Смекни!
smekni.com

История Советсткого флота (History of the Soviet fleet) (стр. 3 из 7)

В новом проекте было принято эшелонированное размещение энергетической установки, в каждом из двух эшелонов находилось два котла и турбина. За счет четвертого котла (на «семерке» было три) повышена паропроизводительность и увеличена мощность каждого турбозубчатого агрегата до 27 тыс. л/с. Другим стал силуэт корабля: появилась вторая дымовая труба, а в состав артвооружения добавлена 45–мм пушка.

Спуск на воду главного корабля «Сторожевой» проекта 70 состоялся в октябре 1938 г., а вступление в строй – в 1940 г.

Эсминец проекта 30, был спроектирован группой конструкторов во главе с А.М. Юновидовым. Головной корабль этой серии «Огневой» был заложен в Николаеве в августе 1939 г. Планировалось вывести его на приемо-сдаточные испытания уже в декабре 1941 г. Начавшаяся война задержала строительство «Огневого». Он достраивался и сдавался флоту в Поти в 1944–1945 гг. До войны было изготовлено 10 корпусов эсминцев проекта 30.

Массовое строительство эсминцев данного типа развернулось только в первое послевоенное десятилетие, правда, уже по улучшенному проекту 30–бис. Эсминцы со сварными корпусом вооружались четырьмя 130–мм орудиями в двух башнях и оснащались радиолокационной и гидролокационной техникой.

Разработка лидера эскадренных миноносцев, кораблей типа «Ленинград» проекта 1, началась раньше, чем эсминца «Гневный». Это объяснялось тем, что имевшиеся в составе флота эсминцы «новики» нуждались в обеспечении их большим кораблем при входе в групповые торпедные атаки. Главным конструктором «Ленинграда» был В.А. Никитин. Заложенный в Ленинграде 5 ноября 1932 г., этот корабль был сдан флоту 5 декабря 1936 г. При водоизмещении 2693 т лидер имел в составе вооружения пять 130–мм, два 76–мм и пять 45–мм орудий, два четырехтрубных торпедных аппарата. Лидер обладал рекордной для своего времени скоростью – 43 уз., которую обеспечивала работа трехвальной паротурбинной установки с тремя главными турбозубчатыми агрегатами общей суммарной мощностью около 67000 л/с.

Лидеры проекта 38 несколько отличались от «Ленинграда». Всего было построено 6 кораблей обеих проектов: по два – в Ленинграде, Николаеве и Комсомольске–на–Амуре. Спроектированный и построенный в Италии по заказу СССР лидер «Ташкент» оснащался отечественным вооружением. Его главная артиллерия состояла из шести 130–мм орудий.

Корпус корабля облегченной конструкции был полностью клепанный, в подводной части, оцинкованный для предотвращения коррозии. Использовалась марганцовистая сталь. Он делился на 15 водонепроницаемых отсеков поперечными переборками. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении двух любых смежных и несмежных отсеков.

Мощность главных механизмов на полном ходу при числе оборотов гребных валов 460 в минуту - 66 000 л/с. Скорость полного хода составляла - 40 узлов, крейсерского хода - 25 узлов, экономического хода - 20 узлов.

Артиллерийское вооружение состояло из пяти 130-мм орудий, двух 76,2-мм зенитных орудий, двух 45-мм полуавтоматических зенитных пушек. Торпедное вооружение состояло из двух счетверенных аппаратов для 533-мм торпед

Слабыми местами отечественных лидеров оказались общая и местная прочность корабля в условиях большого волнения моря, а также большая заливаемость, явившаяся следствием выбранных в угоду максимальной скорости обводов корпуса.

3.4. Сторожевые корабли

После заметного перерыва возобновилось проектирование и строительство сторожевых кораблей. Группой конструкторов во главе с Я.А. Копержинским в 1937–1939 гг. был разработан проект сторожевого корабля «Ястреб» (проекта 29). До начала войны успели спустить на воду шесть кораблей этой серии. В годы войны (1944 г.) головной корабль «Ястреб» был сдан флоту по откорректированному проекту 29. Водоизмещение сторожевика – 998 т, скорость –33,5 уз. В состав артвооружения входили три 100–мм пушки и четыре 37–мм зенитных автомата. Имелся трехтрубный 450–мм торпедный аппарат. На борт принималось до 24 мин. На корме устанавливались два бомбосбрасывателя с комплектом глубинных бомб. Пять остальных кораблей, спущенных на воду, достроены по проекту 29К после войны.

Сторожевой корабль типа «Ураган» проекта 2 создан коллективом конструкторов во главе с В.А. Никитиным. Головной корабль вошел в строй в сентябре 1931 г. Его водоизмещение 600 т, скорость хода 25 уз. Вооружение состояло из двух 102–мм и двух 45–мм пушек, одного трехтрубного 450–мм торпедного аппарата. В качестве главных двигателей корабля применена вполне современная двухвальная котлотурбинная установка, размещенная эшелонировано.

Большим недостатком корабля было отсутствие гидроакустических средств поиска подводных лодок. До начала войны было построено и сдано флоту 18 сторожевых кораблей различных проектов.

