Смекни!
smekni.com

«Выразительные средства немого и звукового кинематографа на примерах жанрового разнообразия фильмов» (стр. 2 из 6)

3. Звуковой фильм как новый вид киноискусства

Приход звука в кино повлек за собой пересмотр твор­ческих приемов, принципов построения художественных образов, привел к переосмыслению всей системы вырази­тельных средств. Требовали пересмотра многие устояв­шиеся принципы профессионального мастерства. Возни­кали новые звукозрительные формы творческого мышления. «Приход в кино звука был не только переворотом в тех­нике отображения действительности на экране. Он неиз­бежно повлек за собой революцию в стилистике и поэтике киноискусства». В звуковом кино значительно расши­рился выбор выразительных средств, теперь с их помо­щью достигается объемное построение образов, раскрытие жизненных явлений, своеобразие мироощущений. Внут­ренний мир человека может передаваться через восприя­тие им звучаний окружающей жизни. Стал осуществим такой художественный прием, как внутренний монолог. Звуковое киноискусство внесло коренные изменения и в кинодраматургию. Сценарий, являющийся основой пост­роения фильма, обретает новые художественные средства, позволяющие более глубоко и тонко исследовать человече­ские чувства и взаимоотношения между людьми. Современный сценарий должен содержать все предпо­сылки для создания стройной системы звукозрительных образов на экране: глубину и целостность монтажно-пластического мышления кинопроизведения, стремление мак­симально использовать весь арсенал выразительных средств. Стремление проникнуть в глубины духовной жизни современного человека, творчески исследовать человеческий характер, мотивы его поступков, связь отдельной лично­сти с поступательным ходом исторического процесса – все это приводит к изменениям взаимодействия различ­ных выразительных элементов. В рамках сценария это должно определяться сценаристом в виде определенных законов построения звукозрительного ряда. Особое эстетическое обновление киноискусства вызва­ло включение в ткань фильма речи. Важнейшее средство выражения мыслей и чувств - звучащее слово, - вступив во взаимодействие с изобразительной частью фильма, усиливает его в идейном и художественном плане. Реплики, диалоги, закадровый голос и другие формы звучащей речи способствуют созданию глубоких, живых разносторонних характеров. Музыка перестает быть иллюстративным сопровож­дением и становится одним из главных художественных средств, превращается в мощный выразительный эле­мент. Композиция, монтаж, смена планов из главных стили­стических приемов становятся вспомогательными средст­вами формирования звукозрительных образов. Внутреннее действие передается в звуковом фильме уже не в виде монтажной вставки и не с помощью титров, а как диалог, монолог, рассказ от первого лица, закадро­вый комментарий либо в форме музыки и шумов. Так на­зываемые «раскрывающие», то есть пояснительные, кад­ры, необходимые для немого рассказа, сейчас кажутся лишними, искусственными, а потому с успехом могут быть заменены элементами звуковой выразительности. Многие предметы и явления успешно характеризуются звуком и могут быть воплощены не только в звукозри­тельном, но и в чисто звуковом образе. Искусство монтажа в звуковом фильме служит основной цели - ведению рассказа. Построение мизансцен ста­новится более естественным и свободным. К пластическому экранному движению, к монтажному выражению этого движения прибавилось движение чувств и переживаний, понятий и мыслей, непосредственно выра­жаемых через музыку фильма, шумы, звучащее живое слово. Огромное значение приобретает умелое обращение со звуковыми компонентами, составляющими сумму вырази­тельных средств звукового фильма; неумение найти пра­вильное их сочетание и соотношение дает возможность некоторым критикам говорить о том, что существует опас­ность противоборства принципов пластики монтажного не­мого и звукового кино. Не следует, однако, думать, что звуковое кино - это искусство, которое этой пластике не подчиняется и противоречит ей, просто новая, более вы­сокая степень его выразительности требует новых эсте­тических принципов, новых способов организации мате­риала. Суть дела заключается именно в том (сегодня это уже становится очевидным всем), что пластика монтажа звукового фильма отлична от пластики монтажа немого фильма, она создается по иным законам. Монтаж изображения звукового фильма следует производить не только по законам зрительной пластики, но и по законам звуковой пластики – пластики выражения чувств, мыслей и действия пластики, с помощью которой звук и изображение сливаются в гармоническом единстве полифонического звукозрительного образа.

4. Звуковое решение фильмов различных жанров

4.1. Фильмы комедийного жанра

К этому жанру относятся кинопроизведения, отличительной особенностью которых является изображение характеров и ситуаций, вызывающих смех зрителей. Комедия имеет много жанровых различий, характеризующихся эмоциональной окраской комизма (лирическая, сати­рическая) и степенью условности сюжета и образа (киноводевиль, эксцентрическая или фантастическая комедия). Первая комедия, сделанная Люмьером в 1895 году, - «Политый поливальщик» - представляла собой серию юмористических картинок. Эти первые «комические» (как называли в те времена фильмы этого жанра) создавались по образу комических номеров, исполнявшихся в цирке, варьете, кабаре и т. п.

