Смекни!
smekni.com

Информатизация и экономика (стр. 2 из 8)

Каковы основные признаки этого общества, с точки зрения его теоретиков?

Сердцевиной его экономики будет производство и использование информации. В качестве экономического продукта она по своему значению будет превосходить материальную продукцию, энергию, услуги. На смену самовозрастанию капитала прийдет самовозрастание информации. Социально-экономическая характеристика нового общества у Ё.Масуды приобретает черты “электронной” утопии. Совместное пользование накопляемой информацией приведет, по его мнению, к развитию новых принципов коллективных действий для достижения общих целей. Главную роль будет играть не право собственности, а право пользования. Расширение информационного обслуживания и информационной инфраструктуры будет решающим фактором перехода от частной экономики к общественной. Общественное потребление (школы, поликлиники, дороги, парки и т. п.) по своему удельному весу станет превосходить индивидуальное потребление материальных благ. Основой социальной структуры общества станет добровольная община, а его политическая система будет представлять собой “демократию участия”.

Информационное производство и информационный сектор

Отличие информатизации от других промышленных революций состоит в том, что она основными своими результатами лежит в области общения людей или в области информационного производства. Под производством мы понимаем деятельность людей, результат которой потребляется другими людьми.

В моделях расширенного воспроизводства общества, обсуждаемых в рамках политэкономии, понятие информационного производства использовалось редко. Это объясняется общим законом развития информационных систем и производств, к которым относится любая наука, ибо ничего, кроме информации (знаний, технологий), никакая наука не производит.[7]

Согласно этому закону, модели общественных наук ориентируются на преобладающие виды общественных производств. Преобладающим видом общественного производства до последнего столетия было материальное производство. Поэтому все модели расширенного воспроизводства общества ориентированы на материальное производство как единственную компоненту с подчинением ей всех остальных производств. В странах с развитой экономикой в ХХ столетии стали ощутимы в общем национальном продукте продукты, производимые сферой услуг и информационным производством. Именно это обстоятельство позволяет говорить о наступлении эры информационного общества.

Выделив информационное производство в самостоятельную компоненту моделей расширенного воспроизводства общества, можно пересмотреть модели развития общества с учетом этой компоненты. Если компоненте материального производства отвечает модель “огонь, вода и ветер с колесом, пар, электричество...”, то компоненте информационного производства отвечает модель “жесты, речь, письменность, бумага и печать, телефон, радиосвязь, ЭВМ...”.[8]

Революция в информационном производстве, связанная с появлением ЭВМ, обусловлена резким увеличением объемов продукции информационного производства и, в свою очередь, способствует увеличению и совершенствованию информационного производства.

В рассмотренных выше концепциях “нового общества” важная роль отводится формированию и росту информационного сектора экономики, рассматриваемого в русле функционального подхода к общественному развитию. С этой точки зрения деление экономики на три сектора - первичный (сельское хозяйство), вторичный (промышленность) и третичный (сфера услуг), по мнению теоретиков, соответствует исторически определенным фазам экономического и социального развития общества. Для “индустриального общества” характерно преобладание вторичного сектора, для “постиндустриального” - третичного, то есть сферы услуг. Быстрое расширение информационной деятельности знаменует образование четвертичного, информационного сектора и переход к “постсервисному” обществу.

К информационному сектору причисляются все те, кто производит, обрабатывает и распространяет информацию в качестве основного занятия, а также кто создает и поддерживает функционирование информационной инфраструктуры.[9] При таком определении сектор охватывает обширный и чрезвычайно пестрый состав профессий. Ё.Масуда выделяет в четвертичном секторе следующие четыре отраслевые группы: непосредственно информационные, отрасли знаний, искусства, этики.

Попытки оценить численность информационного сектора из-за расплывчатости его границ дают разные результаты. Тем не менее все они свидетельствуют о его заметном увеличении.

