Смекни!
smekni.com

Материальная и духовная культура древних славян по языковым данным (стр. 5 из 6)

Наблюдая течение года, славяне подобно римлянам делили его на двенадцать месяцев, и каждому из них давали название, согласное с временными явлениями или действиями природы. Январь –просинец, (вероятно от синевы неба), февраль –сечень, март –сухий, апрель –березозол, май –травный, июнь –изок, (так называлась у славян какая-то певчая птица), июль –червен, август –зарев, (от зарей или зарниц), сентябрь –рюен или ревун, (как толкуют от рева зверей), октябрь –листопад, ноябрь –груден, (от груд снега или мерзлой грязи), декабрь –студеный. Столетие называлось веком или жизнью человеческой, во свидетельство того, что предки наши, одаренные крепким сложением и здравой физической деятельностью жили долго.

О ФИЗИЧЕСКОМ И НРАВСТВЕННОМ ХАРАКТЕРЕ СЛАВЯН

Славяне жили в умеренном нежарком климате, способтвующем долглолетию, благоприятствующем крепости телесной. Природа страны имеет важное значение в образовании народного характера. Природа богатая, с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека усыпляет деятельность последнего, как телесную так и умственную. Пробуждаясь раз вспышкою страсти, он может показать чудеса , особеннно в подвигах силы физической, но такое напряжение сил не бывает продолжительным. Природа, более скупая на свои дары, требует от человека постоянного и нелегкого труда, держащего его всегда в возбужденном состоянии. Его деятельность не порывиста, но постоянна. Он постоянно работает умом, неуклонно стремится к своей цели. Житель сурового климата любит движение, согревая им свою кровь, любит деятельность, привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется.

Таковы были древние славяне из описаний летописцев, которые согласно изоброжают их бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоды, они сностили голод и всякую нужду, питались самой грубой и сырой пищей. С быстротой и чрезвычайной легкостью сходили на крутизны, спускались в расселены, смело бросались в опасные болота и глубокие реки. Они думали, что главная красота мужа есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движении. Славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи в пыли, без опрятности в одежде являлись они во многочисленном собрании людей. Греки, осуждая эту их черту, однако хвалят стройность славян, высокий рост, мужественную приятность лица. Загорелые, они казались смуглыми и все без исключения были русые, подобно другим коренным европейцам. Не славясь воинским искусством, наши предки отличались чрезвычайной отважностью, храбрость была их природным свойством. Кроме обыкновенной храбрости, имели особенное искусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятелей мгновенным нападением и брать их в плен. Они умели еще долгое время таиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей, выставляя конец их на поврехность воды. Славяне всегда были хорошими воинами, они малыми средствами могли решать большие задачи. Терпеть, страдать, нести лишения, но всегда побеждать. Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках, стрелах, намазанных ядом и в больших, весьма тяжелых щитах. Летописи VI в. изображают самыми черными красками жестокость славян, но эта жестокость свойственная народу необразованному и воинственному, может быть оправдана действием мести. Греки, озлобленные их частыми нападениями, безжалостно терзали славян, которые попадались им в руки и которые сносили всякое истязание с удивительной твердостью, без воплей и стонов; умирали в муках и не отвечали ни слова на расспросы врага о числе и замыслах войска их.

НРАВЫ, БЫТ, ЖИЛИЩЕ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Эти люди, на войне жестокие, возвращались домой с одним своим природным добродушием. Из летописей нам известно, что они не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов, неизвестную тогдашним грекам; обходились с пленными дружелюбно и назначали всегда срок для их рабства, давая им возможность или выкупить себя и возвратиться в отечество, или жить с ними в свободе и братстве. Также единогласно хвалят летописи общее гостеприимство славян, редкое в других землях. Всякий путешественник был для них как бы священен, встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благословением. Славянин, уходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, охотно посещая славян, ценя их гостеприимство, хвалят целомудрие не только жен, но и мужей славянских. Торговля славян в их землях состояла только в обмене вещей: они не употребляли денег и брали золото у чужестранцев единственно как товар.

