Смекни!
smekni.com

Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным (стр. 2 из 6)

Для понимания истоков культурного наследия наших предков по данным их языка, нелишним будет обратиться к описанию территории, на которой они жили.

Прародину не следует понимать как исконную область обитания единого народа с единым языком. Прародина –это условная, с сильно размытыми рубежами территория, на которой происходит необычайно запутанный и трудноопределимый этногенический процесс. Сложность этногенического процесса состоит в том, что он не всегда был одинаково направлен: то сближались между собой постепенно и неприметно близкородственные племена, то поглощали и ассимилировали соседние не родственные племена, то в результате покорения одними племенами других или вторжения завоевателей

процесс поглощения ускорялся, то вдруг появлялись различные исторические центры тяготения, родственные по языку племена как бы расщеплялись, и разные части прежнего общего массива оказывались втянутыми в другие, соседние этногенические процессы.

Вопрос о том, где жили древние славяне отнюдь не самый важный1.

Это не самая важная проблема в изучении культурного наследия

наших предков. Не менее важно выяснить, как они жили, каков был их быт, их занятия. Об этом мы, конечно же, можем с большой достоверностью судить на основе их языковых данных.

Наличие в языке древних славян тех или иных слов, названий

позволяет установить, что в тот или иной период они были знакомы с теми или иными предметами и явлениями, помогает увидеть в обществе новые процессы, установить связь с другими народами через заимствования иноязычных слов. Наряду с языковыми данными в изучении культурной стороны жизни славян могут быть использованы факты фольклора, в которых отражены наиболее древние слои языка. Фольклор –жанр позволяющий восстановить различные черты древнейших обычаев, обрядов, верований. По его данным мы можем судить о хозяйственной жизни славян, особенностях их быта, общественного устройства. Для реконструкции жизни древних славян можно прибегнуть также к данным этнографии, с целью охарактеризовать наиболее архаичные слои жизни славян. Перейдём к более конкретному рассмотрению данных языка славян.

Существует убеждение, что тексты древних священных славянских песен, мифов погибли после христианизации Руси. В отечественной исторической науке даже то немногое, что осталось –Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позже IX в., считают подделкой. Что касается духовного наследия наших предков, то можно сказать, что до сих пор ведутся споры о сущности упоминаемых в летописях славянских богов.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПОНЯТИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Религиозные верования древних славян представляли собою, с одной стороны, поклонения явлениям природы, с другой –культ предков. Впрочем, языческая мифология славян не представляется достаточно четкой и ясной, и их представления о мироздании были, по-видимому, довольно смутными и запутанными. У них не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, хотя были отдельные волхвы, кудесники, которые почитались служителями богов и толкователями их воли1.

Древние славяне считали Небо и Землю живыми существами: мужским и женским началом, супружеской парой, чья любовь и породила все живое. Бог Неба –Сварог, это имя происходит от древнего слова небо, а также означает “нечто сияющее, блестящее”. Другое имя Неба было Стрибог, что означает в переводе на современный язык отец-бог. Согласно легенде, именно Сварог научил людей выплавлять медь и железо, и дал первые законы, в частности, закон единобрачия. Венцом и идеалом жизни древний славянин считал пра-вед-ность, то есть следование древнейшему закону (Веды), данному людям богом.

Земля же пользовалась у славян-язычников особой любовью. И до сих пор бытует название Мать-Земля. В одной из былин говорится об одном богатыре, что он непобедим. Объяснение этому –“его Земля-Матушка любит”. Другой богатырь, обладая немереной силой, не смог, как ни старался, поднять суму, в которой собрана была вся сила земная. Десятого мая справлялись “именины Земли”. В этот день ее нельзя было беспокоить: пахать, вскапывать. Землей клялись, и сейчас не забыто выражение: ”ешь землю”. У некоторых древних славян богиня Земли носила имя Макош –мать счастливого жребия, богиня судьбы и водной стихии. “Ма” –понятно: мать, мама. А вот “кош”? Кошем называли жребий, судьбу, счастье, а также короб для земных плодов, а ведь именно он составлял богатство, судьбу и счастье древнего человека. Вот и получается: Макош –Всеобщая Мать, Дарительница Урожая, Мать Земля. Она вместе с помощницами Долей и Недолей прядет нити человеческой судьбы, подобно античным мойрам. Сестры богини жизни и смерти Жива и Марена.

Сыновьями Неба и Земли древние славяне считали Солнце, Молнию и Огонь.

Бога Солнца называют Даждьбог или Дажьбог. Но это не от слова “дождь”, это значит –“дающий бог”, “податель всех благ”. Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который он возит с собой. Ночью Дажьбог с запада на восток измеряет нижнее небо, светя Нижнему Миру. Дважды в сутки –утром и вечером –он пересекает Океан-море на ладье, запряженной водоплавающими птицами –гусями, утками, лебедями. Отсюда появились обереги в виде уточки с головой коня.

