Смекни!
smekni.com

Кейнс и кейнсианство (Доклад) (стр. 3 из 3)

Эффективный спрос — это, по Кейнсу, совокупный платежеспособ­ный спрос, определяющий объем занятости. Главными компонентами эффективного спроса выступают потребление и инвестиции.

Возрастание суммы средств, используемых для личного потреб­ления, Кейнс считал устойчивой функцией прироста дохода.

При этом, если С — объем потребления, а Y — доход (оба члена функции измерены в одинаковых по размеру единицах, заработной платы), тогда соотношение

, (предельная склонность к потребле­нию, определяющая наклон функции потребления) больше нуля, но меньше единицы и при возрастании Y последовательно убывает. Ины­ми словами, с ростом дохода потребление абсолютно растет, но в мень­шей степени, чем доход. Такой характер функции потребления Кейнс связывал с так называемым «основным психологическим законом», со­гласно которому с ростом дохода склонность к потреблению падает, а склонность к сбережению возрастает.

«Основной психологический закон» Кейнса отражает то реальное обстоятельство, что при возрастании дохода, идущего на потребление, все большая его часть расходуется на покупку дорогостоящих пред­метов длительного пользования и, следовательно, должна некоторое время накапливаться. За определенным порогом роста доходов инди­вид удаляется от положения наемного работника, тратящего большую часть дохода на личное потребление, и приближается к положению капиталиста, общественная функция которого состоит в накоплении капитала.

Представители неоклассического направления не видели здесь особой проблемы, так как исходили из предположения, что акт сбе­режения одновременно превращается в акт инвестирования. Кейнс счи­тал подобные взгляды нереалистичными. В его системе создание объ­ема инвестиций, необходимого для полной занятости, составляет одну из важнейших задач экономической политики государства.

Предприниматели продолжают процесс инвестирования, пока пре­дельная эффективность капиталовложений остается выше нормы про­цента. Ожидаемый доход от инвестиций (предельная эффективность) весьма чувствителен к пессимистическим настроениям и даже пани­ке. Внезапное понижение предельной эффективности до нормы про­цента способно стать причиной глубоких депрессий. Существующая норма процента определяет, согласно Кейнсу, нижний предел прибыль­ности будущих инвестиций. Чем она ниже, тем при прочих равных ус­ловиях оживленней инвестиционный процесс и наоборот. Неоклассикн полагали, что норма процента определяется точкой пересечения графи­ков сбережений и инвестиций (отсюда ими выводилось автоматичес­кое постоянное равенство инвестиций и сбережений). Кейнс же писал, что процент сам определяет конечную величину инвестиций, а не опре­деляется ими.

В теории Кейнса намечена и количественная связь между инвестициями и национальным доходом. Она определяется так называемым мультипликационным эффектом, или эффектом мультипликатора. Мультипликатор по-латыни — множитель. Эффект мультипликатора сродни эффекту снежного кома: приращение инвестиций в одной из отраслей вызывает приращение потребления и дохода не только в дан­ной отрасли, но и в сопряженных отраслях. Итоговое приращение на­ционального дохода оказывается более первоначальной суммы инвес­тиций.

Величина мультипликатора зависит от предельной склонности к потреблению. Чем больше потребляемая часть прироста дохода, тем энергичней и дольше действует мультипликационный эффект. Поэтому применяется формула мультипликатора, отражающая оборот доходов в сопряженных отраслях.

Автор «Общей теории занятости, процента и денег» подверг крити­ке еще один важнейший постулат неоклассической теории, утверждав­шей тождественность условий сбережения и инвестирования. В про­тивовес этому Кейнс сделал вывод о существовании разрыва между сбережением и инвестированием, что вело, по его мнению, к постоян­ному дефициту эффективного спроса и обострению проблемы реали­зации. В отличие от неоклассиков, постулировавших наличие абсолют­ной гибкости цен (из этого, в частности, выводился автоматический механизм экономического равновесия), Кейнс писал об относительной негибкости цен, имея в виду, что цены реагируют на нарушение рав­новесия с запозданием: сначала меняются физические объемы произ­водства, а только потом цены. Наконец, в отличие от неоклассиков, исходящих в основном из совершенства ценовой информации, Кейнс выступил с положением о ее несовершенстве: согласно его позиции, на основе те­кущих цен невозможно принять оптимальное решение о настоящем и будущем производстве.

