Смекни!
smekni.com

Заключение под стражу (стр. 10 из 12)

Нужно согласиться с мнением Л.К. Труновой и И.Л. Трунова, которые отмечают, что цели процессуальной деятельности суда, применительно к мерам пресечения, заключаются в обеспечении законного и обоснованного применения норм права о мерах пресечения; выявлении и устранении нарушений закона, допущенных в предшествующих стадиях процесса; предотвращении нарушений закона в судебном разбирательстве и при вынесении судебных ре­шений; своевременном принятии мер для устранения выявленных нарушений закона и отмены незаконных и необоснованных решений для защиты прав участников процесса и охраняемых законом инте­ресов общества и государства, обеспечения верховенства конститу­ционных, уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, единства и укрепления законности. Функции суда при решении вопроса о применении, изменении, продлении или отмене меры пресечения заключаются в том, что суд осуществляет правосудие.[39]

2.2. Обеспечение прав и свобод человека при применении меры пресечения

В цивилизованном, правовом государстве значение прав чело­века таково, что они с одной стороны, лишают государственные органы возможности их отменить или запретить, с другой — опре­деляют смысл, содержание и применение законов, деятельность за­конодательной и исполнительной власти, органов местного само­управления. Для правового государства характерно то, что законы по­лучают свойство правовых актов, так как они ориентированы на всемерное обеспечение субъективных прав, исключают неоправдан­ное вмешательство публичной власти в частную жизнь, делают го­сударство и личность одинаково подзаконными и подсудными. Как отмечают Л.К. Трунова и И.Л. Трунов, принципы правового государства являются фундамен­том современного цивилизованного общества. Без соблюдения этих принципов невозможен ни экономический прогресс государства, ни гармоничное сосуществование людей в нем. Государство, ставящее целью благополучие своих граждан, их правовую защищенность и заботу о них, должно в первую очередь позаботиться о том, чтобы провозглашенные Конституцией права и свободы воплощались в действительность на практике, а основной закон государства приме­нялся как нормативный акт прямого действия. [40]

Действующая Кон­ституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое госу­дарство (ч. 1 ст. 1), идеи, ценности и принципы которого должны быть положены в основу деятельности граждан, учреждений и орга­низаций на всем конституционно регулируемом пространстве. Права и свободы человека и гражданина, их признание, зашита и гарантии являются основным и определяющим, критерием правового характе­ра законодательства и практики его применения. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, за­крепленный в Конституции РФ, обязателен для всех отраслей госу­дарственной власти, в том числе и для органов исполнительной, законодательной и судебной ветвей. Принцип обязательности для государства соблюдения прав и свобод граждан устанавливается ст. 2 Конституции РФ, в которой сказано, что признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Общество должно с уважением относиться к правам человека. Степень развития социаль­но-экономических, гражданских и политических прав граждан, в частности на судебную защиту в уголовном процессе, зависит от демократизации государства и его внутренней политики. Естественные права личности, как субъективные права, реали­зуются уже тогда, когда никто со стороны не вмешивается в дела и мысли человека, когда нет воздействия на него чуждой ему воли.

В системе правосудия основной гарантией обеспечения прав и свобод человека и гражданина является деятельность Конституци­онного Суда РФ. Он призван проверять нормы права, в том числе и уголовно-процессуального, с целью прекращения действий юриди­ческих норм, не соответствующих Конституции Российской Феде­рации. По задачам, объему и спосо­бам реализации своей деятельности в сфере конституционного кон­троля этот суд выступает как орган, главной функцией которого яв­ляется защита прав и свобод человека и гражданина. Кон­ституционный Суд обеспечивает единство законодательной и су­дебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в уголовном судопроизводстве. Права и свободы выступают как основополагаю­щий критерий оценки Конституционным Судом соответствия зако­нов и иных нормативных актов Конституции РФ. Рассматривая защиту прав и свобод как центральную функцию Конституционного Суда, мы исходим из особо значимого для рос­сийской Конституции принципа, согласно которому права и свобо­ды человека являются неотчуждаемыми, принадлежащими ему от рождения (ч.2 ст. 17 Конституции РФ).

