Через полтора месяца на площадке Сабурова встретил врача, задержал его. Он мне рассказал, что их, когда они уже вооружили 30 чело-
век, встретил комиссар отряда Маликова и приказал возвратиться в свой отряд, ибо командир группы неправильно их откомандировал Олексенко.
Я ему сказал: раз Вы уже в отряде, пусть будет так.
Что плохого я сделал здесь? Собственно, спас людей и они привели Маликову еще 30 вооруженных. Я же не спорю за 30 человек, хотя и имею на это право. Раз люди пошли воевать - пусть воюют. По-моему, Маликов должен сказать только спасибо.
О чем еще Маликов мог вести разговор? Мог говорить о Житомире.
Вы знаете, что отряды Сабурова считаются житомирскими. Отсюда и отряд им. Хрущева под командой Шитова и Скубко, которые входили в соединение Сабурова, тоже был житомирский, до отделения его на Каменец-Подольск. Раз так, то этот отряд еще до прилета т. Маликова начал завязывать связи и насаждать агентуру по районам и в самом Житомире. Они связались с житомирским подпольем, которое было создано до Маликова. Подпольщики выводили в отряд людей до Маликова и при Маликове. Ведь Маликов зиму и все лето сидел в Белоруссии.
Из отряда ездили в Житомир и с Житомира в отряд. В отряд прибыл один член комитета с 10-ю человеками и своим сыном.
Ввиду того, что в Житомире много военнопленных мы посоветовались и снова вернули его в район Житомира, чтобы он направлял к нам, партизанам, хороших людей. Прибыло еще 12 человек. А посланные им 200 человек по дороге забрал один начальник штаба одного отряда Маликова. Этот член комитета прислал ко мне связных с жалобой. Я написал тому начальнику штаба, чтобы не безобразничал. Он, конечно, увел куда-то людей. На этом наша дипломатическая переписка и закончилась.
Может быть, на этой моей записке Маликов и строит свои каверзы против меня. Но, как видите, трудами отряда им. Хрущева воспользовался он, а не отряд. 200 человек-то у него. Истинно, на воре шапка горит.
Никита Сергеевич! Я написал все, что имел с людьми т. Маликова и все то, о чем мог Вам писать т. Маликов. А Вы уже сами делайте выводы.
По-моему, я плохого не замышлял и не делал ни Маликову, ни общему делу. Ему, очевидно, подхалимы что-то наторочили, а он, не разобравшись, и Вас неправильно информировал, вынудив Вас написать мне резкую шифровку.
Раздел IX. ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ, НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 323
С коммунистическим] приветом СЕКРЕТАРЬ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКОГО ПОДПОЛЬНОГО ОБКОМА КП/б/У
/ОЛЕКСЕНКО/ 09.10.1943 года х. Дуброва. Верно: №011156/т.
ЦДАГО Украгни.- Ф. 62.- On. 1. - Спр. 52. - Арк. 3-7.
Копия. Машинопись.
174. ДОНЕСЕНИЕ ПАРТИЗАНА Й. БОНИШЕВСКОГО ЗАМЕСТИТЕЛЮ КОМАНДИРА ПАРТИЗАНСКОГО СОЕДИНЕНИЯ ЕЩЕ ПОЛЬСКА НЕ СГИНЕЛА П. КОХАНСКОМУ О ДЕЙСТВИЯХ ПОРУЧИКА КРОПЯКА
Не ранее 11 ноября 1943 г.
Капитану Коханскому! Донесение
Мы видели, как поручик Кропяк бил бойца за портянки, которые были сделаны из тёплого платка. Он приказал снять штаны при всех бойцах и населении, и приказал бить его, из бойцов никто не согласился. Тогда он сам начал его бить.
11-го ноября [1943 г.] было очень много населения вместе с партизанами, он выстроил бойцов и приказал снять красные ленточки с фуражек, один из бойцов не хотел снять, он повторил ему три раза, чтобы снял, и стал по команде "смирно" перед ним. Он этого не сделал, он сказал, что "я партизан". Тогда он его выгнал из строя и послал к чёрту: "иди к своим красным коммунистам".
Бонишевский Иосиф
С подлинным верно (Подпись неразб.)
ЦДАГО Украгни. - Ф. 62.- On. 1. -Ф. 245. - Арк. 92
Копия. Рукопись.
175. ПИСЬМО КОМАНДОВАНИЯ ТЕРНОПОЛЬСКОГО ПАРТИЗАНСКОГО СОЕДИНЕНИЯ КОМАНДИРУ 1-ГО МОЛДАВСКОГО ПАРТИЗАНСКОГО СОЕДИНЕНИЯ В. АНДРЕЕВУ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ПАРТИЗАН СОЕДИНЕНИЙ
20 декабря 1943 г.
КОМАНДИРУ СОЕДИНЕНИЯ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ МОЛДАВИИ ПОЛКОВНИКУ ТОВ. АНДРЕЕВУ
Ваши 4 человека во главе с командиром взвода тов. ЛЕЩИНСКИМ были задержаны мною вечером, 19.12.43 г., до установления их личности, так как они приехали в район нашей дислокации без документов.
