Смекни!
smekni.com

Экономическая политика РБ в условиях мирового экономического кризиса (стр. 5 из 8)

В 2008 г. в экономике Испании было отмечено замедление темпов роста ВВП с 4 до 1,4%, а в 2009 г. ожидалось падение на 2%. Падение фондовых индексов застави­ло правительство Испании создать план по­мощи банковской отрасли, оцениваемый в 136 млрд. долл. США. Власти увеличили также размер гарантированной выплаты по депозитам с 20 до 100 тыс. евро. В конце 2008 г. правительство выделило 800 млн. евро для поддержки «стратегического» ав­томобильного сектора. Ранее Испания пре­вратилась в пятую в мире страну - произ­водителя автомобилей, при этом 80% про­дукции экспортировалось, обеспечивая око­ло 10% ВВП. Спрос на машины упал, и в 2008 г. было выпущено на 300 тыс. автомобилей меньше, чем в 2007 г. (снижение на 10,3%).

Пакет антикризисных мер правитель­ства Чехии в качестве главной задачи ста­вил сдерживание роста безработицы и под­держку стабильности государственных фи­нансов. Общая сумма прямых расходов на антикризисные меры предусматривалась в размере 1,9% от ВВП.

Другие меры правительства Чехии были ориентированы на:

• сокращение на одну пятую железно­дорожных транспортных расходов;

• сокращение взносов на социальное страхование, которые в 1,15 раза превыша­ли заработную плату;

• оказание помощи компаниям, чтобы они не увольняли работников с низким уровнем дохода;

• освобождение в 2009 г. от авансо­вых налоговых платежей сельскохозяй­ственных компаний численностью до 5 чел.;

• сохранение компаниям как можно больше свободных ресурсов;

• поддержку продаж автомобилей и ав­томобильной промышленности.

Министерство здравоохранения Чехии предложило повысить акцизы на сигареты и алкоголь, а страховые медицинские вып­латы сократить на 1%.

В результате всех этих мероприятий увеличился дефицит государственного бюджета, который в 2009 г. должен был соста­вить, по меньшей мере, 4,5% от ВВП.

В Японии имела место «импортирован­ная рецессия», обусловленная шоками от ди­намики мировых цен на сырье и топливо и от паники на мировых финансовых рынках. Ревальвация иены несколько компенсирова­ла рост импортных цен, но подорвала усло­вия для товарного экспорта. Прямые потери финансового сектора от сделок с американс­кими ипотечными облигациями оценивались к началу 2009 г. на уровне 8,8 млрд. долл. США, хотя это незначительная часть от об­щемировой суммы таких потерь, оценивае­мых в 1,4 трлн. долл.

Правительство Японии предприняло активные меры по купированию финансо­вого кризиса в стране. Был введен в дей­ствие Закон о рекапитализации финансо­вых учреждений, с марта 2009 г. начала работать правительственная корпорация по покупке акций в банках. Чтобы притормо­зить снижение курсов на фондовом рынке, агентство финансовых услуг запретило до 31 марта 2009 г. короткие продажи акций без покрытия. Банк Японии начал креди­товать коммерческие банки под залог цен­ных бумаг с низким рейтингом и давать им «длинные деньги» по ставке 0,3%.

Около 70 млрд. долл. США Япония выделила на ассигнования социальной на­правленности: на поддержку занятости и льготы по ипотечным кредитам, на налого­вые льготы для мелких предприятий. Между тем реализация плана оздоровления госу­дарственного бюджета с выходом на нуле­вое значение сальдо в стране откладыва­лась до окончания мирового финансового кризиса. Японские денежные власти спра­ведливо опасались нового всплеска дефля­ции товарных цен на внутреннем рынке.

Китай на данном этапе развития ми­ровой экономики видел свой вклад в улуч­шение ситуации главным образом в совер­шенствовании управления собственной эко­номикой и нормализации ее развития. Международное сотрудничество считалось лишь дополнительным антикризисным инструментом. На борьбу с кризисом руко­водство Китая направило свыше 500 млрд. долл. США. Часть средств пошло на сти­мулирование внутреннего потребления.

Пакет мер по стимулированию эконо­мики КНР предполагал расходы на метал­лоемкое строительство объектов для улуч­шения жизни населения: доступное жилье, создание лесопарковых зон, перестройку трущоб и т. д. Также были выделены день­ги на строительство инфраструктурных и жилых объектов в сельской местности. В строительство новых аэродромов, автомо­бильных и железных дорог и других ана­логичных объектов планировалось инвес­тировать 219,6 млрд. долл. США, на нужды образования, здравоохранения, в сферу пла­нового деторождения - 22 млрд. долл., на экономию энергоресурсов и охрану среды - 30,7 млрд. долл. Еще 146,4 млрд. долл. на­правлялось на восстановление пострадав­шей от землетрясения провинции Сычуань.

