Смекни!
smekni.com

Доказательство и доказывание в исковом праве (стр. 3 из 13)

Классификация фактов предмета доказывания проводится в целях более глубокого познания этого института, выяснения специфики доказывания отдельных составляющих его фактов и выработки правил распределения обязанностей по доказыванию.

Бесспорным является деление фактов предмета доказывания по основанию наличия или отсутствия воли субъектов правоотношения. По этому критерию факты предмета доказывания делятся на события и действия. События, с которыми норма права связывает правовые последствия, не зависят от воли сторон, тогда как действия, наоборот, носят волевой характер. Это деление имеет практическое значение для распределения обязанностей по доказыванию, поскольку в нормах материального права иногда встречается прямое указание на то, кто должен доказывать факт события, в частности – непреодолимой силы.

Бесспорным также является деление фактов по признаку соответствия их установленному порядку. По этому признаку действия как юридические факты предмета доказывания делят на правомерные и неправомерные. Неправомерные действия, в свою очередь подразделяются на гражданские, уголовные, административные правонарушения, в зависимости от того, норма какой отрасли права предусматривают нарушения и регулируют данный вид общественных отношений. Эта классификация фактов предмета доказывания также имеет практическую пользу для выяснения специфики доказывания отдельных фактов, особенно при рассмотрении вопроса о влиянии решения по гражданскому делу на уголовный процесс. Суд, например, при рассмотрении гражданского дела не вправе квалифицировать те или иные действия как уголовные правонарушения со всеми вытекающими из этой квалификации последствиями гражданско-правового характера. Факт уголовного правонарушения должен быть доказан приговором суда.

С точки зрения влияния фактов на права и обязанности спорящих сторон факты подразделяются на:

- порождающие права и обязанности;

- прекращающие права и обязанности;

- изменяющие права и обязанности;

- препятствующие возникновению прав и обязанностей.[16]

Значение этой классификации длительное время определялось целью выработки правил распределения обязанностей по доказыванию. Так, ещё в русской классической юридической литературе В.М. Гордон и Т.М. Яблочков высказывали суждения, что истец должен доказывать лишь правопорождающие факты, а остальные факты доказываются той стороной, которая на них ссылается.

Процессуальное значение данной классификации также состоит в том, что суд должен исследовать все факты по конкретному делу, всесторонне проследить динамику развития правоотношения, изучить, не возникли ли факты, изменяющие правоотношения или препятствующие его возникновению вообще.

Классификация Клейнмана вызвала ряд возражений со стороны С.В. Курылёва и Л.П. Смышляева, которые отвергли точность и значение этой классификации.[17] Однако, по мнению большинства правоведов, деление фактов предмета доказывания в зависимости от правовых последствий на правопорождающие, правоизменяющие и правопрекращающие имеет ценность для правовой оценки фактов, вывода суда о взаимных правах и обязанностях сторон, всесторонности и объективности исследования обстоятельств дела. Правопрепятствующие факты имеют правовое значение, поскольку их наличие парализует действие правопорождающих, правоизменяющих и правопрекращающих фактов. Таким образом, критика классификации фактов предмета доказывания по их правовым последствиям со стороны Курылёва и Смышляева не имела под собой достаточных оснований.

К. С. Юдельсон в предмете доказывания выделял три различных группы фактов:

- правообразующие факты;

- факты легитимации;

- факты повода к иску.

Данная классификация была также подвергнута критике С.В. Курылёвым и Л.П. Смышляевым. Оба автора считали деление фактов предмета доказывания на факты правообразующие, легитимации и повода к иску теоретически и практически не имеющими значения для судебного доказывания.[18] Однако факты легитимации и факты повода к иску по существу являются фактами правообразующими. Любой же правообразующий факт связывает право истца с обязанностью конкретного ответчика или ответчиков. Таким образом, данная классификация правомочна, хотя и менее удачна, чем классификация Клейнмана.

Своеобразная точка зрения по данной проблеме была предложена и С.В. Курылёвым, считавшим важным различие в предмете доказывания фактов-явлений и фактов-состояний. Факты-явления, утверждал он, отличаются от фактов-состояний тем, что они совершались в прошлом и для их доказывания требуется использование судебных доказательств. Факты- состояния, по мнению С.В. Курылёва, носят длящийся характер и могут быть предметом непосредственного познания суда без доказательств.[19] Однако изложенная своеобразная точка зрения С. В. Курылева не нашла широкого распространения в научной литературе и поддержки среди учёных-процессуалистов.