Получив письменный пропуск от командира п/о им. Лазо вверенного Вам соединения, в 12-00 20.12.43 г. отпустил Ваших людей, оставив у себя автомат ППШ, принадлежавший командиру взвода т. ЛЕЩИНСКОМУ взамен автомата, принадлежавшего нашему убитому бойцу 25.10.43 г. в с. Лучицы самостийниками и доставленного к Вам гр-кой СУПРУНЧУК Вы этот автомат до сих пор не вернули, хотя я Вас просил 27.10.43 г. и Вы 29.10.43 г. обещали вернуть его по прибытию людей с задания.
Прошу Вас, тов. АНДРЕЕВ, не обижаться на этот мой поступок и пусть он не отразится на наших дальнейших взаимоотношениях.
Одновременно прошу воздержаться от посылки своих людей на разные заготовки в районы дислокации моего соединения, так как нет возможностей и ресурсов отдавать продовольствие и другое на сторону, оставляя своих людей без источников продовольствия и других нужд.
Правда, у нас, в соединении, основным источником пополнения продовольствия служит не мирное население, а базы противника и за счёт последнего довольствую и обеспечиваю людей.
Безусловно, несмотря на всё это, в трудную для Вас минуту готов оказать Вам любую помощь, в чём я буду в силах.
П/П КОМАНДИР СОЕДИНЕНИЯ П/О
ТАРНОПОЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ /ШИТОВ/
КОМИССАР СОЕДИНЕНИЯ П/О
ТАРНОПОЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ /ШУМАК/
П/П НАЧАЛЬНИК ШТАБА КАПИТАН /КУШХОВ/
20.12.43 г. Верно: Завделопроизводством (Подпись неразб.)
ЦДАГО Укртни. - Ф. 105. - Оп.1. - Спр. 12. - Арк. 63.
Копия. Машинопись.
Раздел IX. ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ, НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 325
176. ИЗ ДНЕВНИКА КОМАНДИРА СОЕДИНЕНИЯ УКРАИНСКИХ КАВАЛЕРИЙСКИХ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ М. НАУМОВА
Записи до 2 января 1944 г.
7 сентября 1943 г...
Гута Добриньская - небольшая деревня, вместившая наше небольшое, в 3,5 сотни человек, соединение... Здесь мы решили стать в результате глубоких внутренних противоречий: мой комиссар и начшта-ба очень боялись, что мы слишком долго засиделись в треугольнике железных дорог Малин-Коростень, Коростень-Черняхов и, пугая самих себя, создавали мнимую опасность, умышленно осложняя данные об обстановке...
К моменту размещения людей прибыл из-под Коростеня мой помощник по разведке ст[арший] л[ейтенант] Гаврилюк... Он провёл глубокую разведку Коростеня, вплоть до [центра] гебитскомиссариа-та, и утром мне весьма обстоятельно обрисовал оперативную обстановку и настоятельно просил не уступать трусам...
Доклад Гаврилюка укрепил во мне уверенность в правоте и жизненности моей тактической доктрины, и я немедленно собрал всех своих помощников в штаб на совещание, туда же были приглашены командиры и комиссары отрядов. Гаврилюк проинформировал совещание и все удивились тому, как неправильно понимали обстановку.
Я был вынужден в заключение выразить грубость, сказав, что вся наша полемика о тактике и стратегии партизанской борьбы вообще и действиях нашего соединения в особенности показывает, что в это дело ввязались многие сопливые стратеги, обнаглевшие до того, чтобы [указывать командиру]. Приказал, чтобы замазали рты и не смели больше обсуждать моих приказов и тактических решений.
[...]
2 января 1944 г. Брониславовка...
Полковник Богун и капитан Карасёв сообщили мне, что севернее Рокитно в болотах сидит генерал Бегма с 3,5-тысячным войском, имеет 7 штук присланных Москвой крупных 76 мм пушек, 500 автоматов и жалуется только на то, что не умеет использовать эту армию и технику.
Сев[ернее] Овруча сидел генерал Сабуров, вооружённый до зубов. Об этом и говорить нечего. Он всегда был снабжаем Москвой вплоть до папирос высшего сорта. Этот "талантливый" полкосидец (вместо -
полководец) - "инкубатор партизанского движения"*, как говорит Бег-ма, никогда ни в чём не нуждается, в том числе и в наградах**. Он и до сих пор там где-то [т.е. в лесах и болотах. - авт.]. Колпак тоже оттуда не выходит уже давно, хотя, честно говоря, с этого было бы довольно того, что он сделал для партизанского движения***. Но правда и то, что никакие жертвы и лишения для родины не велики.
Маликов - не знаю, как и чем вооружён и чего он стоит. Одно знаю, что надо бы ему иметь совесть и хотя бы один раз выйти из леса.
Генерал Фёдоров, по словам Богуна, играет с 3-х часов утра в карты и никуда не ходит. Этот тоже воевал изрядно первые годы войны.
"Генерал"-старшина Шитов (надо сказать, что шитовцы величают своего командира генерал-майором, и всё польское население Людви-польского района считает его генералом). Шитов имеет всё необходимое, кроме желания выполнять поставленную задачу и опыта в вождении войск и ведения боя, а также расстаться с весёлой малиной беспечного проживания за счёт населения...
Подполковник "Буйный" (Грабчак). Имеет солидную силу и вооружение, но не имеет желания воевать вдали от своих землянок. Хватило пороху только на то, чтобы дойти до Шепетовского леса и выйти оттуда мелкими группами.