Смекни!
smekni.com

Экономическая история 2 (стр. 4 из 18)

Вопрос собственности в Казахстане является спорным. Феодальному способу производства (о земледельцах или кочевниках идет речь) присуща крупная земельная собственность, и что без этой экономической основы немыслим процесс феодализации общества кочевников. Они полагают: основным средством производства у кочевников, как и у земледельцев, была земля.

Другая точка зрения сводится к тому, что при господстве кочевого скотоводства основное средство производства не земля, а скот, что же касается земли, то она использовалась как пастбище в его естественном состоянии.

Формой производственно-хозяйственной деятельности казахов была аульная община, которая строилась на принципах кооперации в условиях недостаточного развития производительных сил. Именно кооперация компенсировала отсутствие института частной собственности и обеспечивала овладение предметом труда, недоступным или частично доступным отдельному индивидуму, то есть потребность в объединении трудовых условий носила в рамках общины объективный характер.

Скотоводы, подчиняясь закономерностям природы, стремились к достижению рационального баланса между природными водно-кормовыми ресурсами и поголовьем скота, так как без соблюдения этого условия производство необходимого продукта и воспроизводство средств производства были попросту невозможны. Сверхвысокая концентрация скота, равно как и малая, оборачивалась для хозяйства номадов самыми тяжелыми последствиями. Если выход за разумные пределы в сторону максимума не обеспечивал кормовой потенциал и был чреват распространением эпизоотии, то черезмерный минимум препятствовал нормальной организации технологических процессов и репродукции стада. Специфика организации производства в скотоводческой общине предполагала, что вступивший в нее индивид являлся не только носителем живого труда, но и обладал определенным минимумом средств производства в виде скота. Без этого он был лишен возможности реализовать принцип дополнительности и, следовательно, не мог интегрироваться с производственной общиной, образованной на основе кооперации.

Лишаясь скота, хозяйство как бы переставало претендовать на статус равноправного члена общины, так как оно уже не могло содействовать реализации принципа дополнительности и подвергалось или превращалось в объект отторжения, то есть начинало выталкиваться из общины.

Часто хозяйства, потерявшие часть скота, вынуждены были объединяться в новую общину, кооперацию к себе подобными обедневшими хозяйствами. Поскольку здесь величина используемых слагаемых для получения приемлемой совокупности-оптимума оказывалась незначительной, то, естественно, количественный состав общины увеличивался, так как число образовавших ее хозяйств возрастало. Поэтому можно было встретить аул-кыстау, где численность инкорпорировавших хозяйств достигала 20 - 30 и даже более 50 единиц.

В ауле были сильны традиции патриархально-генеалоеских, патерналистских связей, и членов общины объединяли не только экономические, но и родовые отношения.

Верхушка общины перераспределяла часть общего продукта в пользу неимущих и малоимущих хозяйств, контролировала и обеспечивала трудящихся прожиточным минимумом, но все это сопровождалось распространением на них различных форм личной зависимости.

Улусная система общественной организации позволяла кочевникам иметь в общинном владении определенную территорию с пастбищными угодьями и водоемами, предотвращала столкновение с другими улусными объединениями родоплеменных групп. Право на кочевые улусы и соответствующие им территории имели члены правящей династии: огланы, султаны, мирзы; многочисленная знать, возглавлявшая родоплеменные группы: беки, эмиры, баи, приобретала имущественные права - тарханство. Существовали и другие формы земельной собственности: инджу - ханские земли; мульк - земли в частном владении, встречавшиеся в земледельческих оазисах; вакф - земли мусульманских учреждений и духовенства в районах распространения ислама, в южных районах Казахстана. С образованием этнополитических объединений более упорядоченной становится система взимания налогов и податей.

В южных регионах Казахстана сложились устойчивые формы феодального условного землевладения и земельной собственности. Здесь, в зоне присырдарьинских городов, кочевники втягивались в более сложные отношения. Источники называют такие формы землевладения и собственности, как сойургал, икта, мульк, вакф и др. С вхождением территории Южного Казахстана в состав Казахского ханства, как раньше в состав Ак-Орды, ханства Абулхаира, присырдарьинские города с их земледельческой округой раздавались во владения ближайшим родственникам хана, представителям кочевой знати.

Все остальное население ханства относилось к низшему сословию, то есть кара-суйек. Рядовые кочевники-скотоводы (шаруа), земледельцы-жатаки и простые горожане, мелкие торговцы и ремесленники, сельские жители оазисов, составлявшие единое податное сословие (райаты), обязаны были платить многочисленные налоги и поборы: зекет, согум, сыбага, бийлык-со скотоводов; ушур, тагар, бадж и хардж - с земледельцев и ремесленников; нести повинности и исполнять отработки: саун (выше мы разъясняли суть этой формы зависимости и эксплуатации), а также коналга, джамалга, мардикар и т.д.

