О СТЕЦЕНКО - второй секретарь Ворошиловградского горкома КП(б)У
В июле месяце 1942 года, перед отступлением частей Красной Армии из города Ворошиловграда, Стеценко получил задание от обкома партий оставаться в тылу противника в качестве секретаря подпольного обкома партии для организации и руководства партийным подпольем и партизанскими отрядами в южной части районов Ворошилов-градской области.
В этих целях, Стеценко присоединился к партизанскому отряду Боково-Антрацитовского района - (командир тов. ВОРОПАЕВ, комиссар тов. ГРИГОРЬЕВ).
Находясь со своими связными - Стеценко Валентиной (жена) и Морозовой Тамарой, в составе партизанского отряда Воропаева на терри-
тории Боково-Антрацитовского района, в августе месяце 1942 года был принят бой с немецким карательным отрядом, нападавшим на отряд Воропаева. После этого боевого действия отряд Воропаева, преследуемый немцами - распался. Стеценко со своими связными ушев в город Ворошиловград в надежде связаться с отрядом т.т. ЯКОВЕНКО и ПО-ДОПРИГОРА (впоследствии расстрелян немцами). Не установив связи, тов. Стеценко ушел в Беловодский, Марковский районы.
Проживая на территории этих районов, он в селах (Лимаревка, Просянное и других) подобрал явочные квартиры и связных, установил для них пароли, распространял и читал советские листовки в местах, где он проживал, изучал коммунистов и других граждан, оставшихся на оккупированной территории, на предмет вовлечения их в активную борьбу против немецких захватчиков.
Нужно отметить, что в силу независящих от парторганизации области причин, в городе Ворошиловграде и других районах области были наспех организованы партизанские отряды и подпольные группы. Часть людей оказались недостаточно стойкой и тщательно проверенной. В качестве примера, связные т. Стеценко-Анохина, Щеголева (она-же Морозова Евгения), Погуляева, будучи арестованными, выдали немецко-итальянский разведке тов. Стеценко как секретаря подпольного обкома КП(б)У, в связи с чем он усиленно ими розыскивался. Был произведен обыск в г. Ворошиловграде на квартире у Воскресенской и т.д., куда нагрянула полиция на другой день после его ухода иве. Просяное, Марковского района, где после его ухода в село явились сотрудники райполи-ции, которые через старосту Шкиря интересовались у хозяек квартир Клименко и Полеха местом прибыванием Стеценко.
Аналогичный случай имел место иве. Беловодске на квартире Ма-ковеевой, где Стеценко проживал до 3-х недель.
Данные о поимке или задержании т. Стеценко немецко-итальянскими развдывальными органами, проверкой не установлен. Компрометирующих материалов нет.
Бюро обкома КП(б)У, заслушав результаты проверки и объяснение т. Стеценко, приняло решение - считать проверку законченной, на партийной работе в остановить.
О ТРЕТЬЯКЕВИЧЕ - секретаре Октябрьского райкома КП(б)У -города Ворошиловграда.
В июле месяце 1942 года, перед отступлением частей Красной Армии из города Ворошиловграда, был организован партизанский отряд
во главе с т. ЯКОВЕНКО, оставленного на оккупированной территории как секретаря подпольного обкома партии.
Третьякевич был назначен комиссаром и являлся заместителем Яковенко по руководству партизанским отрядом.
Отряд состоял из групп, базировавшихся в лесах, расположенных по берегам реки Северский Донец в 20-25 километрах от города Ворошиловграда.
В течении июля и начала августа месяцев 1942 г., отряд Яковенко и Третьякевича, укрываясь в лесах, имел одну небольшую стычку с немецким дозором, чем обнаружил себя и находился под наблюдением немецких карателей.
В связи с этим, 10 августа было принято решение перебазироваться в Митякинские леса, расположенные на границе Ворошиловград-ской и Ростовской областей, где были лучшие возможности для укрытия отряда. При переходе на новую базу, в районе хутора Пшеничный во время привала отряд был внезапно обстрелян группой полицейских. В процессе перестрелки основная группа отряда во главе с т. Яковенко отступила и ушла не в Митякинские леса, а на старое место базирования.
Третьякевич, с группой товарищей: РЫБАЛКО - (расстрелян немцами), АЛЕКСЕЕНЦЕВ (расстрелян немцами) СКРИПНИК - он же заместитель председателя горсовета, "ЯСТРЕБ" - радист (местопребывание не известно), от отряда оторвались и направились в Митякинские леса, где пробыв 10 дней, никого из отряда не обнаружили. Приняли решение - на старое место базирования отряда не возвращаться, а командировать вначале радиста "ЯСТРЕБ", затем бойца Алексеенцева с заданием: перейти линию фронта и сообщить, что отряд Яковенко разбит. Сами-же Третьякевич, Рыбалко, Скрипник вместо того, чтобы принять меры и найти отряд Яковенко, разошлись.
