Смекни!
smekni.com

Международный валютный беспорядок (стр. 4 из 5)

2. Бюджетный и торговый дефицит США и приток иностранных кредитов.

На основании этих сдвигов можно было ожидать, что наступили благоприятные условия для наведения порядка в международной валютной системе и для достижения равновесия в международных платежах. К сожалению, основные причины дисбаланса международных платежей все еще существуют и все еще на зыбкой почве находятся паритеты доллара к другим основным валютам. Причиной этого дисбаланса является устойчивый огромный дефицит бюджета США, который в 1990 году достиг своего пика в миллиарда доллара. Из-за несоответствия внутренних сбережений в США, дефицит федерального бюджета в значительной мере

покрывается притоком капитала из-за границы (более ста миллиардов в год). Потоки капитала направляются в Америку из-за процентных ставок в США, которые за тот период были на 3-6% выше по сравнению с наиболее развитыми промышленными странами. Приток иностранных фондов, усиленный неправильными спекуляциями, вызвал огромное переоценку доллара.

Эти постоянные сдвиги, характеризирующиеся большими отклонениями доллара от равновесного курса, не могли бы действовать так долго, если бы вместо американского доллара была валюта любой другой страны. Так или иначе, это произошло с США из-за международной роли доллара и колоссальных масштабов и силы американской экономики. Вместе с этим намечался большой рост дефицитов торгового и текущего балансов. Постепенно доллар обесценивался, пока не достиг половины своей прежней стоимости. Несмотря на эту впечатляющую девальвацию доллара за последние несколько лет и его стабилизации на его на первый взгляд низком уровне, все еще наблюдается наличие огромного дефицита. Многие эксперты первоначально высказывали мнение, впоследствии оказавшееся ошибочным, что для достижения положительного эффекта необходимо время. Так что даже парадоксально, что после всего этого еще находились экономисты и правительственные чиновники, которые верили, что для устранения дефицита необходима дальнейшая девальвация доллара. По-моему те, которые разделяли эту точку зрения, просто путали причину и следствие.

И дефицит торгового баланса, и дефицит баланса текущих счетов вызваны постоянным притоком в США чистого капитала, необходимого для покрытия бюджетного дефицита. Именно этот приток делал и все еще делает возможным такой большой дефицит, который сохранится до тех пор, пока продолжается сам приток капитала. Последний увеличивает предложение денег и доходы, что в свою очередь стимулирует рост импорта. Рост импорта со своей стороны является решающим фактором торгового дефицита, который с 156 миллиардов в 1986 году вырос до ..... миллиардов в 1991 году. Характерно, что хотя экспорт проявляет устойчивую тенденцию к росту, "импорт упрямо превышает экспорт на 50% и это сильно смущает. Это разочаровывает после долгой массированной корректировки валюты".**

Проблема эта следовательно не могла быть решена путем дальнейшей девальвации доллара, которая чревата многими опасностями, а только путем драстичного сокращения дефицита федерального бюджета. Заманчиво выглядело решение Конгресса и Президента США в декабре 1987 года о сокращении бюджетного дефицита на 76 миллиардов долларов в 1988-1989 финансовом году. Конечно, за этот период необходимо, чтобы в федеральном бюджете не возникли дополнительные статьи расходов. Запланированное сокращение было бы более чувствительным, если бы воцарилась всеобщая убежденность в том, что сокращение бюджетного дефицита - единственная возможность для американской экономики достичь внутреннего и внешнего равновесия и в то же время - единственный способ для устранения международного внешнего дисбаланса. Если внутренние сбережения Америки сами по себе будут достаточны для покрытия всего бюджетного дефицита, не было бы необходимости в чистом притоке иностранных капиталов. Более того, если американский доллар достигнет уровня внешнего равновесия, будет преодолен структурный дефицит торговли и текущего баланса.

3. Правила внешней обменной политики.

Предыдущие рассуждения показали, что солидную базу для стабилизации международной валютной системы можно обеспечить только путем сокращения дефицита федерального бюджета США и соответствующего уменьшения притока чистых иностранных капиталов для укрепления внутреннего потребления. Приток чистых капиталов - основной фактор того, что экономика США потребляет больше, чем производит.

После чувствительного улучшения бюджетного дефицита США наиболее развитые промышленные страны наконец-то будут в состоянии навести порядок в международной валютной системе и обеспечить более стабильные паритеты.