Слово оберег происходит от глагола беречь, оберегать. Славяне верили, что славный бог Солнца поможет им, где бы он ни находился –в Дневном Мире или в Ночном, и даже по пути из одного в другой. В “Слове о полку Игореве” славяне названы “Дажьбожьими внуками” –внуками Солнца. Утренняя и Вечерняя Зори считались сестрой и братом, причем Утренняя Заря была Солнцу женой. Каждый год, во время великого праздника летнего солнцестояния, торжественно праздновался их брак. Славяне считали Солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов.

Другой сын Неба и Земли Перун –славянский бог грозы, бог молнии и грома. Имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает “тот, кто сильно бьет”, “разящий”. Некоторые ученые усматривают связь имени Перуна с такими словами как “первый” и “правый”. Вероятно потому, что он был старшим сыном Сварога и самым первым защитником правды. Когда у славяе появились князья и боевые дружины, Перуна стали считать покровителем воинов.

Третьим сыном Неба и Земли для древних славян был Огонь. В древние времена Огонь был поистине центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека. В глубочайшей древности огонь прогонял прочь тьму, холод и хищных зверей. Позже –собирал вокруг себя несколько поколений рода –большую семью, символизируя ее нераздельную общность. В представлении древнего человека нечистая сила не смела приблизиться к огню, зато огонь был способен очистить что-либо оскверненное. Огонь был свидетелем клятв, и вот откуда обычай прыгать парами через костры: считалось, если парень и девушка сумеют перелететь через пламя, не расцепив рук, –стало быть, их любви суждена долгая жизнь. Да и саму любовь мужчины и женщины считали подобной огню. Вспомним выражение: “любовь вспыхнула в их сердцах…” Как звали бога Огня? Некоторые ученые полагают, что называли его Радогостем, Радигостом. Вероятнее же всего имя бога огня было настолько свято, что его старались пореже произносить вслух, заменяя иносказаниями, а с течением времени оно просто забылось, зато не забылось великое множество поверий и обрядов связанных с огнем. Огонь, добытый трением, считался чистым, не соприкоснувшимся ни с какой скверной. Ему приписывали особую священную силу. Возжиганием такого Огня всякий раз отмечали наступление нового года. С Огнем славяне-язычники связывали возникновение людей. По некоторым сказаниям, боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми возгорелся Огонь –самое первое пламя любви.

Велесова книга начинается призывом склониться перед триглавом богов: Сварогом,Перуном и Свентовитом. Эта славянская архаическая троица родственна инуистской ведической Тримурти, в которую древние арии включали Варуну –небесного бога у славян Сварог, Индру –громовержца аналог Перуна и Шиву –бога разрушителя вселенной славянский Волос, Велес. Различные жреческие школы древних славян неодинаково понимали тайну троицы, но так или иначе, священное знание славян обладало чертами монотеизма1.

В Киеве в нее включали Сварога, Дажьбога и Срибога. Вместе с ними наиболее почитаемыми были бог огня Семаргл, посредник между людьми и небесными богами, представавший в облике священного сокола Рарога и победивший в первой битве светлых и темных сил Черного Змея; бог богатства и скота Велес, проводник в загробный мир и его царь, разрушитель вселенной и одновременно символ мудрости, сын небесной коровы Земун, соперник Перуна в свадебном мифе, низверженный на землю с небесного свода;

В Новгороде триглав понимали иначе. Первоначально в него входили Сварог, Перун и Велес. Следы такого понимания сохранились в Велесовой книге под именами Дид, Дуб и Сноп. Позже Велес был заменен Свентовитом. Небесным отцом, дедом богов новгородцы считали только Сварога, который ожидает людей в небесном рае Ирии. Он родник всему Роду, мужская половина, ипостась Рода. Древнейшим верховным мужским божеством был Род –бог неба, грозы, плодородия. Род –повелитель всего живого. Ученые давно спорят о том, насколько важную роль отводили славяне богу по имени Род. Некоторые считают, что это мелкое семейное божество вроде Домового. Другие, наоборот, считают Рода одним из самых важных верховных богов, принимавших участие в создании Вселенной: согласно верованиям древних славян, именно он посылает с небес на Землю души людей, когда рождаются дети, кроме того, исследователи предлагают обратить внимание на то, сколько важнейших слов происходит от корня “род”: РОДня, уРОЖай, РОДина, приРОДа. В подробных словарях русского языка, например, в словаре В.И. Даля, перечень этих слов занимает ни одну страницу. Родом древние славяне называли всю Вселенную, но также понимали его как домашнего пращура, бога-предка, прародителя. Как личность Род выступал редко, поэтому славили не его, а мужское воплощение Рода –Сварога. Он предстает творцом Вселеннной, достает из Океана Землю. Как небесный кузнец, ударяя молотом по ”бел горюч камню”, рождает Семаргла –бога огня и создает первых людей, учит их кузнечному ремеслу, дает им законы.