Смекни!
smekni.com

Шпаргалки по истории отечественного гос и права 18-19 века (стр. 5 из 8)

При рассмотрении уголовных дел присяжные решали в принципе вопрос о виновности или невиновности подсудимого, после чего ко­ронный суд определял конкретную меру наказания для виновного.

Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных судов. Приговоры по уголовным делам, рассмотренные окружными судами с участием присяжных, не подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно. Их мог рассматривать только Сенат в кас­сационном порядке.

.Судебная палата в качестве суда первой инстанции рассматрива­ла дела о государственных и некоторых должностных преступлени­ях. Эти дела она рассматривала с участием сословных представите­лей. К последним относились, как правило, губернский и уездный предводители дворянства (от дворян), городской голова (от горожан), волостной старшина (от крестьян).

Были реформированы и прокурорские органы. Во главе проку­ратуры стоял министр юстиции, получивший звание генерал-проку­рора. В каждом департаменте Сената был обер-прокурор. Прокуро­ры имелись в судебных палатах и окружных судах. В их задачу входило поддержание обвинения в суде и принесение протестов на приговоры и решения судов.

Изменилась организация и предварительного следствия. Была уч­реждена должность судебного следователя, назначаемого министром юстиции. На следователей распространялся принцип несменяемости, хотя его пытались обходить.

Новшеством являлось введение относительно независимой адво­катуры. Особенно велика была роль адвокатов в уголовном процес­се. Многие из них смело и результативно выступали на политических судебных процессах.

Важное значение имело введение нотариата, в задачу которого входило удостоверение различных деловых бумаг.

Судебная реформа не упразднила полностью сословные суды. Кроме волостных крестьянских судов продолжали функционировать особые церковные суды. Появились коммерческие суды для рассмот­рения споров по торговым и промышленным делам.

В некоторых районах России судебная реформа вообще не про­водилась (отдельные губернии Сибири), в некоторых проводилась в урезанном виде (без мировых судов и без окружных судов с присяж­ными).

Демократические принципы организации и деятельности суда очень скоро пришли в противоречие с царским режимом. Даже су-

Революция в случае ее победы должна была решить следующие основные задачи: свержение самодержавия, установление демокра­тической республики, ликвидацию помещичьего землевладения, вве­дение 8-часового рабочего дня, проведение демократических преоб­разований в стране (установление выборности государственных ор­ганов, обеспечение прав и свобод граждан и т. д.).

Политический кризис, вызванный обострением внут­ренних противоречий и усугубленный неудачным для России ходом войны с Японией, вылился в события 9 ян­варя 1905 г. в Петербурге — Кровавое воскресенье, когда войсками была расстреляна мирная демонстрация рабо­чих, организованная священником петербургской пере­сыльной тюрьмы Георгием Талоном. В разгар всеобщей стачки в Петербурге (в ней участ­вовало до 111 тыс. человек) Гапон предложил устроить мирное шествие к Зимнему дворцу для подачи царю пе­тиции о нуждах рабочих. Петиция начиналась словами: «Государь! Воззри на наши страдания!» — а заканчива­лась требованием созыва Учредительного собрания. Га­пон заранее уведомил власти о предстоящей демонстра­ции, и правительство спешно подготовилось к подавле­нию «беспорядков».. Утром 9 января, когда рабочие с женами и детьми направились к Зимнему дворцу, полиция и войска открыли по ним огонь. Было убито около 1 тыс. и ранено более 2 тыс. че­ловек.

Весть о событиях в столице разнеслась мгновенно, в разных концах страны начались грандиозные забастов­ки. В ходе революции 1905 — 1907 гг. возникает принципиально но­вая форма организации трудящихся -Советы, которым было суж­дено политическое будущее. Родившись как органы руководства стач­кой, Советы рабочих депутатов переросли в штабы вооруженного вос­стания. Они стали и зародышем новой власти. Советы явочным по­рядком вводили (при благоприятном соотношении сил) 8-часовой ра бочий день на предприятиях, проводили изъятия денежных средств на нужды революции, решали различные государственные и хозяй­ственные вопросы в пределах той территории, которую они контро­лировали, создавали отряды рабочей милиции, обеспечивавшие ре­волюционный порядок.