Третьякевич с половины августа до 17 ноября проживал в первом участке зерносовхоза Маковского района, под фамилией Скрипник работал на рядовых работах.
С половины ноября 1942 г., до освобождения города Ворошиловграда -14 февраля 1943 г. [он находился] в г. Ворошиловграде - в квартире Колесникова (сын священника, ныне арестованого), Опренко (ныне арестованого), Пивоварова (в прошлом судимого на 10 лет ИТЛ), Донченко (допрашивался немецкими карательными органами).
Проверкой мест пребывания Третьякевича, а также тщательным допросом арестованных у которых пребывал Третьякевич, данных о
задержании Третьякевича немецко-итальянскими разведывальными органами не установлено.
Бюро обкома КП(б)У, заслушав результаты проверки и личное объяснение Третьякевича, приняло решение: Третьякевич - комиссар отряда т. Яковенко, оторвавшись с группой людей в результате внезапного обстрела отряда, должен был принять все меры к тому, чтобы ро-зыскать отряд тов. Яковенко, связаться с ним, ушел в г. Ворошиловград, прожил два месяца ничего не сделал, с партийной работы освободить.
О ГРОМОВЕ - бывшем секретаре Октябрьского райокма КП(б)У -города Ворошиловграда.
Громов, получив задание остаться в тылу противника в качестве командира группы партизанского отряда Яковенко.
Проверкой установленно, что Громов с первых дней пребывания в партизанском отряде требовал от Яковенко роспуска отряда, предлагал индивидуальную борьбу против немцев.
В конце августа месяца 1942 года, Яковенко с группой партизан ушел в разведку, поручив временное руководство отрядом - Громову.
Воспользовавшись этим, Громов дезертировал из отряда в г. Ворошиловград, где, скрываясь в течении шести месяцев на квартире своей связной Поповой (в настоящее время его жена), абсолютно бездействовал. Об этом показывают бойцы отряда Яковенко - Журовский, Коваленко. Сам Громов признал самовольный уход из отряда, мотивируя его якобы недоброжелательным отношением к нему Яковенко, что не соответствует действительности.
Попова, у которой скрывался Громов, является личностью не внушающей политического доверия. В период оккупации сожительствовала с румынскими офицерами, ездила с ними в город Ростов, служила в их столовой и арестовывалась там гестаповцами.
Бюро обкома КП(б)У, заслушав результаты проверки и личное объяснение Громова, приняло решение - исключить Громова из партии.
О ЛИТВИНОВЕ - бывшем секретаре Каменнобродского райкома КП(б)У, затем третьем секретаре Октябрьского райкома КП(б)У гор. Ворошиловграда.
В июле месяце 1942 г., перед отступлением частей Красной Армии из города Ворошиловграда, Литвинов был оставлен в тылу противни-
ка в качестве командира группы партизанского отряда Яковенко. Группа базировалась в лесном участке по берегу реки Северский Донец, Новосветловского района Ворошиловградской области.
Проверкой деятельности группы, возглавляемой Литвиновым, установлено, что с первых же дней ее нелегального существования, таковая распалась и большинство участников группы оказались трусами и дезертирами: Дубинин, Букеев, Селезнев, Бессарабов, Шагайденко Подгорный, Фоменко, Михайлова. Все они арестованы УНКГБ и сознались в своей предательской деятельности, за исключением Шагайденко, бежавшего с немцами.
Литвинов, вместе с бойцом Макогоном ушел на родину последнего - в село Дмитриевка, Ново-Айдарского района. Вскоре Макогон был арестован и при сомнительных обстоятельствах освобожден полицией, а Литвинов ушел на родину в х. Рогалик, Волошинского района, Ростовской области, где и скрывался до прихода Красной Армии.
В хуторе Рогалик, Литвинов проживал легально с разрешения местного старосты сельуправы Плавшудина (ныне арестован, характеризуется как активный пособник немцев), знавшего Литвинова как руководящего партийного работника по городу Ворошиловграду, о чем знали и старшие полицейские Гесс и Бочуров (немцы), однако репрессиям и преследованиям со стороны немецких карательных органов не подвергался.
При освобождении х. Рогалик Плавшудин был арестован. Литвинов, зная, что Плавшудин староста сельуправы является активным немецким пособником, а Могильный - полицейский этого села, с приходом Красной Армии выдал,что они активно помагали партизанскому отряду Литвинова, которого в действительности не существовало (по этой причине был освобожден из под ареста Плавшудин).
Литвинов оказался трусом и пособником немецких ставленников, пытаясь скрыть свое преступное поведение, вымышленным боевыми действиями против немцев, приписав себе сбитый немецкий самолет, разбор железнодорожного полотна, новую организацию партизанской группы и др.