Жанровой особенностью американской школы комедийного киноискусства являлись трюки, основанные на приемах абсурдного юмора. Знаменитые актеры американской кинокомедии - Б. Китон, Г. Ллойд, Ч. Чаплин - преуспевали в этом жанре. Французские «комические» фильмы строились главным образом на комизме движений: головоломные прыжки и паде­ния, потасовки, погони, преследования и т. п., в которых использовались трюковые эффекты ускоренной и замед­ленной съемки, съемка с заменой персонажа, обратная съемка, прием «стоп» и др. Демонстрировались эти ленты под быструю музыку с резкими переходами и бравурны­ми пассажами. Фильмы с участием французского комедий­ного актера М. Линдера являются высшим достижением комической школы немого кино. Актеры и акробаты, пришедшие из цирков и мюзик-холлов, принесли в кино свои выразительные средства, свои традиции. Источником комизма в первых «комиче­ских» лентах были эксцентрика и клоунада. Эта особенность жанра объясняется особыми условиями, в которых он возник, ведь ярмарочные, цирковые и балаганные актеры, выступая среди многолюдной толпы, не имея средств для усиления звука своего голоса, предпочитали искусство пантомимы. Жест и мимика, гримасы и прыжки - все это было доступно большим массам зрителей, собирав­шихся на открытых площадках ярмарок или в других местах во время народных празднеств. Голоса актеров в условиях таких массовых сборищ все равно не были бы слышны. Немое кино восприняло жанр пантомимы как более доступный и распространило его на первые «комические» ленты. В 30-е годы с приходом звука кино все больше стало показывать жизнь в формах самой жизни и искусство, пан­томимы утратило свою роль. В мировом кино только Ч. Чаплин продолжал оста­ваться ярым его приверженцем и защитником. В своих фильмах он категорически отказывался от использования звучащего слова. Музыку же считал настолько значи­тельным и важным звуковым компонентом, что не прибегал к использованию уже имеющейся, написанной кем-то му­зыки и никому не поручал ее сочинение. Обычно музы­ку к своим фильмам Ч. Чаплин создавал сам. И уже в преклонном возрасте он вернулся к своим первым не­мым фильмам, чтобы вдохнуть в них новую, звучащую душу. В последние годы он работал над созданием музы­ки к фильму «Малыш» - одной из своих первых немых лент. В звуковом решении комедийного фильма возможно применение таких приемов, как звуковой шарж и гро­теск, звуковая метафора, изменение тембра и скорости речи отдельных героев комедии, что может дополнить или усилить специфику образов. Звуковые эффекты, звуковая эксцентрика, прямое и контрапунктическое использова­ние звука здесь могут очень убедительно подчеркнуть комедийность ситуации. Особенно успешно в комедийных фильмах использу­ется музыка. Советские комедии раннего периода - «Веселые ребя­та», «Волга-Волга», «Цирк» режиссера Г. Александрова; «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух» И. Пырьева, а также более поздние - «Карнавальная ночь», «Старики-разбойники», «С легким паром», «Слу­жебный роман» Э. Рязанова; «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Двенадцать стульев» Л. Гайдая и др. - отличаются общественной ак­тивностью, оптимизмом, высокими нравственными идеа­лами. Комедийному жанру больше, чем какому - либо другому, присуща условность, предельная образность, гротеск, эксцентрика, сгущение красок. Во многих сценах действия героев могут быть переданы в форме пантомимы (вспомните знаменитые комедии Чаплина, а также первые отечественные ленты: «Праздник святого Йоргена» и др.). C уверенностью можно сказать, что хорошо продуманная пантомима, передающая комедийный сюжет в сопровождении веселой, хорошо подобранной музыки или комментария, может доставить удовольствие зрителям. Так, без особых трудностей и хлопот по изысканию сложного звукового решения авторы фильма могут достичь немалых успехов. К такой форме звукового решения особенно часто прибегают кинолюбители, обладающие хорошим чувством юмора, но не имеющие необходимой технической базы, которая позволила бы им снимать филь­мы, содержащие более сложные звуковые элементы. Итак, простейший случай звукового решения коме­дийного фильма - немая съемка с последующим озвучением, съемка под фонограмму. Все действия - репризы, этюды, комические сценки - разыгрываются действующими лицами во время съемки без слов, с максимально выразительной мимикой. В процессе звукового решения музыкальных и особен­но комедийных фильмов уместно воспользоваться и та­ким приемом, как исполнение всевозможных песенок и куплетов не поющими, а лишь имитирующими пение ак­терами под готовые записи. Весьма удачно выполнено тонирование в сочетании с озвучением и съемкой под фонограмму в лирической ки­нокомедии «С легким паром, или Ирония судьбы» (режис­сер Э. Рязанов, композитор М. Таривердиев, звукоопера­тор Ю. Рабинович). Талантливую игру польской актрисы Барбары Брыльски, исполняющей главную роль, дополняет не менее талантливое тонирование всех речевых эпизодов актрисой В. Талызиной, а исполнение песен под гитару - певицей А. Пугачевой и гитаристом С. Никитиным. Последний не только аккомпанирует на гитаре, но и поет за исполните­ля главной мужской роли А. Мягкова. В исполнении С. Никитина звучат также песни за кадром. Заметим, что прием игры под заранее записанную фо­нограмму применялся в кино давно. Так снимались, на­пример, многие эпизоды в известной кинокомедии режис­сера Г. Александрова «Веселые ребята» (музыка И. Ду­наевского). В комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (режиссер Э. Климов) есть смешная сатири­ческая сценка с лагерным врачом, роль которого испол­няет артистка Л. Смирнова. Комизм и ирония усилива­ются здесь звуковым решением. Бездушное, формальное отношение врача к своей работе, ее безразличное и чинов­ничье выполнение предписаний хорошо подчеркиваются игрой актрисы, ее голосом и интонациями. Разоблачи­тельная интонация достигает своего апогея, когда в кадре широко раскрытый рот блюстительницы «медицинского порядка» вместо привычного начальственного гласа вдруг извергает густой и одновременно подчеркнуто резкий, особенно неприятный звук сирены «скорой помощи», ко­торая появляется в следующих кадрах. Эта режиссерская находка выполнена в виде необычного звукозрительного перехода и смещения звука относительно изображения. Сдвиг перехода звукового по отношению к переходу изо­бразительному - прием не новый, но почти всегда вызы­вающий различные реакции. В данном случае он вызы­вает комедийно-сатирический эффект.