Определение предмета доказывания является частью процесса доказывания: «Предмет доказывания определяется на основе подлежащей применению нормы материального права».[20] Круг фактов, подлежащих установлению, первоначально формируется заинтересованными лицами, указывающими на них суду в своих заявлениях, ходатайствах и объяснениях. Поэтому в теории и практике гражданского процесса подлежащие доказыванию факты классифицируются в зависимости от того, кто на них указывает: истец, ответчик, прокурор и т.д. В этой классификации по субъективному признаку проявляются принципы состязательности и диспозитивности в сфере доказывания: пределы судебного разбирательства (круг фактов, исследуемых в суде) устанавливаются заинтересованными лицами. При этом каждое из них должно приводить факты, обосновывающие его требования и возражения по делу.[21]

Однако заинтересованные лица не могут произвольно ограничивать предмет доказывания. В конечном счёте, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ). Вместе с тем, это право суда не безгранично: недопустимость произвольного вмешательства в частные дела (ст. 1 ГК РФ) обязывает суд придерживаться «объективных границ предмета доказывания», запрещая исследовать обстоятельства, не имеющие отношения к рассматриваемому делу. К тому же, и в этом случае заинтересованные лица в конечном счёте сами определяют границы судебного вмешательства в свои дела, поскольку только им принадлежит право предъявлять требования и заявлять возражения, от которых они могут и отказаться. Незаявленные же требования суд удовлетворять не вправе.

Невозможно привязать определение предмета доказывания к какой-либо конкретной стадии процесса. Эта задача составляет прерогативу суда, разрешающего дело по существу, и главным образом – суда первой инстанции, поскольку уже суд апелляционной инстанции связан предметом, исследованным в суде первой инстанции. Тем не менее, в суде первой инстанции определение предмета доказывания составляет специальную задачу подготовки дела к судебному разбирательству. В дальнейшем, однако, предмет доказывания может изменяться в результате действий заинтересованных лиц (изменение требований, возражений, указание на новые обстоятельства, их обосновывающие и т.п.), а также уточнений, вносимых в него судом (ч. 1 ст. 56, ч. 2 ст. 196 ГПК РФ).

Наряду с понятием «предмет доказывания», принято говорить о пределах доказывания, или о предмете доказывания в широком смысле.[22] Предмет доказывания не равнозначен фактам, подлежащим доказыванию, а составляет только их часть. Кроме фактов предмета доказывания в пределы доказывания по гражданскому делу входят иные материально-правовые факты, доказательственные факты и процессуальные факты.

К иным материально-правовым фактам, подлежащим установлению, можно относить факты нарушения законности, дающие основание для вынесения судом частных определений (ч. 1 ст. 226 ГПК РФ), т.е. принятия мер профилактического характера в целях выполнения предупредительных задач правосудия. Так, в случае выявления при рассмотрении спора нарушения законов и иных нормативных правовых актов в деятельности организации, государственного органа, органа местного самоуправления и иного органа, должностного лица или гражданина, суд вправе вынести частное определение.

Процессуальные факты доказываются в связи с необходимостью совершения процессуальных действий, влияющих на движение дела в суде и на защиту прав и охраняемых законом интересов лиц, участвующих в деле. С ними связано возникновение права на предъявление иска (например, выполнение обязательного досудебного порядка разрешения конфликта), право на приостановление производства по делу, его прекращение, а также право на совершение иных процессуальных действий. Наконец, доказательственные факты являются информацией, устанавливаемой в суде с помощью доказательств и позволяющей логическим путём сделать вывод о факте, входящем в предмет доказывания. Обычно это отрицательный факт, опровергающий утверждение противной стороны.[23]

Предмет доказывания по делу и предмет судебного познания – это понятия, не тождественные по объёму. Предмет судебного познания шире, так как в него входят все факты, положенные в основу судебного решения. Помимо фактов предмета доказывания сюда входят и факты, не требующие процессуальной деятельности по доказыванию.