Информационный сектор в том виде, в каком он представляется западным исследователям, оказывается аморфным и многоликим образованием. Тем не менее одной из основных причин его роста служит процесс увеличения роли духовного производства, как формы деятельности, направленной на приумножение и практическое применение знаний и на развитие самого человека, что, по выражению К.Маркса, является главным накоплением богатства, действительным богатством.[10] Рост занятости в сфере информационной деятельности отражает важный сдвиг под влиянием НТР в общественном разделении труда, функциях и составе совокупной рабочей силы в том направлении, о котором говорил К.Маркс, - от непосредственного исполнительного труда к контрольно-управляющим функциям.

Однако, как ни велика роль информации, сама по себе она не может изменить характер общественных отношений. Эволюционизирование сферы информационной деятельности происходит по общим законам, присущим данному способу производства. При капитализме оно прежде всего подчинено производству прибавочной стоимости. Помимо этого, на последствия применения информационной технологии оказывают влияние конкретные экономические и социально-политические условия ее использования.

Во многих отраслях информационного сектора развитых капиталистических стран велика роль крупнейших корпораций и государства. Информация при этом, так же, как наука и техника, становится средством конкурентной борьбы, укрепления позиций монополий и орудием социального контроля.

Информационная деятельность ныне органически включается во все звенья хозяйственной системы, в самые разные области функционирования современного общества. В месте с тем она осуществляется в тесном взаимодействии со сферой материального производства. Являясь важным фактором ее эффективности, она одновременно опирается на развитие новейших отраслей промышленности, формирование мощного индустриально-информационного комплекса.

Как этот процесс взаимодействует с капиталистическими производственными отношениями?

В представлении теоретиков “информационного общества” электронная технология будет способствовать децентрализации производства, что приведет к “смягчению” социального неравенства и более “справедливому” распределению экономической власти. Действительно, развитие некоторых новейших отраслей по производству современной техники сопровождалось бумом учредительства сравнительно небольших компаний-новаторов.[11]

Распространение информационной технологии, стимулируя концентрацию и централизацию капитала, придает некоторые особенности этому процессу. В отличии от прошлого он далеко не всегда совпадает с концентрацией рабочей силы и производства. Компьютерная автоматизация, обеспечивая гибкость производства, снижает преимущества крупных его масштабов. Возникает возможность создания небольших по числу занятых, но высокопроизводительных предприятий. Вместе с тем возрастает необходимость больших расходов на научные исследования и разработки, математическое обеспечение электронно-вычислительной техники. А они под силу лишь крупным корпорациям, которые к тому же обладают кадрами высококвалифицированных специалистов и имеют более широкий доступ к источникам научно-технической, экономической и другой информации. Кроме того, электронно-вычислительная техника в сочетании с новейшими средствами связи (включая спутники) значительно снижает издержки по управлению крупными хозяйственными комплексами, которыми располагают международные корпорации-гиганты. Последние занимают ключевые позиции в производстве и использовании новейшей технологии, а также в промышленных исследованиях и разработках. Концентрация производства и использования информационной техники влечет за собой концентрацию информационных ресурсов, что еще больше укрепляет позиции крупнейших монополий.

Информация как товар

По своей природе информация является коллективным продуктом. Ее монополизация капиталом обостряет противоречием между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения. В связи с важной ролью, которую играет информация в современном мире, все более острой становится проблема доступа к ее источникам и общественных форм обслуживания.

Не обходят эту проблему и теоретики “информационного общества”. Д.Белл рассматривает ее в контексте альтернативы: единая общенациональная система или децентрализованная система информационного обслуживания крупными корпорациями. Решение этой дилеммы, с его точки зрения, - это выбор между “равенством” и “эффективностью”.[12]

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления. Глубоко общественный характер информации ослабляет стимулы, присущие частному предпринимательству, в ее производстве и распространении. Именно поэтому огосударствление некоторых отраслей информационного сектора (образование, научные учреждения и др.) признается необходимым условием развития современного капитализма. Помимо того государство само является одним из крупнейших потребителей компьютерной техники, производителем, потребителем и накопителем информации. Приоритетное значение приобретает их использование в военных целях.