В связи с этим, судьбоносным является вопрос имеется ли у крупнейших промышленных стран политическая воля к решительному осуществлению унификации своих экономических, финансовых и налоговых политик и к управлению обменных курсов путем применения согласованных интервенций на валютных рынках вместе с одновременным регулированием процентных ставок. Пакет политических мер требует соблюдения двух норм в обменной политике зарубежных стран.

Первая норма связана с тем, что особое значение придается согласованности интервенций, при этом все заинтересованные страны, и в особенности три крупнейшие, должны принимать участие в соответствии с размером своего влияния в экономической и финансовой сферах. Хорошо известен факт, что согласованные интервенции проводились очень редко в течение последних нескольких лет. Чаще осуществлялись односторонние действия двух из крупнейших стран (Германии и Японии), а самая заинтересованная страна - США в основном воздерживались от участия. Экономическим и финансовым кругам в Соединенных Штатах следует иметь ввиду, что их поведение должно соответствовать поведению других стран, национальные денежные единицы которых не являются всемирно принятыми валютами платежа.

В связи с этим следует подчеркнуть, что необходимо прекратить интервенции, направленные на поддержание нереальных обменных курсов (т.е. курсов, которые не соответствуют базовым экономическим принципам). Такие интервенции вызывают в то же самое время, массовые спекуляции и дискредитируют обменные политики зарубежных стран. В сущности, валютные интервенции должны быть направлены на достижение паритетных корректив в обменных курсах для выравнивания постоянных ценовых и стоимостных несоответствий. Правда, оценить в точности эти несоответствия довольно трудно. Следовательно, эффективное проведение обменных политик требует вычисления специальных индексов, отражающих их развитие. Успешные валютные интервенции, препятствующие спекуляции (дестабилизации), должны предотвратить неточное складывание обменных курсов.

Такая политика способствует стабилизации ожиданий, что крайне необходимо для внешней финансовой политики. Но, как уже отмечалось раньше, односторонние и несогласованные интервенции оказывают либо слабое влияние, либо терпят полный крах. В связи с этим следует особо подчеркнуть, что интервенции не только влияют на обменные курсы. но и воздействуют на поступление валютных средств в каждой отдельно взятой стране. Это является прямым результатом того, что покупка и продажа иностранной валюты осуществляются в местных валютах. Следовательно, при покупке иностранной валюты поступления увеличиваются, а при продаже поступления убавляются.

Будет полезно изучить подробнее каким образом валютные интервенции влияют на национальные экономики. При нынешней системе управляемых плавающих курсов, когда большие переливания капитала и сильная спекуляция часто влияют отрицательно, поступления иностранной валюты в страну и экономика в целом могут испытать на себе серьезные потрясения. Чтобы предотвратить это, центральные банки, имеющие отношение к таким процессам, обычно прибегают к "очистке" интервенций. Такая политика, однако, оправдана до тех пор, пока она направлена на приостановление дестабилизирующего эффекта переливания капиталов. Однако, когда такие переливания поддаются контролю путем способствования восстановлению внутреннего и внешнего финансового равновесия страны, в которой это происходит, не следует применять "очистку" интервенций, так как это будет препятствовать рациональному функционированию международной валютной системы.

Вторая норма внешней обменной политики требует сочетания интервенций и политики одновременного согласования процентных ставок. Наряду с согласованием интервенций, заинтересованные страны должны так согласовать свои процентные ставки, чтобы тем самым поддержать и повысить эффективность интервенций. Воздействие на процентные ставки является лучшим способом борьбы с дестабилизирующим влиянием спекулятивных операций при условии, что изменение ставок в заинтересованных странах происходит достаточно быстро и до необходимого уровня. Это означает, что стране, валюта которой обесценивается, следует поднимать процентные ставки и, наоборот, стране, валюта которой поднимается, следует снизить процентные ставки. Однако, это редко происходило в прошлом, так как центральные банки неохотно, если вообще, проводили подходящую политику, опасаясь возможных расстройств в их собственной государственной финансовой и экономической стабильности. Эта концепция весьма недальновидна, так как подходящие интервенции и изменения процентных ставок являются только временными мерами. На самом деле следует применять эти методы в течение очень короткого периода времени, т.е. до тех пор, пока спекулятивные волны не утихнут. В этом случае внутренние котировки валюты страны и уровень экономической активности не будут подвергаться риску.