В импорте ожидается дальнейший рост топливно-энергетических товаров, черных металлов, цветных металлов и готовых изделий, пластмассы, продукции химической промышленности и связанных с ней отраслей. Вместе с тем прогнозируемое увеличение стоимостных поставок нефти и газа будет фактором, сдерживающим рост поставок других товаров в республику. При сохранении высоких цен на нефть возникает необходимость поиска альтернативных источников необходимых стране ресурсов.
Ввиду прослеживающейся тенденции увеличения доли топливно-сырьевых товаров в общей структуре товарного импорта, вероятно, произойдет дальнейший рост этого долевого показателя, что отразится на смещении существующих пропорций между группами товаров, поступающими из России.
В начале текущего года торговля с Белоруссией была поставлена на «рыночные рельсы». Данный термин означает «мягкий» переход в торговле с республикой на мировые цены в поставках газа, нефти и нефтепродуктов.
В 2006 г. около 40% товарного экспорта Белоруссии приходилось на торговлю переработанным сырьем. В стоимостном выражении этот показатель измеряется 7, 8 млрд. долл. США.
Соответственно удорожание этой доходной статьи экспорта приведет к ее непривлекательности для европейских потребителей, основных закупщиков нефтетоваров.
В результате этого январе-феврале 2007 г. большинство белорусских нефтетрейдеров переориентировалось на импорт нефтепродуктов для продажи на внутреннем рынке. Как следствие, была зафиксирована низкая рентабельность экспорта нефтепродуктов, сопровождавшегося падением объема переработки на белорусских нефтеперерабатывающих заводах. Приложение В. Таблица В. 3
В январе дефицит торговли товарами составил 362, млн. долл. США. Годом ранее в январе было положительное сальдо и составляло 36, 3 млн. долл. США. Объемы экспорты не изменились, поскольку резко (на 36, 7%) снизился экспорт нефтепродуктов. Это обусловило снижение общего объема экспорта в страны ЕС на 24, 6% и уменьшение сальдо торговли товарами с данным регионом до 24, 5 млн. долл. США.
Сокращение экспорта нефтепродуктов объяснилось тем, что вопросы поставок российской нефти на белорусский рынок до сих пор не урегулированы. Соответственно, снизились и объемы импорта сырой нефти из России (на 48 %), что привело к уменьшению дефицита в торговле с этой страной до 305, 8 млн. долл. США. Аналогичный показатель в 2005 г. составлял 413, 8 млн. долл. США. Однако маловероятно, что январскую динамику можно рассматривать как тенденцию, поскольку в настоящее время происходит адаптация экономики к новым условиям торговли.[16]
В январе-феврале дефицит торговли товарами составил 659 млн. долл. США (в 2005 г. – 24 млн. долл. США). Рост дефицита обусловлен сохранением высоких темпов роста импорта (24,4%) при низких темпах увеличения экспорта (2, 2%). При этом стоимость экспорта возросла только за счет повышения экспортных цен (на 10, 2%) при сокращении его физических объемов на 7, 3 %. Стоимость импорта, напротив, увеличилась как за счет цен, так и за счет объемов (14, 7% и 8, 5% соответственно). Снижение экспорта связано с уменьшением поставок нефтепродуктов в ЕС, в то время как подорожание газа нивелировало снижение импорта нефти из России. В результате отрицательное сальдо торговли товарами на 55% формировалось в торговле энергетическими товарами.
Топливно-энергетическим балансом России предусмотрено поставить в Белоруссию 17, 6 – 20 млн. т. нефти. 6 млн. тонн, которых достаточно для внутреннего потребления, будут поступать с нулевой ставкой, а на оставшиеся 14 млн. тонн, предназначенных для переработки на экспорт, будет установлена вывозная пошлина в размере 53 долл. США за тонну. На сырую нефть будет взиматься экспортная пошлина по ставке, равной соответствующей доле экспортной пошлины на нефтепродукты, поставляемые из Республики Белоруссия, которые произведены из российской нефти. Белорусские заводы заявили, что в новых условиях они не смогут работать из-за больших убытков. В ответ А. Лукашенко своим указом отменил налог с оборота на нефтепродукты (3% от выручки), снизил акцизы на 60%, а концерн «Белнефтехим» на 5% повысил внутренние цены на нефтепродукт.[17]
Россия, по подсчетам специалистов по результатам достигнутых договоренностей выиграла около 1 млрд. долл. США при сохранении цен на нефть, а Белоруссия потеряла 40% доходов от нефтепродуктов, ведь экспорт нефти и нефтепродуктов – самая существенная статья белорусского экспорта и составляет чуть около 40% от всего объема и продолжает увеличиваться. Белоруссия закупает около 20 млрд. куб. м газа и 20 млн. т нефти в год. Прямой ущерб от повышения цен на газ с 46, 68 долл. США до 100 долл. США на тысячу куб. м и введения Россией экспортной пошлины на нефть в 53 долл. США – около 2, 1 млрд. долл. США. При этом Белоруссия получит в 2007 г. 625 млн. долл. США за «Белтрансгаз», 360 млн. долл. США - от увеличения стоимости транзита газа, 50 млн. долл. – от увеличения стоимости транзита нефти. Еще 5 млн. долл. США рассчитывает получить от «Газпрома» в виде платежей за аренду земель лесного фонда под белорусским участком газопровода Ямал-Европа. Указ «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» о взимании платы за аренду белорусских земель, занятых под системы транзита энергоресурсов, подписан президентом А. Лукашенко. Новый налог коснется не только российских компаний, белорусские предприятия также будут вынуждены нести дополнительные расходы. Для иностранцев арендная плата будет составлять около 5 млн. долл. США. Еще 3 млн. долл. США в год будут платить белорусские субъекты хозяйствования – «Белэнерго» и «Белтрансгаз» и другие – в виде налога на землю.[18]
Таким образом, очевидно, что в ближайшее время Белоруссия сможет снизить объемы импортируемой нефти, в связи с тем, что для основных ее торговых партнеров цены теперь стали непривлекательны. Кроме того, удорожание другой важной составляющей импорта из России – газа может привести к переориентации торговых интересов Белоруссии с ввоза нефтепродуктов на покупку этого вида энергетического сырья.