Базовый подход китайцев к антикризис­ному регулированию совпадал с мировым: стабилизация рынков, восстановление дове­рия между экономическими агентами, сни­жение процентной ставки и уменьшение нор­мативов обязательного резервирования. Осо­бенность политики КНР заключалась в том, что значительные льготы предоставлялись не четырем центральным государственным банкам, а мелким и средним. Благодаря сокра­щению налогов, а также пакету мер по сти­мулированию социального жилищного стро­ительства, инфраструктуры села, строитель­ства важных транспортных объектов и т. п., мелкий и средний бизнес Китая сохранил высокие темпы развития.

Экономическая политика Китая стро­илась на стремлении обеспечить баланс в трех областях: между финансовыми инно­вациями и их регулированием; между вир­туальной и реальной экономикой; между сбережениями и потреблением. В стратеги­ческом плане Китай пытался использовать кризис в целях укрепления своего нового глобального статуса. В этом ему оказывали поддержку те азиатские страны, которые ожидали от него наибольшего вклада в ста­билизацию мировой финансовой и эконо­мической ситуации [15, с. 32].

Для нормализации ситуации в эконо­мике Южной Кореи на данном этапе пра­вительство затратило 14 трлн. вон (пример­но, 1 долл. = 1268,5 KRW). В качестве меры, направленной на поддержание ликвиднос­ти и проведение внешнеторговых операций, банкам было выделено 20 млрд. долл. США, из которых около 800 млн. долл. - на под­держку ими малого и среднего бизнеса. Пра­вительство рассчитывало укрепить фондо­вый рынок за счет таких шагов, как осво­бождение на три года от налога средств, направляемых на долгосрочные вложения в акции, а также вывод из налогооблагае­мой базы полученных дивидендов.

С целью поддержания национального автомобилестроения, столкнувшегося с ка­тастрофическим падением продаж на тра­диционных внешних рынках сбыта Север­ной Америки и Европы, был снижен мест­ный налог на покупку автомобилей, а так­же отменен экологический налог на дизельные автомобили.

Адресная социальная политика страны предусматривала поддержку беднейших слоев населения в зимний период, а также улуч­шение содержания детей дошкольных учреж­дений. Для поддержания уровня занятости власти профинансировали проведение обще­ственных работ. Кроме того, усилился мони­торинг соотношения динамики потребитель­ских цен и цен на топливо и сырье.

Особого внимания заслуживает практи­ка создания специальных экономических зон, в которых синтезируется региональная ин­новационная и внешнеторговая политика. Су­ществующие 10 зон Южной Кореи подверг­лись модернизации. К ним добавилось еще 4 новых, в которых за счет экономических сти­мулов и развития инфраструктуры создава­лись условия для налаживания выпуска вы­сокотехнологических товаров и услуг, а в портовых городах - условия для формиро­вания современных логистических центров.

Активизация инновационной полити­ки должна привести к увеличению к 2018 г. доли высокотехнологических товаров и услуг в экспорте Южной Кореи до 77%.

Япония, Китай и Южная Корея созда­ли региональный финансовый регулятор, задача которого - мониторинг региональ­ных финансовых институтов, повышение их транспарентности и ужесточение пра­вил функционирования. Предполагается в ближайшие годы довести сферу ответствен­ности этого регулирующего органа до фор­мата «АСЕАН плюс три».

Правительство Мексики на поддержа­ние экономики в условиях глобального кри­зиса выделило 54 млрд. долл. США. При­нято решение о замораживании цен на бен­зин, снижении цены природного газа на 10%, а тарифов на электроэнергию - на 20%.

Чтобы помочь малообеспеченным се­мьям, правительство профинансировало им замену устаревших приборов учета и рас­хода энергоресурсов, увеличило затраты на строительство недорогого жилья и разви­тие сельской местности. До 20% госзаку­пок планируется осуществлять у малых и средних предприятий.

Реализация плана правительства пред­полагалась за счет государства, а также пу­тем генерирования дефицита бюджета почти на 2%. Экономический рост страны в 2009 г. прогнозировался в размере 1%. Для сниже­ния уровня инфляции центральный банк Мексики снизил с начала года процентную ставку с 8,25 до 8%, и в последующем перио­де намечается ее доведение до 6%.

Правительство Чили выделило для сти­мулирования национальной экономики 4 млрд. долл. США. Однако озабоченность в стране вызывал тот факт, что бюджетный дефицит 2009 г. составлял 2,9% ВВП.

В пакете мёр правительства 700 млн. долл. направлялось на общественные работы, что должно было привести к повышению госу­дарственных расходов с 5,7 до 10,7%. Выде­ляемые средства на мощение дорог, ремонт школ и строительство медицинских учреж­дений, модернизацию стадионов и расшире­ние программ жилищного строительства дол­жны были генерировать прямо и косвенно около 100 тыс. новых рабочих мест.

На малых и средних предприятиях еже­месячный налог с дохода был снижен на 15%, а налоги на крупные компании планирова­лось сократить на 7%. Объявлено также о по­ощрении найма работников в возрасте от 18 до 24 лет. Эти работники должны получать 20%-ю надбавку к заработной плате, а рабо­тодатель - 10%-ю. Эта мера потребует 102 млн. долл. США в год [15, с. 33].