Смекни!
smekni.com

Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным (стр. 4 из 6)

Праславяне были земледельческим народом, поклонявшимся Роду, этим можно объяснить совмещение символов Рода и поля в едином символе Дажьбога. Чуть усложненный солярный символ, у которого вместо окружности рисовалась ломаная линия, приобретал значение “громового колеса”, знака бога грозы Перуна, остроугольная колесница которого вызывала небесный грохот-гром. Узел-иероглиф солярной усложненной формы наподобие трезубца принадлежал богу огня Семарглу и его ипостаси соколу Рарогу. Как показали исследования археологов трезубец есть стилизированное изображение этой птицы, сложившей крылья.

Узелковая-иероглифическая письменность древних славян, видимо, была очень сложна. Доступна лишь избранным –жрецам и высшей знати, –она стала священным письмом. По мере распространения христианства и угасания древней культуры славян вместе с жрецами-волхвами погибли и тысячелетние знания, “завязанные” узелковым письмом.

Наследие столь мощного пласта славянской культурной архаики не могло оставаться невостебованным ее историческими воспреемниками. Это богатство заявляло и продолжает заявлять о себе исподволь: в образе мышления, стиля и фразеологии речи, мимики и жестов, неосознаваемых движениях души, соприкасающейся с миром родной природы. Ее формообразующее для нас значение состоит еще и в том, что с образами персонажей того далекого мира мы знакомимся в раннем детстве, поре, когда человек наиболее открыт этому мирозданию. Это персонажи сказок, легенд, мифов.

Мифические сказания других народов искажались при записи и обработке уже в древнейшее время. Славянский фольклор –это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры.

Мир славянского фольклора красочен и объемен. Фольклорно-этнографический интерес к славянскому народу пробудился в XVIII в. Тогда появляется серия записей, сборников и книг, среди которых выделяются сборники Кирши Данилова и словарь М.Д. Чулкова “Абевега русских суеверий”. Сокровища устной культуры –народные песни, сказки, былины, духовные стихи –начинают интенсивно собираться и записываться только в первой половине XIX в. К середине этого века изучение народного мировоззрения, мифологии и фольклора оказалось столь глубоким, что А.Н. Афанасьев(1826 –1871) смог осуществить публикацию сначала сборника ”Народных русских сказок”(1855 –1864), а затем обобщающего труда ”Поэтические воззрения славян на природу”(1865 –1869). В 1860 –1874 гг. выходила в свет десятитомная публикация “Песен, собранных Кириевским”, посмертный итог выдающейся деятельности русского археографа и фольклориста П.И. Кириевского(1808 –1856), собравшего и обработавшего тысячи текстов мифических и исторических песен, былин, сказок. Подвижническую работу в этом направлении проводили этнограф П.И. Якушкин(1822 –1872), поэт Н.М. Языков(1803 –1847), идеолог славянофилов А.С. Хомяков(1804 –1860).

Во второй половине XIX –XXвв. последовательно складываются целые школы русской фольклористики и мифологии как науки.

ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, РОД.

Существенное место в праславянском языке занимают названия лиц, а среди них самым архаичным слоем считаются названия родственников. Вообще родственные отношения у славян были развиты очень хорошо. Этим и объясняется такое множество слов, связанных с названием близких людей. Рождение ребёнка в семье всегда воспринималось как очень важное событие, осознавался приход в мир нового человека, новой личности. С этим событием очень часто было связано множество поверий, примет, обрядов. Перед тем, как быть принятым в семью, ребёнок вместе с матерью должен был пройти обряд очищения. Только тогда он становился полноправным членом семьи. Здесь его встречали родные лица, которые он постепенно начинал узнавать, а затем, постепенно производя какие-то звуки, начинал и называть их. Неслучайно, что названия родственников во многих славянских языках и наречиях очень похожи друг на друга. Это такие слова как *baba, * mama, *nana,

*deda, *teta, *lela.

Следует также отметить, что слова, обозначающие названия родственников находились в тесной взаимосвязи с общими наименованиям лиц. В основном вся разница сводилась к половым и возрастным признакам. Примерами таких различий могут служить такие слова как *starъcь –старик, *junosa –юноша, *zena–жена (женщина). Из всех известных слов наиболее общее значение имело слово *celovekъ. По написанию вполне понятное для нас, оно имеет до конца не выясненное происхождение.