3.5. Советские торпедные катера

В 1931 году конструктор Н. С. Некрасов предложил путем увеличения размеров существующих глиссеров создать высокоскоростной мореходный катер большего водоизмещения, торпедное и артиллерийское вооружение которого позволяло бы ему успешно сражаться как с кораблями, так и с самолетами противника.

Основным типом такого катера в советском флоте стали торпедные катера типа Г–5 и Г–6. Катер Г–5 имел корпус из дюралюминия, водоизмещение около 18 т. Был вооружён двумя торпедами 533–мм калибра, был способен развивать скорость до 52 уз.

1 сентября 1934 года, в мастерских ЦАГИ заложили головной Г–6 внешне схожий с Г–5, однако значительно превосходивший его размерами, водоизмещением и вооружением. В его корпусе размещалось 8 (!) моторов ГАМ–34, развивавших суммарную мощность 6640 л/с. и сообщавших катеру скорость свыше 40 узлов. 45–мм орудие и 5 пулемётов должны были позволить Г–6 надёжно прикрывать выход в атаку и отход группы малых торпедных катеров. Но самым необычным было торпедное вооружение Г–6: оно состояло из трех желобных и одного поворотного трехтрубного торпедных аппаратов, расположенных в кормовой части катера.

Двадцатого марта 1936 года он был спущен на воду в Севастополе (без палубного торпедного аппарата). 20 июня 1939 года Г–6 вступил в строй флота в качестве вспомогательного судна. Его водоизмещение составляло 86 т, суммарная мощность восьми авиационных бензиновых двигателей 6640 л. с., скорость хода 42 узла. Длина наибольшая 36,5 м, ширина 6,6 м, среднее углубление 1,9 м. Вооружение: три жалобных торпедных аппарата, один трехтрубный поворотный торпедный аппарат, 45–мм орудие, пять пулеметов, три мины или глубинных бомбы.

Во время испытаний катер водоизмещением 55 т. (без вооружения) развил рекордную скорость – 55,3 узла. В серию этот катер не пошел, в боях Великой Отечественной войны не участвовал. В 1944 году балтийские моряки использовали его для заправки топливом в море торпедных катеров типа Г–5.

К началу Великой Отечественной войны флот имел 269 торпедных катеров, преимущественно типа Г–5.

В 1938 г. по заказу НКВД был разработан корабль морской пограничной охраны проекта 122. Военно–Морской Флот использовал этот проект в несколько измененном виде в качестве большого охотника за подводными лодками. По проекту 122А (главный конструктор Н.Г. Лощинский) была заложена серия больших охотников. Первые два – «Артиллерист» и «Минер» – вошли в состав Каспийской флотилии в ноябре 1941 г. Через три года их вместе с другими кораблями этого проекта перебазировали на Черноморский флот.

3.6. Малые охотники

Накануне и в ходе войны в большом количестве строились малые охотники за подводными лодками типа МО–2 и МО–4 (главный конструктор Л.Л. Ермаш), водоизмещением 56 тонн, с полной скоростью 25,5 уз. Корпус этих кораблей был деревянным. Вооружение включало две 45–мм пушки, имелись два бомбосбрасывателя с глубинными бомбами. На борт катера принимались 4 мины. Охотник оснащался переносной шумопеленгаторной станцией.

С 1943 г. на флот стали поступать малые охотники за подводными лодками типа ОД–200, водоизмещением 47 тонн, со скоростью 28 уз. Их вооружение состояло из 37–мм и 25–мм автоматов. Всего было построено 334 малых охотника типа МО–2, МО–4 и ОД–200. Малые охотники стали самыми универсальными кораблями Великой Отечественной войны. Они высаживали десанты, несли дозорную службу, конвоировали транспорты, эскортировали подводные лодки, подавляли огненные точки на берегу.

Бронированные малые охотники за подводными лодками проекта 194 (главный конструктор А.Н. Тюшкевич) строились в осажденном Ленинграде и поступали на Балтийский флот с июня 1943 г. Их водоизмещение составляло 61 т, скорость доходила до 23 уз., на вооружении имелись 45–мм пушка и 37–мм автомат, два бомбосбрасывателя с глубинными бомбами, гидроакустическая станция. Всего было построено 66 бронированных охотников. Они предназначались для действий в шхерных районах, осуществляли огневую поддержку сухопутных войск, участвовали в десантных операциях.

В предвоенные годы получили дальнейшее развитие противоминные корабли. Проект быстроходного эскадренного тральщика (проект 59) разработан к концу 1938 г. под руководством главного конструктора Л. М. Ногида. Кроме контактных тралов, на нем предусматривался и электромагнитный трал. Артвооружение включало две 100–мм и одну 45–мм пушки, три 37–мм автомата. Головной тральщик «Владимир Полухин» и второй корабль «Василий Громов», заложенные в 1939 г., проходили приемосдаточные испытания и передавались флоту в Ленинграде в 1942–1943 гг. Водоизмещение тральщика составляло 879 т. Паротурбинная установка позволяла развивать скорость без трала 22,4 уз, с тралом до 19 уз. Имелись бомбосбрасыватели и бомбометы с глубинными бомбами, гидроакустическая станция.