Признание прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации означает, что личность в ее взаимоотношениях с госу­дарством выступает не как объект бесконтрольной государственной деятельности, а как субъект, реализующий свои конституционные права. Никто не может быть ограничен в правомерных средствах защиты своего человеческого достоинства и основанных на нем прав. Провозглашение защиты прав и свобод человека и гражданина обязывает государство создавать для этого специальные учре­ждения. Ими являются суды всех уровней, органы правопорядка, прокуратуры, а также институт Уполномоченного по правам человека.

Россия при­соединилась к ряду международных договоров, таких как: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловеч­ного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (в которой преду­смотрено право жертвы на доступ к правосудию и возмещению при­чиненного ущерба), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопо­рядка, Миланский план по пре­дупреждению преступлений и обращению с правонарушителями,[41] Международный Пакт о гражданских и политических правах (согласно которому судебные органы разрешают дела в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомер­ного вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни било стороны и по каким бы то ни было причинам).[42] Конституцией Российской Федерации за каждым гражданином при­знается право обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если исчерпаны все имеющиеся внутриго­сударственные средства правовой защиты (п. 3 ст. 46).

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам, что в соответст­вии со вступившим в силу для СССР (РФ является его правопреем­ником) в марте 1976 г. Международным Пактом о гражданских и политических правах, нормы которого согласно Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федера­ции и имеют верховенство над ее внутренним законодательством, каждому, кто лишен свободы вследствие ареста или содержания под стражей, принадлежит право на разбирательство его дела в суде, чтобы этот суд мог безотлагательно вынести постановление относи­тельно законности задержания и распорядиться о его освобождении, если задержание незаконно. [43]

Судебная власть является основным гарантом прав и свобод че­ловека. Конституция Российской Федерации выделяет группу прав, в том числе и в уголовном судопроизводстве, которые не могут огра­ничиваться ни при каких обстоятельствах. Установленный ч. 3 ст. 56 Конституции РФ запрет предусматривает недопустимость: умаления достоинства личности; применения пыток, насилия, другого жестокого или уни­жающего достоинство человека обращения, или наказания; ограничения гарантий на судебную защиту прав и свобод, на получение квалифицированной юридической помощи. Имеет место государствен­ное признание прав человека в полном объеме, рассмотрение их как объекта государственной, в том числе судебной, защиты (п. 1 ст. 45 и п. 1 ст. 46 Конституции).

Следует согласиться с мнением Л.К. Труновой и И.Л. Трунова, которые отмечают, что условия уголовного преследования, функции раскрытия пре­ступления и изобличения виновного нередко влекут за собой огра­ничения прав и свобод лиц, попадающих в сферу уголовного про­цесса.[44] В А. Лазарева в свою очередь также говорит, что уголовный процесс создаёт серьёзную угрозу жизненно важным интересам подозреваемого и обвиняемого.[45] По мнению М.С. Строговича, в уголовном судопроизводстве большое внимание должно уделяться правам обвиняемого в совершении преступления. В число этих прав входят, и вопросы применения мер уголовно-процессуального пресечения, в особенности такой, как заключение под стражу.[46] В ч.2 ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и со­держание под стражей допускаются только по судебному решению. Правоохранительные органы, дабы получить разрешение на ограничение конституционных прав граж­дан, должны обратиться в суд с материалами, которые бы подтвер­ждали действительную необходимость ограничения гарантирован­ных Конституцией прав. Из положений Конституции следует также, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50).

В.М. Лебедев пишет, что процессуальные права граждан — это, прежде всего, гарантии реализации конституционных прав и свобод граждан. Равенство перед законом и судом означает наделение граждан одинаковыми пра­вами в уголовном судопроизводстве. Стеснение или ограничение этих прав может явиться предметом судебного контроля. [47]

Говоря о содержании, объектах и субъектах су­дебной защиты в уголовном судопроизводстве, мы обращаем вни­мание на связь этого института с такими принципами уголовного процесса, как законность, публичность, соблюдение права на защиту и другими, без реализации, которых невозможна полноценная судебная защита.