Смекни!
smekni.com

Кейнс и кейнсианство (Доклад) (стр. 1 из 3)


ДЖ. М. КЕЙНС И ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Если последняя треть XIX в. представлена в теории Запада в пер­вую очередь именами А. Маршалла и Л. Вальраса, то первая поло­вина текущего столетия ознаменована формированием экономической системы выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). Именно Кейнс вывел западную экономическую тео­рию из состояния глубокого кризиса, именно он сумел представить наиболее убедительный ответ на вопрос, почему существует катастро­фическое перепроизводство и что следует предпринять, чтобы не до­пустить его в дальнейшем. Кейнс во многом способствовал восстанов­лению престижа западной экономической науки, подорванного драма­тическими событиями «великой депрессии» 1930-х гг., а его учение на несколько десятилетий стало подлинным руководством к действию для правительств наиболее развитых капиталистических стран.

Начальный этап формирования кейнсианства.

Дж. М. Кейнс был во многих отношениях личностью незаурядной. Выдающиеся математические способности не раз приносили ему при­зы наиболее престижных конкурсов Великобритании. Играя и успешно на бирже, он составил себе изрядное состояние; будучи назначен­ным казначеем Кембриджского королевского колледжа, укрепил его финансовое положение. Кейнс слыл также крупным коллекционером картин, публиковал изящные эссе мемуарного, биографического харак­тера, писал исследования по логике, был другом многих выдающихся личностей, например, Б. Шоу. Женившись на русской балерине, Кейнс стал субсидировать балет.Кейнс был также членом попечительского совета Националь­ной галереи, председателем Совета по поддержке музыки и ис­кусств, казначеем Королевского колледжа, возглавлял журналы «Нейшн» и «Нъю-Стейтсмен», а также национальное общество по страхованию жизни. Кроме того, он был управляющим инвестицион­ных компаний, организовал балетную труппу «Комарго» (его жена Лидия Лопокова была звездой русского императорского балета), по­строил художественный театр в Кембридже.

Б. Рассел сказал о нем так: «Интеллект Кейнса отличался такой ясностью и остротой, каких я более не встречал... Мне иногда казалось, что столь большая острота ума не может совмещаться с глубиной. Но я думаю, что эти мои ощущения были неверны».

В 1913 г. увидела свет первая большая работа Кейнса «Индий­ская валюта и финансы». В ней автор рекомендовал и далее сохранять подчиненное положение индийской валюты по отношению к англий­ской, а в отношении последней жестко придерживаться золотого стан­дарта. В исходном пункте идейной эволюции Кейнс выступает, таким образом, как правоверный неоклассик. Вместе с тем рано обозначился его интерес к теории денег, которому он оставался верен всю жизнь.

В1919 г. в качестве представителя британского казначейства Кейнс участвовал в Парижской мирной конференции, которая выраба­тывала условия послевоенного устройства в Европе, но в знак про­теста против неприемлемых, как ему казалось, решений покинул кон­ференцию, сложив свои полномочия.

В книге «Экономические последствия Версальского договора» (1919) он писал, что принятые решения не оставляют надежды на вос­становление мирного хозяйства, ибо намеченные репарации с Герма­нии непомерно велики, а блокируя Россию, страны Антанты блокиру­ют самих себя. Кейнс утверждал, что бремя репараций сделает после­дующие поколения побежденных стран данниками победителей, между тем хозяйственное возрождение Европы зависит от процветания каж­дого народа. Он выступил за предоставление американских займов. Германии, полагая, что только в этом случае Германия могла бы на­чать выплату умеренных репараций. Идеи Кейнса предвосхитили кон­цепции более поздних программ (план Дауэса, план Юнга) и в ка­кой-то мере — плана Маршалла, принятого уже после второй мировой войны.

В работе «Экономические последствия Версальского договора» Кейнс выдвинул первые важные соображения относительно сбереже­ния и потребления в их взаимном влиянии на доход. Он, в частности, писал, что сбережения предыдущих поколений создали ныне действу­ющий капитал, однако при существующем имущественном неравенстве большая часть дохода принадлежит «классу, наименее склонному к его потреблению».

Следующей экономической работой Кейнса стал его «Трактат о денежной реформе» (1923). Анализируя влияние, которое оказывают на положение населения сдвиги в уровне цен, Кейнс выделяет три со­циальные группы: рантье, функционирующих предпринимателей и работников, живущих на заработную плату. По его мнению, инфляция наносит ущерб прежде всего рантье, тогда как дефляция очень выгод­на рантье, но крайне невыгодна двум последним группам. Защищая интересы экономически активных группировок, Кейнс указывает, что инфляция является наименьшим злом, так как «в обнищавшем мире гораздо хуже спровоцировать безработицу, чем вызвать неудовольст­вие рантье». Интересы занятости ставятся, таким образом, на первое место в 1923 г. Кейнс уже совершенно определенно высказывается против восстановления золотого стандарта, называя его «варварским пережитком». Вместе с тем он выдвигает идею управляемой валюты. Кейнс выступает за то, чтобы объем эмиссии банкнот контролировал­ся центральным банком независимо от размеров золотого запаса. По его оценкам, такой порядок способен наилучшим образом обеспечить стабильность цен. Следовательно, деньги рассматриваются Кейнсом как активный фактор экономического процесса, в чем сказывается дальнейшее продвижение автора к идеям «Общей теории».