В силу того что кейнсианство более реалистично описывало хо­зяйственный механизм межвоенной и до определенного рубежа — пос­левоенной западной экономики, оно оказало решающее влияние на раз­витие многих направлений западной теории, стимулировало дальней­шие исследования потребительской функции, мультипликатора, цик­ла, экономического роста, государственного регулирования в целом. Кейнсианство во многом предопределило прогресс науки о государст­венных финансах, экономической статистики, других специальных эко­номических дисциплин, усилив в целом интерес к макроэкономической проблематике. Весьма гибкой оказалась также социальная позиция Дж. М. Кейн­са, хотя вопрос о социальном содержании его концепции довольно сло­жен. Несомненно, что, выдвигая на первое место в теории эффектив­ного спроса фактор частных инвестиций, Кейнс заботился не только о правильном прохождении инвестиционного процесса, но и об инте­ресах крупного частного предпринимательства. Вместе с тем, указы­вая на важность личного потребления, он явно искал пути к компро­миссу с самыми широкими слоями населения, обладающими реальной денежной наличностью, платежеспособным спросом.

Неоднозначна в социальном плане и сформулированная Кейнсом цель достижения полной занятости. Последняя, по Кейнсу, отнюдь не тождественна совершенному отсутствию безработных. Кейнсианскоепонятие полной занятости предполагает, что резервная армия труда составляет примерно 3—5% от общего объема активного населения. Это такой объем безработицы, который достаточен для давления на занятую часть трудящихся, но вместе с тем не способен вызвать серь­езных социальных протестов. Здесь также налицо стремление Кейнса к компромиссу: обеспечить мерами государственной политики опти­мальный режим для частного предпринимательства, но не игнориро­вать при этом интересы трудовой части населения.

Теория Кейнса несла на себе отпечаток депрессивной экономики 30-х гг., и это сказалось не только на абсолютизации им проблемы ре­ализации, отрицательном отношении к сбережениям, но и на недооцен­ке форм государственного вмешательства.

С середины 70-х гг. начался серьезный кризис кейнсианства. Кри­зис кейнсианской концепции государственного регулирования обус­ловлен многочисленными факторами, среди которых, на первом месте стоят технологические и социальные сдвиги, порожденные научно-тех­нической революцией, а также всесторонняя интернационализация про­изводства и капитала. Первый фактор обусловил гигантское расшире­ние номенклатуры изделий при чрезвычайной ее изменчивости, при­вел к невиданной ранее подвижности производственных и финансовых пропорций, увеличил удельный вес мелких и мельчайших предприятий. В этих условиях роль стимулов и рычагов спонтанного рыночного ре­гулирования объективно усилилась, тогда как значение государствен­ного регулирования относительно уменьшилось. В этом же направле­нии действовала и интернационализация хозяйства ведущих капита­листических стран, понижавшая действенность национальных средств воздействия на экономику.

Нельзя не видеть, что в те­чение ряда десятилетий Кейнс и его последователи обеспечивали ру­ководящие круги Запада новой теорией макроанализа и соответствующей хозяйственной рецептурой, чем внесли немалый вклад в экономический подъем 40-60-х гг. и в общую долговременную стабилизацию капитализма.

Список литературы:

1. История экономических учений, Том 2. издательство МГУ

2. История экономических учений. В.Н.Костюк.

3. Макроэкономика. Гальперин В.М., ... - С.Петербург . 1994 г.

4. Курс экономической теории. / под ред. М.Н. Чепурина, 1994 г.

5. Макроэкономика. / М.К.Бункина, В.А.Семенов - М., АО «ДИС» - 1996 г.

6. Избранные произведения., Дж.М. Кейнс./ пер.с англ./ М., 1993