Волгоградский государственный университет
Кафедра археологии, древней и средневековой истории
Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по «Историям Флоренции» Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли
Дипломная работа студента 5 курса факультета истории и международных отношений Ефимова Евгения Геннадиевича.
Научный руководитель,
кандидат исторических наук, доцент З.П.Тинина
Волгоград 2002
Введение.............................................................................................................. 3
Глава I. Начало правления Медичи во Флоренции в «Историях Флоренции» Франческо Гвиччардини и Николло Макиавелли........................................... 29
Глава II. Правление Пьеро Медичи в оценке Гвиччардини и Макиавелли... 46
Глава III. Лоренцо Великолепный и его время в представлениях авторов «Историй Флоренций»....................................................................................................... 54
Заключение........................................................................................................ 82
Библиография................................................................................................... 87
Приложение. Дом Медичи XIII-XVI вв. Генеалогическая таблица.[1].............. 92
Рассматриваемая в данной работе тема об особенностях правления дома Медичи во Флоренции в XV веке в произведениях двух выдающихся людей своего времени – Никколо Макиавелли и Франческо Гвиччардини, бесспорно актуальна сегодня.
XV век в истории Флоренции является периодом наивысшего расцвета города, время, когда сами его жители считали, что живут в золотом веке, время, когда раннее Возрождение, достигнув своего апогея, готовиться трансформироваться в Возрождение высокое. Но за культурной жизнью Флоренции, скрывалась сложная политическая структура, делавшая возможным благополучное процветание города, привлечение внутрь большого числа гуманистов, многие из которых повлияли на Возрождение европейское. В целом актуальность темы обуславливается тем, что именно при Медичи был создана политическая система, которая сделала возможным процветание Флоренции.
Этот феномен правления Медичи не мог не отразиться в произведениях выдающихся политиков и ученых. Имя Макиавелли мы можем найти на страницах самых различных трудов, включая и исторические. Концепция Гвиччардини же и упоминание о нем часто возникает рядом с именем Макиавелли. Сначала его концепцию упоминали, противопоставляя макиавелевской, при этом исследователи не забывали осуждать Гвиччардини и обвинять его во всех смертных грехах, включая предательство родины. Постепенно его самого и его идеи стали изучать с других позиций, более трезво, но по прежнему споры о нем и его идеях крайне противоречивы. Имя Медичи может быть больше на слуху благодаря Марии или Екатерине Медичи, королевам Франции, а не тем, кто стоял в основании власти дома Медичи, т.е прежде всего Лоренцо и Козимо. Безусловно, было бы неправильно говорить о том, что имя Медичи в нашей историографии предано забвению. С одной стороны отечественная медиевистика сделала за последнее время большой шаг в изучении истории Италии в целом и истории Флоренции в частности. Исследователи в своих работах исследуют самый широкий спектр проблем: от общих вопросов развития итальянских городов-государств и до жизни отдельных личностей эпохи Возрождения. В этих работах в том или ином аспекте упоминается семья Медичи или какие-либо её представители. Было бы удивительно, если бы это было не так. Ведь Медичи оказали влияние практически на все области жизни флорентийского общества. Но с другой стороны в нашей историографии до сих пор нет трудов, подобных исследованиям зарубежных медиевистов, скажем Д.Хейла, Д.Кент, Д.Клейя и др., которые в своих работах обстоятельно исследуют семью Медичи на всём периоде её деятельности. Это также служит дополнительным аргументом в пользу актуальности данной темы.
Применительно к нашей работе историографию имеет смысл разделить на две группы. К первой относятся труды в которых затрагивается тема деятельности Макиавелли и Гвиччардини и их работ, а ко второй - труды отечественных и зарубежных авторов, в которых освещаются те или иные исторические проблемы, имеющие отношение к дому Медичи.
Прежде, чем переходить к обзору историографии посвященной Николло Макиавели, следует отметить следующее. Безусловно, работ о Макиавелли гораздо больше, чем тех, о которых речь пойдет ниже. Однако перед нами не ставится задача исследовать всю деятельность Макиавелли, и поэтому для нас были важны прежде всего те факты его биографии, которые касались написания им «Истории Флоренции» и его отношения с Гвиччардини. То же самое можно сказать и в отношении жизни Гвиччардини.
Одной из значимых работ, посвященных деятельности Макиавелли, является статья В.И.Рутенбурга написанная специально к изданию на русском языке «Истории Флоренции». Прежде всего, важно отметить, что автор дает здесь сведения о самой «Истории Флоренции», сведения о её создании, структуре и т.д[2]. Кроме того, автор описывает взгляды Макиавелли и его краткую биографию. Эти же моменты освещает в своей статье и Р.Хлодовский, который, правда, больше останавливается на рассмотрении общей концепции Макиавелли, его основных идей[3]. Для нас важно отметить, что Р.Хлодовский при этом сравнивает идеи Макиавелли и Гвиччардини, правда, не останавливаясь на этом подробно[4]. На этом аспекте останавливается и другой автор, Паскуале Виллани, чья книга целиком посвящена деятельности Макиавелли[5]. Помимо этого, автор затрагивает период флорентийской истории, предшествующий деятельности Макиавелли, т.е как раз XV век. Виллари подробно освещает главные моменты флорентийской истории, в том числе уделяя внимание и семье Медичи[6].
