Немецкая классическая философия явилась одним из теоретических источников марксизма.
План
1. Основные черты классической немецкой философии.
2. Проблемы познания в философии И. Канта.
3. Система объективного идеализма и метод диалектики Г. Гегеля.
4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Литература
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М, 1973.
Гулыга А.Г. Гегель. – М., 1970.
Гулыга А.Г. Кант. – М., 1981.
Гулыга А.Г. Немецкая классическая философия. - М., 1986.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХVШ - нач. ХIХ вв.- М., 1989.
Нарский И.С. Кант. - М., 1981.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX в.- М., 1976.
Суслова Л.А. И.Кант. - М., 1988.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ
К середине XIX века в Европе сложился новый общественный класс - пролетариат, объективные интересы которого потребовали собственной идеологии. Эту задачу выполнили К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксистская философия явилась наследницей многих достижений европейской философской мысли. Особое влияние на формирование взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса оказали философские воззрения представителей классической немецкой философии Г. Гегеля и Л. Фейербаха. К источникам марксизма относят также учения французских социалистов-утопистов Ш. Фурье, А. Сен-Симона, английских экономистов А. Смита,
Д. Рикардо. Предпосылками марксизма стали и естественнонаучные открытия XIX века.
К. Маркс и Ф. Энгельс создали целостную, последовательную диалектико-материалистическую философию, охватывающую собой природу, общество и мышление. Эта философия призвана находиться в неразрывной связи с творческой практикой людей, что и обуславливает и её собственное развитие, о чем свидетельствует история второй половины XIX и XX вв.
План
1. Исторические условия возникновения марксистской философии.
2. Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии.
3. Качественное отличие марксистской философии от предшествующих философских систем.
4. Марксизм и современность.
Литература
Бережной Н. М. Проблема человека в трудах К.Маркса. - М., 1982.
Ильенков Э.В. Маркс и западный мир // Философия и культура. - М., 1991.
Лапин Н.И. Молодой Маркс. - М., 1986.
Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма.//Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.23.
Ленин В.И. Карл Маркс. - Поли собр. соч. Т. 26. С. 57-58..
Рассел Б. История западной философии. В 2т. Т.2.- М., 1993.
Умер ли марксизм? (Материалы дискуссии)// Вопросы философии, 1990, № 1.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.
ФИЛОСОФСКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ XIX в.
В середине XIX века в европейской философии возникают и распространяются иррационалистические учения. Их популярность объяснялась кризисом традиционного философского рационализма, распространением пессимистических настроений в общественном сознании.
Объектом критики становилась, прежде всего, философия Гегеля. Разрушалась вера в целесообразность истории и в общественный прогресс, менялось представление о смысле жизни человека. Крупнейшими представителями философского иррационализма XIX в. стали А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
В работе следует показать пессимистический характер философии Шопенгауэра, доказывавшего, что человек обречен на страдания. Страдания порождаются растущими потребностями человека и несовершенством окружающего мира. А первопричиной такого положения выступает мировая воля – слепая, неразумная сила, управляющая миром.
Излагая философию Ницше, необходимо показать, как по наличию «воли к власти» он разделял людей на сильных и слабых, господ и рабов. Ницше критиковал существующую мораль и христианскую религию за сострадание слабым. Он предсказывал, что в будущем появится сверхчеловек, который построит новое общество, где главными ценностями вместо сострадания и жалости станут сила и красота.
План
1. Общая характеристика философского иррационализма XIX в.
2. Философский пессимизм А. Шопенгауэра.
3. Учение Ф. Ницше о сверхчеловеке.
Литература
Гулыга А.В. Шопенгауэр. – М., 2003.
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия сер. XIX – н. XX вв. – М., 1988.
Левит К. От Гегеля к Ницше: революционный перелом в мышлении XIX в. – СПб., 2002.
Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т.- М., 1998.
Ницше и современная западная мысль: сб. ст. – СПб., 2003.
Радугин А.А. Философия. – М., 1997.
Спиркин А.Г. Философия. – М., 2001.
Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992.
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX - начала XX веков
При работе над этой темой необходимо выделить следующие положения: русская философская мысль является составной частью мирового историко-философского процесса, сохраняя при этом свою специфику. В ней, как во всякой философии, выделяются два основных направления - материализм и идеализм. В XIX - нач. ХХ вв. линию материализма в России представляли революционные демократы (А.И Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.) и марксисты (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин и др.), линию идеализма - религиозные и близкие к ним философы (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, Н. А. Бердяев).
Специфической особенностью русской философии этого периода является то, что в центре ее внимания постоянно находится социальная проблематика: это и спор между славянофилами и западниками о смысле русской истории, и спор между материалистами и идеалистами о путях социальных преобразований в России и о решении проблемы человека.
Русское философское наследие ХIХ - нач. ХХ вв. занимает достойное место в мировой философии благодаря своему гуманистическому характеру и общечеловеческой значимости.
План
1. Возникновение русской философии и ее основные особенности.
2. Славянофильство и западничество: поиск ответов на вопрос о судьбах России.
3. Основные черты русского революционно-демократического материализма (А.И.Герцен, Н.Г. Чернышевский и др.).
4. Основные черты русской идеалистической философии конца XIX- нач. ХХ вв. (В.С.Соловьев, Н.А. Бердяев и др.).
Литература
Акулинин В.Н, Философия всеединства.- Новосибирск, 1990.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М., 1989.
Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990.
Бердяев НА, Самопознание. - М., 1990.
Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляды русских мыслителей. – М., 1993.
Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия ХI – ХIХ вв. – Л., 1970.
Герцен А.И. Письма об изучении природы. Собр. соч.: В 8 т. – М., 1975. Т. 2. С.87-137.
Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – СПб., 1994.
Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 2001.
Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1994.
Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия. – Соч.: В 2-х т. Т. 1. – М., 1988.
[1] Используемая литература должна датироваться в промежутке с 2006 года по 2011 год – не надо использовать литературу старее 2006 года