приняв заявление о признании должника банкротом, вводит новую для нашего законодательства процедуру – наблюдение. Его задача – не допустить разворовывания имущества должника, а также подготовить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия, либо на его ликвидацию. В этот период также устанавливаются наличие или отсутствие признаков банкротства, возможности расплатиться с кредиторами. Если признаки банкротства отсутствуют или должник расплатился, дело прекращается. С момента введения наблюдения аресты имущества могут быть наложены только в рамках процесса о несостоятельности, а требования кредиторов не могут быть удовлетворены в индивидуальном порядке. Наблюдение не дает оснований для отстранения директора предприятия и иных управленцев от должностей. Они осуществляют свои полномочия, но с установленными ограничениями. Если директор предприятия не принимает соответствующих мер по обеспечению сохранности имущества, препятствует назначенному арбитражным судом временному управляющему исполнять свои обязанности по наблюдению, то на последнего судом возлагаются обязанности руководителя предприятия.

Возбудив дело о банкротстве, будущее предприятия определяют кредиторы через собрание или комитет кредиторов. Исполнение ранее принятых судебных решений по имущественным взысканиям приостанавливается, за исключением выплаты задолженности по заработной плате, алиментам и тому подобным требованиям.

После процедуры наблюдения арбитражный суд вводит либо внешнее управление, либо конкурсное производство. Внешнее управление – это процедура восстановления платежеспособности должника. Конкурсное производство – его ликвидация и соразмерные удовлетворения требований кредиторов из всего имущества. В интересах должника сначала было введено внешнее управление. Прежний директор отстраняется от должности, управление делами возлагается на внешнего управляющего, прекращаются полномочия прежней администрации. С момента назначения внешнего управляющего ему обязаны передать бухгалтерскую и иную документацию предприятия, круглую печать. Вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, в том числе обязательных налоговых платежей, неустоек, сумм причиненных убытков. Мораторий действует в течение 18 месяцев. Этот срок существует и в законодательствах развитых стран, где банкротство – хорошо отлаженный процесс, не имеющий ничего общего с массовыми компаниями.