Топливно-энергетическим балансом Росси предусмотрено поставить в Белоруссию в 2007 г. 21, 2 млрд. куб. м природного газа. Что принесет российскому «Газпрому» более 1 млрд. долл. США дополнительных доходов.
Вследствие повышения цен на газ и изменение условий поставок сырой нефти из России, стоимостной объем импорта промежуточных товаров в 2007 г. увеличится. При этом он не будет в полной мере компенсирован увеличением экспорта. По договоренности с «Газпромом» Белоруссия оплачивает лишь 55% стоимости газовых поставок в первом полугодии, и рассчитывается по долгам за газ во втором полугодии. Значит, с июля стоимость импорта еще более возрастет. В случае планируемого повышения экспортных пошлин на нефть из России до 200 долл. США за 1 т., это неизбежно приведет и к повышению пошлины на поставляемую в Белоруссию для переработки нефть (до 58, 6 долл. за 1 т). После предстоящего повышения российские компании вообще могут отказаться от работы с белорусскими партнерами на прежних условиях процессинга. Что касается самих нефтеперерабатывающих предприятий Белоруссии, то при настоящем порядке цен на российскую нефть и объемах ее переработки они в состоянии самостоятельно закупать только 60% необходимого им нефти и сырья. Исходя из вышеизложенного, эта доля, конечно, сократится. Колоссальные убытки ждут белорусскую экономику и в связи с реализации взятых перед Россией обязательств в контексте торгово-экономического соглашения по снятию всех существующих ограничений при продаже российских товаров на белорусском рынке, отказу от госполитики ангажированности тендеров, «импортозамещения» и прекращению субсидирования государством промышленных и сельскохозяйственных предприятий республики. К тому же, скорее всего, количество убыточных белорусских предприятий увеличится, а агросектор республики, поддерживаемый из госбюджета и с помощью насильно привлеченных средств государственных и акционерных организаций, не сможет полноценно функционировать. Тем не менее, Белоруссия находится в «фантастической зависимости» от российского рынка, потому что «не производит уникальных, высокотехнологических товаров, которых россияне не могут купить в других странах», - пояснил экономист научно-исследовательского центра «Мизес» Я. Романчук. И до настоящего момента достойной альтернативы восточного соседа у Белоруссии нет. Поэтому участие Белоруссии в рыночных отношениях неизбежно, и проблемы, вставшие перед хозяйственным комплексом республики в связи с этой неизбежностью, придется решать, очевидно – за счет активного поиска и привлечения внешних ресурсов, наряду с максимальным использованием мобилизационного потенциала национальной хозяйственной модели и повышением собираемости прямых и косвенных налогов и сборов. [19]
Все это диктуется логикой и особенностями развития Белоруссии в период правления А. Лукашенко – отказом от масштабных экономических реформ, осуществления программ либерализации хозяйственной деятельности, торговли и приватизации, несмотря на декларируемые самим президентом принципы всемерной поддержки частной инициативы и предпринимательства. Структура белорусской экономики не ориентирована на создание и функционирование внутри республики полноценных рынков товаров и услуг, капитала и труда. Поэтому в Белоруссии не мог объективно сложиться устойчивый механизм регулирования деятельности субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений. Почти полное отсутствие конкурентной рыночной среды, неразвитость банковско-кредитной сферы, которая остается подконтрольной государству, а также полное отсутствие таких субъектов экономической деятельности как валютные и фондовые биржи, негосударственные фонды отразилось и закреплено в законодательно-нормативной базе. Все это значительным образом препятствует нормальному формированию институтов рыночной экономики, радикальным структурным преобразованиям в экономике, в том числе, и с использованием в этих целях иностранного капитала. Правительство Белоруссии не заинтересовано в создании рыночной среды, принятии законов, стимулирующих конкуренцию и продажу государственных предприятий в частные руки. Наоборот, делается все для создания монополистических отраслевых государственных холдингов, превращения хозяйственного комплекса республики в единую корпорацию, принадлежащую и контролируемую высшим аппаратом госуправления, закрытую для внешнего управления и способную конкурировать во внешней среде. В настоящее время еще более актуализировалась задача структурной перестройки экономики – доля промежуточных товаров составляет около 70%. То есть, Белоруссия по-прежнему остается «перерабатывающим цехом».[20]