Консерватизм мышления оказался могущественнее новаторских идей, и вскоре британское правительство приняло решение о восста­новлении довоенного золотого обеспечения фунта стерлингов. Развер­нувшиеся дефляционные процессы, как и предсказывал Кейнс, осла­били конкурентноспособность английских товаров и увеличили безра­ботицу. Лейбористская партия потребовала выделить ассигнования на общественные работы. Даже либерал Ллойд Джордж высказался за активную экономическую политику. В этих условиях у Кейнса оконча­тельно созрела мысль о том, что эпоха свободной конкуренции ушла в прошлое. Он, в частности, не только поддержал саму идею прави­тельственных расходов на экономические нужды, но и выступил за го­сударственную поддержку инвестиций в сфере транспорта, строитель­ства жилья, линий электропередач и т. д.

Идеи правительственного контроля, критика старомодной полити­ки невмешательства государства в экономическую жизнь пронизыва­ют также два знаменитых памфлета Кейнса — «Экономические по­следствия политики г-на Черчилля» (1925) с острой критикой инициа­тивы канцлера казначейства У. Черчилля по восстановлению свобод­ного обмена фунта на золото, а также «Конец Laissez faire» (1926).

В середине 20-х гг. Кейнс посетил Советский Союз и мог наблю­дать опыт управляемой рыночной экономики периода нэпа. Свои впе­чатления он изложил в небольшой работе «Беглый взгляд на Россию» (1925). Кейнс утверждал, что капитализм во многих отношениях яв­ляется весьма неблагополучным строем, но если им «разумно управ­лять», он может достичь «большей эффективности в достижении эко­номических целей, чем любая из существовавших до сих пор альтерна­тивных систем».

Тем не менее, уже в середине 20-х гг. Кейнс приходит к убеждению, что времена автоматического саморегулирования капитализма ушли в прошлое и государственное воздействие является непременным спут­ником здоровой рыночной экономики. Этот вывод является главным теоретическим результатом данного этапа.

В 1930 г. Кейнс публикует фундаментальный двухтомный труд— «Трактат о деньгах». Это его произведение представляет интерес для историка и теоретика-экономиста по нескольким причинам. Во-пер­вых, здесь уже почти оформилась та концепция сбережений и инвес­тиций, которая получила затем законченное выражение в работе «Об­щая теория занятости, процента и денег». Во-вторых, «Трактат о день­гах» имеет самостоятельное значение, так как ряд вопросов денежного обращения разработан здесь Кейнсом специально и более подробно, чем в последующих публикациях.

Хронологически появление «Трактата» связано с периодом «вели­кой депрессии». Причины экономической нестабильности выносятся в «Трак­тате» на первое место, причем все более заметную роль в их интерпре­тации начинает играть соотношение инвестиций и сбережений.

Превышение сбережений над инвестиция­ми приводит к нарастающему сокращению деловой активности, тогда как обратное их соотношение ведет к перегреву конъюн­ктуры. Отсюда с очевидностью вытекает требование равенства сбере­жений и инвестиций как условия макроэкономического равно­весия. (Окончательно это требование было сформулировано Кейнсом несколькими годами позднее — в книге «Общая теория занятости, про­цента и денег».)

«Трактат о деньгах» содержит, таким образом, важные предпо­сылки будущей кейнсианской теории занятости и национального до­хода. Правда, здесь еще отсутствует анализ такого важного компонента кейнсианства, как функция потребления; лишь в первом прибли­жении намечены взаимосвязи между денежным рынком и нормой про­цента. И все же «Трактат» не следует рассматривать лишь как незре­лый аналог «Общей теории». Многие вопросы экономической, преимущественно денежной, теории — роль банковской сферы, проблема золотого стандарта, механизм международных расче­тов, политика центрального банка и т. п. — разработаны здесь под­робнее, чем в любой другой публикации Кейнса. В данной работе Кейнс распространил, в частности, требование кредитно-финансового контроля на международную сферу, сформулиро­вав идею наднациональных финансовых органов управления, подоб­ных тем, что были созданы несколько десятилетий спустя на Бреттон-Вудсской конференции.

В 1936 г. Кейнс публикует книгу, принесшую ему мировую извест­ность, под названием «Общая теория занятости, процента и денег». Острие критики автора направлено против неоклассической ортодок­сии, согласно которой главной задачей и целью экономической теории является выбор наилучшего из вариантов по использованию ограничен­ных редких ресурсов (в соответствии с законами предельной полезно­сти и предельной производительности).