3.Основное место в развитии производительных сил казахского общества в XV - начале XVIII вв. принадлежит кочевому и полукочевому скотоводству, в котором сформировались различные типы хозяйств.

Кочевничество - особый вид производящего хозяйства, при котором преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большинство населения вовлечено в периодические перекочевки. И в изучаемый период имели место три основных вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. География распределения скотоводческих хозяйств оставалась прежней. Первый вид хозяйства применялся в сухих степях, пустынях и полупустынях Западного и Центрального Казахстана. Земледелие тут не развивалось, крупный рогатый скот был многочисленным. В основном разводили овец, верблюдов и лошадей. Кочевники шли как в меридиальном, так и в широтном направлениях. В холодное время года кочевники останав-ливались на недолговременных стоянках в защищенных от ветра и снега местах.

Характерной чертой полукочевого типа скотоводческого хозяйства было наличие постоянных зимних жилищ. Наибольшее распространение такой вид хозяйственной деятельности получил в Семиречье и Восточном Казахстане. Сезонные пастбища здесь находились на сравнительно небольшом расстоянии друг от друга, радиус перекочевок был невелик. И, что интересно, многие полукочевые хозяйства на призимовочной территории выращивали просо, ячмень, пшеницу, а овцеводство и коневодство дополняли разведением крупного рогатого скота. Оседлое скотоводство более всего было распространено в районах южного Казахстана, на берегах Сырдарьи, Чу, Таласа, Арыси, на южных склонах Каратау - в местах, богатых естественными водоемами и обширными сенокосными угодьями. Природные условия и близость к древнеземледельческим районам обусловили преобладание в хозяйстве ирригационного и отчасти богарного земледелия. При оседлом скотоводстве выпас стада велся специализировавшимися на этом семьями в рамках скотоводческо-земледельческой общины.

Ведущее место в скотоводческом хозяйстве издревле занимала лошадь. Примерно с середины II тысячелетия до н.э. ее используют в качестве верхового вьючного животного и тягловой силы. Источники также сообщают: в кочевых хозяйствах выводились особые породы крупного рогатого скота, приспособленные к пастбищному содержанию не столько путем искусственного, сколько естественного отбора.

Распространенным видом домашнего скота у скотоводов Казахстана являлся двугорбый верблюд. Средняя Азия и Казахстан - древнейшие районы одомашнивания бактриана Особенно большую роль верблюд пал в хозяйстве кочевников. Он использовался и как средство педвижения, и как вьючное, молочное и мясное животное.

Но ведущее место по хозяйственному значению занимали овцы. Баранина и овечье молоко служили основной пищей казахов, а кожа и шерсть шли на изготовление одежды, обуви, посуды, кожаных ведер (долы) и многих других предметов. Овцы составляли главный предмет меховой торговли казахов с соседями и, заменяя деньги, служили мерилом стоимости всех товаров.

Лошади и крупный рогатый скот преобладали в районах Центрального, Северного и Северо-Восточного Казахстана. В районах Западного, Южного Казахстана превалировали овцы и верблюды, что соответствовало кочевому характеру скотоводства и природным условиям района. В Семиречье и Зайсане преобладали овцы из-за наличия здесь удобных для них высокогорных пастбищ. Такое положение вполне совпадало с представлениями казахского народа, определявшего в прошлом богатство скотоводческих хозяйств: в Сары-Арке числом лошадей, на западе и юге Казахстана - числом верблюдов и овец, в Семиречье - числом овец.

Немаловажное значение в хозяйственной жизни казахов придавалось земледелию. Особое распространение оно получило в южных районах Казахстана, округах Отрара, Туркестана, Саурана, Сыганака, Созака. Земледелием занимались казахи западного Казахстана и Сарыарки.

Казахи-земледельцы возделывали разные зерновые и технические культуры-пшеницу, просо, рожь, ячмень, овес, рис, джугару, хлопок, коноплю и т.д. Из зерновых культур за редким исключением сеяли только яровые. Использовалось несколько сортов пшеницы. Наиболее распространенными, особенно на юге–востоке Казахстана, были так называемые местные сорта. Это Ақ бидай-белая пшеница, қызыл бидай-красная пшеница.

Просо обладало в суровых климатических условиях Казахстана при экстенсивном земледелии рядом достоинств. Прежде всего, это неприхотливая культура. Она давала и на поливе, и на богаре устойчивые и высокие урожаи.