Советы рабочих депутатов возникли в результате революцион­ного творчества трудящихся. Эта была форма организации власти, открытая непосредственно самими массами. Практическое значение Советов в разных районах страны было, однако, различным. Среди них были такие, которые выступали в качестве подлинных руководи­телей восстания. К ним относился Московский Совет рабочих депу­татов, проделавший большую работу по организации вооруженной борьбы рабочих с царизмом. Однако были и другие советы. Так, Пе­тербургский Совет рабочих депутатов, оказавшись под влиянием оп­портунистов, не смог обеспечить действенную помощь московским рабочим, сражавшимся с правительственными войсками в декабре 1905 г.

Важное место в первой российской революции занимал крестьян­ский вопрос, вопрос о земле, борьба крестьянства за уничтожение помещичьего землевладения и остатке» крепостничества. В ходе ре­волюции начал складываться союз рабочего класса и крестьянства. Руководящая роль в нем принадлежала пролетариату. Однако в 1905 — 1907 гг. этот союз не достиг достаточной прочности.

Главной ударной силой первой российской революции являлся русский пролетариат, но активное участие в революции принимал так­же рабочий класс Баку, Варшавы, Киева, Риги и других промышлен­ных центров национальных районов России. В революции участво­вало и нерусское крестьянство, боровшееся против царизма.

Движущие силы первой российской революции предопределили формы и методы развернувшейся в ходе нее борьбы. Эта революция была буржуазно-демократической по своему содержанию, но по фор­мам и методам она оказалась специфически пролетарской1.

В 1900 г. разразился мировой экономический кризис, ко­торый распространился и на Россию. В 1902 г. кризис до­стиг наибольшей глубины, а в последующее время, вплоть до 1909 г., промышленность пребывала в состоянии за­стоя, хотя формально кризис продолжался лишь до 1903 г.

Кризис начался в легкой промышленности, но с на­ибольшей силой он поразил отрасли тяжелой индустрии — металлургическую и машиностроение, Если в целом про­мышленное производство в России в 1900—1903 гг. со­кратилось на 5%, а потребление хлопка совсем незначи­тельно — на 0,6%, то выплавка чугуна уменьшилась на 15%, прокат рельсов — на 32%, производство паровозов и вагонов — на 25—37%. За эти три года было закрыто бо­лее 3 тыс. предприятий, на которых работали 112 тыс. ра­бочих.

В первые годы XX в. монополии возникали преимущест­венно в наиболее концентрированных отраслях тяжелой промышленности. Но сосредоточение в их руках важней­ших источников сырья и топлива оказало глубокое воз­действие на всю структуру промышленности. В процесс монополизации включились и некоторые отрасли, про­изводившие предметы потребления. В текстильной про­мышленности, в частности, возникло большое число ре­гионально-отраслевых объединений картельного типа.

Кризис 1900—1903 гг. явился переломным моментом и в процессе сращивания банков и промышленности. Крупным банкам, понесшим значительные потери в пе­риод кризиса, правительство оказало поддержку, опира­ясь на которую они принимали активное участие в «фи­нансовой реорганизации» пошатнувшихся предприятий. Петербургский международный банк, например, не толь­ко сохранил, но и расширил свою «сферу интересов». В первый ряд выдвинулся Азовско-Донской банк, при­бравший к своим рукам многие предприятия Юга Рос­сии, в основном горнопромышленные и сахарные. Экономическое развитие страны было, однако, противоречивым. Наряду с достаточно высоким уровнем капитализма в промышлен­ности существовали значительные пережитки феодализма в сельском хозяйстве.Сочетание капиталистических противоречий_неустраненными до конца феодальными привело к революции 1905 — 1907 гг., .буржуазно-демократической по характеру и народной по движущим силам.

К середине октября обстановка в стране настолько на­калилась, что правительство уже теряло контроль над си­туацией. С. Ю. Витте и великий князь Николай Николаевич уговорили царя пойти на уступки. 17 октября 1905 г. вы­сочайшим манифестом России были дарованы «незыбле­мые основы гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов, законодательная Государственная дума. Одновре­менно создавалось объединенное правительство — Совет министров во главе с С. Ю. Витте, на который возлага­лось введение «конституционных порядков» в стране.

Манифест внес раскол в революционное движение. Либералы, получившие возможность легально организо­вать свои силы, создав политические партии, призывали прекратить революционную борьбу и возложить все на­дежды на парламент. Подавляющее большинство эсеров и меньшевиков склонны были считать, что отныне Рос­сия стала конституционной страной и все усилия надо направить на создание гарантий для выполнения обеща­ний правительства. Большевики призывали к продолже­нию вооруженной борьбы. У значительной части рабочих и демократической интеллигенции манифест вызвал конституционные надежды. В результате революционное движение стало терять массовость.