Довольно большая группа слов праславянского языка связана с браком и семьёй. Издревле известны такие общие для многих языков и наречий того времени слова как *brakъ –брак,*svatьba –свадьба, название супругов до (*zenjx, *nevestjъ) и после (*mouzь, *zena) свадьбы. А также названия супругов после смерти одного из них: *vdovecь, *vdova. Также общеизвестными являются слова, обозначающие близких родственников: свекор, тесть, сватья, сваха. Интересно отметить, что в индоевропейской системе свойств имелись термины для обозначения родственников мужа, а для обозначения родственников жены слов не обнаружено. Связано это, прежде всего с тем, что родственники жены принадлежали не к роду мужа, а к другому, чужому роду, откуда ,,умыкалась” невеста. Брак у древних славян заключался в результате похищения невесты из другого рода. Значительно позднее похищение было заменено на выкуп девушки из родного дома. В фольклорных текстах нашли свое отражение мотивы похищения и выкупа древними славянами будущих жен. С этими событиями связано очень большое количество обычаев и обрядов, что свидетельствует о пристальном внимании славян к семейной жизни вообще. Судя по тому, что нам известно, что у некоторых племен древних славян не только не осуждалось, но даже зачастую приветствовалось многоженство. Осуждению подвергалось лишь сожительство с чужими женами. Связи же с незамужними женщинами допускались, как, впрочем, и добрачные отношения. Встречая в истории подобные примеры в лицах видных политических деятелей того времени (князь Само, позднее и киевский князь Владимир), мы можем судить, что именно так оно и было. В те древние дикие времена случались и случаи детоубийства в раннем возрасте. Объяснения этому историки не могут найти до сих пор.

Что касается быта славянских племен, то летописец оставил нам о нем следующие известия: “…каждый жил со своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим”. В настоящее время утрачено значение рода. Остались лишь производные слова родня, родство, родственник. Мы имеем узкое ограниченное понятие семьи. Наши предки понимали слово семья в широком смысле, который подразумевал всю совокупность степеней родства, как самых близких, так и самых отдаленных. Род означал и совокупность родственников, и каждого из них в отдельности. Первоначально предки наши не понимали никакой общественной связи вне родовой и потому употребляли слово род также в смысле народа. Для обозначения родственных линий употребляется слово племя.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Как уже упоминалось, распад праславянских языков произошел в середине I тыс. до н.э. Значит, время существования единства –примерно I тыс. лет. Первая социальная организация –большая семья. Несколько таких семей составляли род, на более позднем этапе объединяющийся в более крупную группу *pleme, по признаку кровного родства. В частности об этом свидетельствует такое понятие, как кровная месть – *mъstь.

Во главе рода всегда стоял всеми уважаемый человек преклонных лет –старейшина или *dedъ. Очень часто в домах древних славян в самом главном углу на видном месте стоял сноп из связанных между собой прутьев, называемый дедом. Во всех домах такие снопы почитались и воспринимались как живые, а иногда даже как члены семьи. Во главе племени ставился вождь –*vodjь. Он избирался посредством голосования на народном собрании –*sъvetь, *vetje. А также и воины, отличившиеся особым военным искусством и мужеством, были первыми властелинами в своем отечестве. Эта власть обозначалась у славян такими понятиями как боярин, воевода, пан, жупан, король, краль, старец, владыка, князь. Последнее название позднее широко употреблялось у русских славян и по словопроисхождению имеет значение родовое, означает старшего в роде, родоначальника, отца семейства. Родилось оно едва ли не от коня: князь –*konjaz. У поморян в древнее время тридцать лошадей составляли великое богатство и всякий хозяин коня назывался князем. Боярин несомненно происходит от боя и в начале своем могло означать воина отличной храбрости, а после обратилось в аристократическое сословие. Византийские летописи упоминают о боярах, вельможах.

Воеводами назывались прежде одни воинские начальники, но так как они и в мирное время сумели сохранить господство над согражданами, то это название означало уже вообще повелителей, властелинов у богемских и саксонских вендов, в Крайне –государя, в Польше не только воинского предводителя но и судию.

Этимология слов ”воин”, ”воевода” указывает на воинственность наших предков. Славяне, завоевывая другие страны, получали некоторые сведения в арифметике, хронологии. А также и собственное домоводство, торговля, приучили их к многосложному счислению. что славяне еще не зная грамоты. Имя tma, знаменующее 10 000, есть древнее славянское.