В фантастическом фильме звук играет особую роль, привнося в строй фильма многозначительность, необычность, загадочность художественных образов. Применяются особые звуковые краски, усиливающие своеобразие изобразительного материала, монтаж, движение камеры, своеобразный темпо-ритмический характер музыки и шумов. Необычность звучаний, их таинственность, завораживающая настороженность способны не только усиливать фантастичность изображаемого, но и самостоятельно воздействовать на зрителя. Закадровые звучания приобретают здесь не меньшую выразительность, чем внутрикадровые. Представим себе эпизод, в котором показано, как фантастический корабль будущего, совершая путешествие в «неведомое», попадает в неизвестную галактику, с иными законами излучения и отражения звуковых и световых колебаний, верный экран сопровождается необычными звуками деформированной шумомузыки, звучаниями невообразимых тембров и ритмов. Уже сами эти звуки вводят зрителя в атмосферу загадочного, неизведанного, непонятного мира, угрожающего или увлекающего мира фантастики. Точно рассчитанная дозировка напряжения, чередование мертвых пауз с резкими пронзительными звуками (реверберированные звучания), дополняя фантастический зрительный ряд, создают систему, с помощью которой возбуждение зрителя может быть доведено до границ нервного аффекта. Торможение опасности, запаздывание и ожидание ее воздействуют на зрителя гораздо эффективнее, когда в ход пущены не только зрительные, но и звуковые средства. Фантастический фильм В. Метальникова и С. Бондарчука «Молчание доктора Ивенса» повествует о необычайном происшествии, случившемся с доктором Ивенсом и его супругой. Рассказывает о встрече с инопланетянами - представителями иной цивилизации планеты Ора, о возникших с ними контактах. Впервые прозвучавший и услышанный пассажирами голос инопланетянина необычен, он растянут реверберацией, с подчеркнуто своеобразной интонацией - это голос механического робота. Голос поясняет пассажирам происходящее. Эпизоды, в которых показаны встречи с представителями планеты Ора, ищущими контакты с разумными существами иных цивилизаций, сопровождаются своеобразной шумомузыкой. Отдельные музыкальные фразы и даже отдельно взятые ноты, звучащие с реверберацией или отраженно с эффектом «эхо», наполняют кадр завораживающей таинственностью. Таинственность и своеобразие обстановки, в которую попадают действующие лица фильма, переданы и подчеркнуты его звуковым решением. Использование деформированных звучаний, резких динамических перепадов, острых звуковых всплесков и пауз или монотонно, очень тихо звучащих шумов; применение реверберированного звучания при записи речи, шумов и музыки; сочетание различных размытых реверберацией звуковых фактур с острыми сухими звучаниями - все это создает необычность звукового рассказа, вводит в атмосферу таинственности фантастического повествования.
