Указом от 29 июня 1987 г. на территории РСФСР вводились новые составы преступлений в УК РСФСР, а именно: ст.2102- Вовлечение несовершеннолетних в немедицинское потребление лекарственных и других средств, влекущих одурманивание; ст.2243- Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача; ст.2251- Незаконные посев или выращивание масличного мака и конопли.
КоАП РСФСР пополнился: ст.991- Непринятие мер к обеспечению охраны наркотикосодержащих посевов; ст.992- Незаконные посев или выращивание масличного мака или конопли; ст.44 - Незаконные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без назначения врача[56].
Другими нормативными документами этого периода являлись постановления пленумов Верховного суда СССР/РФ о практике борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотребления ими. Так, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26 сентября 1975 г. "О судебной практике по делам о хищении наркотических веществ, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ" вышло вслед за Указом от 24 апреля 1974 г. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 24 декабря 1987 г. "О судебной практике по делам о хищении наркотических средств, а также незаконном изготовлении, распространении и других противоправных действиях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами" обобщило практику реализации Указов от 22 и 29 июня 1987 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами" подвел итог переходному периоду. Спустя 5 лет принимается постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"[57].
С 1968 года в стране функционировали специализированные исправительно-трудовые колонии для наркоманов. Накопленный в этой сфере опыт был учтен в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ) 1996 г. Среди типов исправительных учреждений УИК РФ выделяет, в частности, лечебные исправительные учреждения (п.8 ст.74).
Переломным моментом в развитии отечественного антинаркотического законодательства стала Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации от 22 июля 1993 г. Этим документом предусматривались комплексные меры предупредительного и карательного характера самого широкого смысла, предлагался развернутый, направленный в будущее план долговременных действий[58].
Из основополагающих идей, заложенных в Концепцию, получила дальнейшее продолжение необходимость подготовки специального закона. В ходе ее реализации принят Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах", который 8 января 1998 года был утвержден Президентом Российской Федерации.
Следующим шагом стало принятие Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 мая 2009 г. Настоящая Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров с учетом отечественного и зарубежного опыта. Стратегией определяются цель, принципы, основные направления и задачи государственной антинаркотической политики Российской Федерации. [59]
Анализ действующего российского законодательства, позволяет определить специфику административно-правового противодействия по двум направлениям.
Первое направление носит организационно-управленческий аспект и обусловливается сутью административного права как системы норм, направленных на регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. В рамках этого аспекта административно-правовое противодействие проявлениям наркобизнеса осуществляется путем нормативного регламентирования отдельных видов управленческой деятельности, установления административно-правового статуса государственных органов призванных осуществлять контроль за оборотом наркотических, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, оказывать противодействие незаконному обороту этих веществ[60]. В этой связи, принято Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Второе направление административно-правового противодействия связывается с юридической формализацией соответствующих деяний в качестве административно-правового деликта, т.е. в качестве правонарушения, не достигшего степени общественной опасности характеризующей преступление. Эти противоправные явления не являются прямыми проявлениями наркобизнеса, они находятся в определенной зависимости от этого системного общественно опасного явления и являются так называемыми "сопутствующими" правонарушениями. К их числу в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях относятся: незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ, а также оборот их аналогов (ст.6.8) и потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст.6.9) [61].
Особое значение гражданско-правового противодействия наркобизнесу определяется сущностью наркобизнеса как незаконного предпринимательства. В этой связи акцентируется внимание на формах гражданско-правового противодействия наркобизнесу, закрепленных в Федеральном законе "О наркотических средствах и психотропных веществах". В частности это такие меры как, например, "ликвидация юридического лица в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ" (ст.51); "ликвидация юридического лица, осуществляющего финансовые операции в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ" (ст.52) [62].
Вместе с тем наркобизнес представляет собой единую систему противозаконной деятельности, элементы которой существуют не обособленно друг от друга, а взаимообусловлено[63]. Кроме того важна целевая установка участников на систематическое извлечение прибыли, что является одним из факторов повышающих степень угрозы исходящей от этого вида общественно опасной деятельности.
Одной из наиболее важных тенденций наблюдающегося в последние годы развития незаконного оборота наркотиков в России является активная интеграция российской организованной наркопреступности в мировую систему наркобизнеса. В настоящее время более 50% наркотических веществ поступает на российский нелегальный рынок контрабандным путем. Российская Федерация за последние годы стала объектом активной наркоэкспансии, осуществляемой, прежде всего, из центрально-азиатского региона. По экспертным оценкам, российская организованная наркопреступность за последние годы имела контакты более чем в 70 государствах мира, включая Колумбию, Тайланд, Афганистан и другие страны - производители наркотических веществ. В этой связи в Концепции национальной безопасности Российской Федерации акцентируется внимание на том, что сегодня объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по такой проблеме международной безопасности, как борьба с международным наркобизнесом.
Глобализация наркобизнеса, объективно обуславливает и интеграцию систем государственно-правового противодействия этому явлению. Эта тенденция - частное проявление глобализации как процесса "трансформации государственно-правовых, политических, экономических, хозяйственных структур в направлении становления целостной и единой мировой геостратегической реальности"[64].
Отправным правовым началом при объединении усилий государств в сфере противодействия международному наркобизнесу следует считать Шанхайскую комиссию 1909 года.13 государств приняли 9 резолюций, ограничивающих потребление и оборот наркотических средств. В 1912 году в Гаване была подписана первая международная конвенция, в рамках которой запрещался оборот опиума. В период с 1925 по 1953 годы также был принят ряд международных актов, направленных на противодействие наркобизнесу и ограничение потребительской сферы: Женевская международная конвенция по запрещению опиума (1925 г); Женевская международная конвенция об ограничении и регламентации распределения наркотических средств (1931 г); Женевская международная конвенция по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ (1936). [65] В 1946 году сформирован первый международный институт, функционально предназначенный оказывать противодействие наркобизнесу - Комиссия ООН по наркотическим средствам. Несколько позднее, были подписаны международные документы, определяющие сегодня вектор развития национальных государственно-правовых механизмов противодействия наркобизнесу - Единая конвенция о наркотических средствах (1961 г) (с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 г), Конвенция о психотропных веществах (1971 г), Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. [66]