Смекни!
smekni.com

История Советсткого флота (History of the Soviet fleet) (стр. 7 из 7)

Если в первой половине 30–х годов взаимодействие между Академией наук и флотом осуществлялось на уровне отдельных ученых, то в предвоенные годы начинают возникать новые формы взаимодействия академической и отраслевой науки в виде тесного совместного сотрудничества лабораторий академических институтов с отраслевыми научно–исследовательскими и конструкторскими организациями.

С началом Великой Отечественной войны возникло много оперативных дел, которые вынудили значительно сократить на время не только научно–исследовательские работы, но и опытно–конструкторские разработки. Тем не менее, академическая и отраслевая наука продолжала обеспечивать запросы флота. При этом учитывался опыт войны. Сотрудники эвакуированного из Ленинграда в Казань ЦНИИ–45 смогли разработать методику расчета собственных колебаний палубных перекрытий, методику расчета тонких цилиндрических оболочек, проект механической установки малого хода для большого охотника проекта 122А. Были получены несколько образцов красок с пониженной горючестью, а также типовые конструкции изоляции из альфоля.

В Казани находились 33 академических учреждения, 39 академиков, в том числе и А.Н. Крылов, а также 44 члена–корреспондента АН СССР. Однако для их плодотворной деятельности не было необходимой экспериментальной базы. Тем не менее, проводились конкретные работы по повышению надежности пароперегревателей котлов, прочности лопаток турбин, по борьбе с демаскирующими свойствами работающих дизелей подлодок.

Благодаря ЦНИИ–45 устранено «пение» винтов на подводных лодках типа «М» серии ХП, также демаскировавших лодку. В связи с поступлением по ленд–лизу и в качестве трофеев кораблей иностранной постройки институт изучал конструктивные особенности этих кораблей. Кроме ЦНИИ–45, которому в 1944 г. присвоено имя академика А.Н. Крылова, Наркомат судостроительной промышленности имел: научные учреждения по морскому приборостроению – НИИ–10 (Москва) и НИИ–49 (Ленинград), по корабельной броне – НИИ–48 (Колпино). В войну НИИ–48 передан в танковую промышленность.

В Военно–Морском Флоте, после передачи НИВКа в промышленность, его функции частично перешли к Научно–техническому комитету (НТК). Центральный научно–исследовательский институт военного кораблестроения ВМФ был восстановлен в декабре 1945 г. Разработкой минного, торпедного и трального вооружения занимался Научно–исследовательский минно–торпедный институт (НИМТИ) ВМФ. В развитии вооружения и корабельных технических средств и боевого использования видную роль играли Военно–морская академия. Высшее военно–морское училище им. М.В. Фрунзе (бывший Морской корпус). Высшее военно–морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского (ВВМИУ). В этих военно–учебных заведениях преподавали известные ученые, опытные специалисты флота, проводились важные научно–исследовательские работы в интересах развития флота. Из стен ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского вышли Н.С. Соломенко, И.Д. Спасский, А.А. Саркисов, впоследствии ставшие академиками РАН, Б.В. Замышляев, М.Н. Бабушкин – членами–корреспондентами РАН.

В апреле 1942 г. Президиум АН СССР создал комиссию по научно техническим военно–морским вопросам под председательством А.Ф. Иоффе. Ученым секретарем назначен И.В. Курчатов, членами комиссии – А.Н. Крылов, А.П. Александров, В.Л. Поздюнин, Е.А. Калашников. При Президиуме существовал отдел специальных работ. Под руководством его начальника М.П. Евдокимова проходили работы по военной тематике. Проблемы броневой защиты входили в задачу лаборатории +3 ЛФТИ, в работе которой принимал участие академик А.Ф. Иоффе.

Известен вклад Математического института АН СССР в развитие теорий вероятностей. Академик А.Н. Колмогоров не только консультировал флотских артиллеристов, но и стал соавтором одного из способов стрельбы корабельной артиллерией по воздушным целям.

К флотской тематике привлекались и филиалы АН СССР. Так, старший научный сотрудник Уральского филиала П.А. Халилеев разработал магнитометр для поиска затонувших судов. Прибор и его использование усовершенствованы сотрудником НИИ–49 И.Г. Монгейтом и специалистами флота П.Г. Брызжевым и В.А. Покладом. Морской магнитный металлоискатель нашел применение на флоте. В целом война подтвердила необходимость и эффективность взаимодействия науки и флота, что положительно сказалось на развитии военного кораблестроения, морского оружия, корабельной техники и методов их использования.

Заключение

К началу Великой Отечественной войны корабельный состав ВМФ СССР насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов.

Северного флот имел 8 эсминцев, 2 торпедных катера, 7 сторожевых кораблей, 15 охотников за подводными лодками и 15 подводных лодок. Береговая оборона находилась в стадии строительства. В ее составе было всего 70 орудий калибром от 45 до 180 мм. Противовоздушная оборона включала несколько зенитных дивизионов.

Балтийский и Черноморский флоты насчитывали по 200 кораблей различных классов и более чем по 600 самолетов, в числе которых были новые истребители МИГ–3 и торпедоносцы. Эти флоты располагали развитой сетью баз и аэродромов. В составе береговой обороны каждого флота было: 424 орудия крупного (до 305 мм) и среднего калибров, зенитные дивизионы, а также железнодорожная артиллерия.

Тихоокеанский флот имел самое большое из всех флотов число подводных лодок (91), торпедных катеров (135) и самолетов (1183). Однако здесь, как и на Северном морском театре, наиболее крупными кораблями были эскадренные миноносцы. Два крейсера находились в постройке.

Кроме флотов, в составе ВМФ СССР имелись пять речных и озерных флотилий.

В целом к началу Великой Отечественной войны был создан Военно–Морской Флот, способный вести выполнять важнейшие тактические и стратегические задачи как совместно с сухопутными войсками, так и самостоятельно в прилегающих морях в целях обороны побережья и срыва морских перевозок.

Список используемых источников

1. «Наваль» №1 – 1991г.

2. «Морской Сборник» №08 – 1990 г.

3. «Бриз» №2 (14) – 1997 г.

4. Кузнецов Н.Г. «Курсом к победе» Л.: Судостроение, 1988 г.

5. «Человек, море, техника»: Сб. статей. – Л.: Судостроение, 1987 г.

6. А. Н. Крылов «Мои воспоминания». – Л.: Судостроение, 1979 г.

7.. «Корабли – герои». Под ред. В. Н. Алексеева. М.: ДОСААФ, 1976 г.