4.3. Фильмы о путешествиях
Наиболее доступной областью, в которой могут пробовать свои силы и способности начинающие кинолюбители, является кинорассказ о путешествии - кинопутешествие. Отправляясь в путь, человек издавна привык брать с собой все необходимое для того, чтобы запечатлеть то новое и интересное, что преставится его взору, что усладит или поразит его слух. Первый видовой короткометражный фильм - «Живые картины» - был снят в 1895 г. братьями Люмьер и содержал живописные картины природы. Первые советские видовые фильмы сняты режиссером В. Шнейдеровым в 1925 г. - «По Узбекистану», «По Самарканду», фильм-путешествие «Великий перелет». Многие видовые фильмы были сняты в научно-исследовательских экспедициях работниками институтов Академии наук и других научных учреждений. Это были, по существу, первые любительские фильмы-путешествия. Видовые фильмы - фильмы-путешествия, географические, географо-этнографические, краеведческие - воспроизводят на экране природные особенности той или иной страны, района, жизнь людей, путешествия, экспедиции. Фильм может носить характер краеведческий, этнографический, археологический, архитектурный и т. п. По форме это может быть очерк, дневник, драматизированный рассказ о приключениях и т. д. Важнейшее выразительное средство видового фильма - звуковой материал, раскрывающий особенности природы и фауны, позволяющий лучше представить и изучить жизнь людей, населяющих тот или иной уголок земли. Понятие о быте и нравах, ремесле и искусстве, уровне развития и многое другое несет в себе информация, выраженная в звуковых зарисовках, сделанных во время, путешествий, экскурсий, прогулок. Первые видовые фильмы делались, как правило, по принципу немых съемок пейзажного материала с последующим озвучением красивых пейзажей красивой музыкой и чтением комментирующего текста. Постепенно отношение к видовому фильму менялось, и в настоящее время понятие «видовой фильм» утратило свое значение, его сменил фильм-путешествие - кинорассказ о том или ином крае, о тех или иных уголках земли с их неисчерпаемыми достопримечательностями, рассказ о жизни людей, населяющих эти места, их нравах, обычаях, их искусстве. Кинопутешествие - это соединение документального и научно-популярного жанров кинематографа. Элементы познавательности здесь соединены с гражданственностью, а кинопублицистика - с видовыми съемками. Такие фильмы производят впечатление лишь в том случае, когда интересно снятый изобразительный материал хорошо раскрывает и дополняет звуковой ряд. Возможности звукового решения таких фильмов не имеют предела. Важно уметь услышать все новое, найти наиболее интересные и характерные звуковые черты. Это может быть музыка или речь человеческая, шум водопада или птичьи голоса, в услышанных звуках важно найти звуковую основу, своего рода лейтмотив, наиболее характерные звучания. Снимая фильм о путешествии, нельзя не позаботиться о его звуковой выразительности. Кинопутешествие - это форма кинематографического искусства, которая более всего понятна и доступна начинающему кинолюбителю. Здесь многое диктует сама жизнь, и сценарий как бы пишется самой жизнью по ходу маршрута путешествия. Однако не все фильмы о путешествиях получаются интересными. Многое, конечно, зависит от того, куда отправился путешественник, каковы этнографические достопримечательности края, насколько живописна природа, разнообразен ландшафт, но главное зависит от того, насколько сам путешественник способен подмечать интересное и как он подготовился к съемкам такого фильма. Поскольку мы ведем разговор о звуковом решении фильма, то опустим все прочие моменты и будем говорить лишь о звуковых деталях. Все звуковые съемки и просто записи желательно предусмотреть заранее, хотя в пути могут встретиться и непредвиденные «звуковые сюрпризы». Интересный познавательный текст, сопровождающий фильм-путешествие, не вредно дополнить шуткой, острым словом или замечанием о каких-либо смешных эпизодах, произошедших в пути. В одной из передач «Клуба кинопутешествий» были показаны интересные ленты болгарских кинематографистов: «В краю Орфея» и «Родопские горы». В этих видовых фильмах, содержащих много познавательной информации, авторы знакомят нас с особым национальным духовым инструментом - гайдой. Этот инструмент похож на шотландскую волынку, но отличается своеобразным тембром. Во время национального праздника, который называется «1000 гайд», все гайдисты (так называют музыкантов, играющих на этом инструменте) собираются, играют и танцуют - происходит традиционное состязание народных художественных коллективов. Своеобразие национальных мелодий, исполняемых на народных инструментах и хоровыми ансамблями, раскрывает природу и быт этого края «Орфея», делает особо колоритными пейзажи и увлекает своей необыкновенной романтичностью. Народные мелодии сменяет современная бодрая музыка, под которую происходят спортивные состязания лыжников в Родопских горах, которые славятся мягким климатом и большим количеством солнечных дней. Шумит, поет и танцует веселый карнавал, в котором участвуют представители разных болгарских городов. В звуке хорошо проиллюстрированы не только этнографические особенности этого края, но и солнечность, безмятежность и веселый нрав его обитателей.