Славяне имели некоторые понятия об искусстве. Они вырезали на дереве образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялись от солнечного жара и не смывались дождем. Имеется памятник каменносечного искусства древних славян –это большие гладко обделанные плиты, на которых выдолблены различные изображения. Занятые воинской деятельностью, подвергая жизнь свою постоянной опасности, предки наши мало успевали в зодчестве, требующем времени и терпения, и не хотели строить себе домов прочных: не только в VI в., но и гораздо позже обитали в шалашах, хижинах, которые едва укрывали их от дождя и ветра. Самые города славянские были не что иное как собрание хижин, окруженных забором или земляным валом. Там возвышались подобия храмов в виде больших деревянных кровов. Венеды называли их гонтинами, от слова гонт, доныне означающего на русском языке особый род тесниц, употребляемых для кровли домов. В своих низких хижинах древние славяне уже умели наслаждаться изящными искусствами. Северные венеды признавались греческому императору, что главное услаждение жизни их есть музыка и что они берут обыкновенно в путь с собой не оружие, а кифары или гусли, ими выдуманные. Волынка, гудок и дудка были также известны предкам нашим. И мирное время, и в военное, ввиду многочисленных врагов славяне веселились и пели, забывая об опасности. Эти песни, вероятно, воспламеняли сердца их огнем мужества, представляли уму живые картины битв и кровопролитий, сохраняли память дел великодушия и были в некотором смысле древнейшей историей славянской. Так везде рождалось стихотворчество, изображая главные склонности народные; так песни кроатов более всего славят мужество, а песни вендов возбуждают только к веселью и к счастливому забвению житейских горестей. Иные, кажется, совсем не имеют смысла, а привлекают одним согласием звуков и мягких слов, действуя только на слухи не представляя ничего разуму. Сердечное удовольствие, производимое музыкой, заставляет людей, выражать его разными телодвижениями: появляется пляска –любимая забава самых диких народов. Пляска славян состояла в том, чтобы в сильном напряжении мышц, взмахивать руками, вертеться на одном месте, приседать, топать ногами, что соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых. Народные игры и потехи: борьба, кулачный бой, беганье взапуски были их древними забавами, представлявшими символы борьбы и силы.

Сведения об обычаях славянских племен дошли до нас из сочинений римских, византийских и арабских авторов I тыс. н.э. Так, интересные сведения о военном искусстве славян сообщает византийский трактат “Стратегикон”, написанный на рубеже VI –VIIвв.н.э. Из сочинений зарубежных авторов до нас также доходят сведения о быте, нравах, общественном устройстве, зачатках культуры древних славян.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моя работа отнюдь не претендует на всеобъемлющую полноту. Я отразила в ней лишь малую часть того культурного наследия по языковым данным, которое в большей степени сейчас утеряно.

Каждому человеку, я считаю, необходимо знать о прошлом своей страны, народа, к какой бы нации он ни принадлежал. Без этого немыслимо осознание себя как культурного человека. Чувство патриотизма и любви к родине свойственно, наверное, каждому порядочному человеку. Русскому ли, татарину ли, англичанину ли, немцу свойственно это вечное благоговение к породившей, вскормившей и воспитавшей его земле, переходящее и непереборимое чувство любви.

Приходя в библиотеки в поисках необходимой литературы о культуре древних славян, я часто наталкивалась на непонимание работников. Не вполне различая понятия древней истории славян и несравненно более поздней истории древней Руси после принятия христианства и просветительской деятельности Кирилла и Мефодия, они приносили литературу, которую мне приходилось возвращать назад. Обращаясь к картотекам я обращала внимание, как мало и часто совсем отсутствует литература по славянской филологии и культуре, не говоря о том, как трудно найти какую-то литературу о культуре наших предков связанной с языковыми данными.

Что было до Киевского государства на огромной территории Русской равнины, для нас часто не совсем понятно –жили какие-то славянские раздробленные племена, которые неизвестно откуда появились, но вдруг создали мощное государство…

Мне хотелось попытаться разобраться, как же это могло произойти, хотелось погрузиться в глубь времен. Чувствовалось, что за историей Древней Руси стоит древнейшая. Работая над этим рефератом, можно сказать, моей первой такой объемной, пусть и небезупречной, работой, собирая информацию по крохам, я с интересом узнавала сведения из далекого прошлого. Я задумывалась над происхождением многих слов, которые раньше считала простыми, незамысловатыми и не имеющими предыстории. Для меня новыми были сведения об узелковой письменности, об обычаях и обрядах славян, их быте и многом другом.

Неверно понимая историю славянства, мы связываем ее начало с IXв. н.э., с Киевской Русью, с Кириллом и Мефодием. У нас складывается абсолютно неправильное мнение, что до появления азбуки, языка у древних славян не существовало. Тем не менее, язык существовал и развивался. Мне небезынтересно было узнать о новых методах изучения праславянского языка. Ученые-лингвисты проводят исследования в области языкознания, и получают все новые и новые знания о языке наших предков. Работу лингвистов дополняют археологи, продолжают историки, этнографы, искусствоведы, и в итоге получается целостная картина материальной и духовной культуры древних славян.