Среди работ, посвященных жизни Франческо Гвиччардини, можно назвать статью А.К.Дживилегова, опубликованную в собрании сочинений итальянского автора на русском языке. Как пишет сам А.К.Дживилегов, его целью было восполнить пробел в знаниях читателя связанный с деятельностью Гвиччардини. Поэтому автор очень подробно описывает биографию Франческо Гвиччардини[7]. Отдельно он останавливается на работах, не вошедших в сборник. К сожалению, «Истории Флоренции» А.К.Дживилегов уделяет в своей работе крайне незначительное место.
Поскольку биография Гвиччардини и анализ переведенных его работ достаточно полно изложены в статье А.К.Дживилегова, то нас интересовала прежде всего информация относительно его «Истории Флоренции». Об этом, в частности рассказывает в своей работе Роберто Ридольфи. Анализируя «Историю Флоренции», автор предлагает свою систему разделения «Истории» на части, рассматривает причины, повлиявшие, по его мнению, на написание Гвиччардини своей «Истории»[8]. Рассматривается также и структура произведения. Анализу двух главных произведений Гвиччардини – «Государя» и «Истории Флоренции», посвящена и статья Франко Гаэты. Автор, как и Ридольфи, помимо краткого изложения содержания книги, рассматривает и структуру книги, особенности ее построения, т.е дает ее источниковедческий анализ[9].
Из отечественных исследований идей и произведений Гвиччардини можно отметить работы В.А.Постникова и Л.М.Брагиной. Работа Л.М.Брагиной выделяется тем, что автор, рассматривая проблему власти в творчестве Франческо Гвиччардини, в качестве источника привлекает, наряду с его «Заметками о делах политических и гражданских», «Историю Флоренции». При этом в силу того, что «История Флоренции» не получила должного «анализа в работах отечественных историков»[10], автор значительное место вынужден отвести под краткий пересказ содержания данного произведения. Необходимо отметить, что Л.М.Брагина исследует, если можно так выразиться, точку зрения автора на политическую жизнь города через «Историю», а не фактическую часть работы. В конце Л.М.Брагина отмечает, что проблема власти в творчестве Гвиччардини безусловно заслуживает дальнейшего изучения и развития.
Также о проблеме власти пишет в творчестве Гвиччардини пишет и В.А.Постников. Автор, правда, при этом опирается на другие произведения Гвиччардини и не включает в число источников «Историю Флоренции». Тем не менее, его статья важна для понимания общей концепции Гвиччардини.[11]
Работа Ф. Де Санктиса, посвященная развитию итальянской литературы в целом, интересна тем, что её автор, в отличие от работ современных исследователей, крайне негативно оценивает деятельность Франческо Гвиччардини. Рассматривая мировоззрения Гвиччардини в сравнении с идеями Макиавелли, он явно встает на сторону последнего, подвергая критике его современника[12].
Помимо этих работ, близко к этой группе примыкают и работы, посвященные итальянской литературе. Исследователи истории литературы Италии кватроченто и чинквиченто, особенно отечественные, значительное место уделяют изучению деятельности многих гуманистов, живших во Флоренции в период Медичи и кроме того в таких работах отдельно рассматривается тема поэтической деятельности Лоренцо Медичи и его кружка. Многие авторы уделяют внимание не только изучению литературного наследия Лоренцо, но и параллельно затрагивают различные аспекты его жизни и жизни во Флоренции этого периода. В упомянутых выше работах у каждого из авторов, несмотря на общие моменты, можно выделить и ряд идей, отличающих их.
Работы С.С.Мокульского, также как и работы М.Л.Андреева и Р.Хлодовского, посвящены исследованию итальянского Возрождения и литературы эпохи Ренессанса. В данных работах нас прежде всего интересует та их часть, которая посвящена развитию во Флоренции гуманизма конца XIV – XV в. Так, С.С.Мокульский и Р.Хлодовский посвящают одну из глав деятельности гуманистов эпохи Лоренцо, исследуя отличительные особенности стиля и языка произведений того времени[13]. Р.Хлодовский в свою очередь, изучая деятельность Лоренцо, исследует периоды его творчества[14], а в другой работе, написанной вместе с М.Л.Андреевым, авторы пытаются выявить характерные черты личности самого Лоренцо, такие как: соотношение в нем стремления к искусствам и к экономике, основываясь на его произведениях [15]. Также можно отметить, что в данных работах, говоря о развитии итальянской литературы эпохи Возрождения, все авторы в качестве одной из причин подобного феномена указывают своеобразный политический строй, установленный семьёй Медичи во Флоренции[16] и упоминают о влиянии дома Медичи на культуру Флоренции.