По специальности сам РОЖКОВСКИЙ учитель. Работает в подчинении начальника штаба соединения. В соединении носит звание капитана, неизвестно кем присвоеное.
14.ГАЧИНСКАЯ Станислава - разведчица польского погранотря-да, рассказывала, как вылавливала коммунистов и тех, что переходили границу Польши, а также за свою работу получила большие деньги и награды и накопила при Польше 7 тысяч злотых. В соединении работала поваром.
15.САТАНОВСКИЙ Роберт - сын крупного коммерсанта, учился в Варшаве в университете, по национальности еврей. При занятии
Раздел IX. ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ, НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 347
Красной Армией западных областей, был выслан с погран[ичной] полосы, имел быть выслан в Сибирь, но бежал и прятался у Ягодзинской (теперешней Сатановской), о чем рассказала сама Сатановская. При занятии немцами указанных территорий, он работал у немцев в гебит-скомиссариате переводчиком, но когда немцы узнали, что он еврей, хотели его убить, но он бежал и прятался у доктора Парнаса, работал у него санитаром, но когда ездил по деревням, называл себя доктором (со слов доктора Парнаса). При прибытии со мной в тыл противника, он сказал, что ему в Москве присвоили звание полковника и все начали к нему так обращаться.
В разговоре со мной он мне рассказывал, что у него есть специальный шифр, условленный с т. Хрущевым. Тов. Хрущев сказал ему, что он может добиваться, если будет хорошо работать, попасть в польское правительство и что нужно вести политику так, чтобы это политика была советской, а сначала прикрываться польским национальным соединением. Сам Сатановский слабохарактерный, он выполняет то, что скажет его жена. В большинстве были случаи, что он советовался в штабе или лично со мной или с другими и соглашался с нашим мнением, но стоило ему поговорить с женой, как он изменял решение по данному согласованному вопросу с нами - так как она сказала. Мне удалось это установить методом подслушивания. В последнее время даже большинство партизан между собой говорили: "что нами руководит не он, а она".
Должен отметить, что он ее боится, но почему, нельзя было установить. Как-то жена его было сказала: "Меня штаб хотел оставить в Москве, но я настояла на своем и поехала, ибо он без меня ничего не сделает то, что нужно".
Вот, пример: к нам прибыло три неизвестных личности поляков с Варшавы, без всяких документов, он меня спросил: "Что нам с ними делать?". Я сказал: "Отправьте их в отдаленный отряд им. Костюшки, а там проверим их на работе", он со мной согласился. На второй день утром ко мне зашел Дросик Франек и сказал, что он слышал разговор, как Сатановская сказала мужу: "Если ты будешь слушать советов других, то никогда поляки к тебе в соединение не придут". И в этот же день она сама этих трех варшавяков водила по всем отрядам, показывала, какие у них люди и вооружение. Я вторично его предупредил, что с новыми неизвестными нам людьми так не поступают, но это ни к чему не привело и эти три варшавяка забрали потом автоматы и переш-
ли к капитану Вуеку: оказывается, что эти люди и раньше были у капитана Вуека.
Два из них получили автоматы у Сатановского, одного из них я поймал и даже приводил к т. Соколову*** в Дубицком на допрос, после чего Сатановский был на меня очень обижен.
Когда мы стояли в дервне Будимле, ко мне заезжали от "дяди Пети" [руководителя разведывательного отряда РУ ГШ КА полковника А. Бринского. - авт.] капитан "Макса"**** и доктор Парнас, которые занимались разведкой, они хотят перейти к нам, я об этом сказал Сата-новскому, так тот мне сказал, что это сволочи, они нам могут принести вред, а жена его говорит: "Бегма давно метит "Макса" на место Роберта". Через пару дней мне Сатановский говорит, что "они ездят к тебе, это ж не наши люди, давай лучше организовать засаду и пострелять их, "Макс" ездит к Бегме и он может наделать нам делов, Бегма тоже нехороший человек, он хочет соединение забрать в свое подчинение, меня и тебя выгонит (бо он тебя тоже не любит), а потом за спиной польского соединения будут ордена зарабатывать".
"Когда мы были в Березном так Соколов делал намек, чтобы меня отстранить, это ж работа Бегмы, они насчет тебя тоже намекнули, но я дал хорошую характеристику, нужно от них отрываться скорей".
Сатановский сам себе присвоил звание полковника...
16. САТАНОВСКАЯ-ЯГОДЗИНСКАЯ Зося - бывшая польская учительница, закончила в Варшаве помтехникум, девичья фамилия ее неизвестна, пишется по фамилии первого мужа Ягодзинская или Са-тановская. Первый муж ее, по неполным данным, репрессирован органами НКВД, как офицер, выступающий против Красной Армии. При занятии западных областей Красной Армией она работала заведующей школы, как и за [период независимости] Польши, после чего при Советской власти была снята с работы зав.школой за национализм. Последнее ее место работы было в Вельюне.
В соединении она своими поступками показала явно как польская националистка...
Кроме этого, в последнее время дополнительно к агентуре сообщаю: в день 8 марта все соседние отряды, какие были возле нас, отмечали этот праздник, как международный в газетах, листовках и на собраниях. Я ей как редактору сказал, почему мы не готовимся к этому, она ответила - в нашем соединении таких праздников не празднуют - нельзя.
Второй случай, я случайно будучи в Брестской бригаде, достал у Виктора Федоровича московскую газету, где было о награждении сол-
Раздел IX. ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ, НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 349
дат и офицеров польской армии Берлинга. Привезя эту газету, я предложил ей сделать некоторые вывески о награждениях, о героях Советского Союза, погибших капитанах и прочесть бойцам, в этот момент она выпускала очередной номер газеты, так она ответила: "В этой газете даже места нет", когда я пошел сам по отрядам и начал читать им это постановление, это дало большой эффект, ибо многие нашли там братьев и знакомых, так она на меня вечером перед Сатановским раскричалась, зачем я это делаю.
Она почти каждый день заходила туда, где стояла группа, пришедшая от разбитого капитана Вуека, где они вели иногда следующие разговоры: она рассказывала им, как она, будучи в Москве, заходила к Ванде Василевской, что эта женщина сидит там для мебели, не помогает полякам и ничего не делает. Высказывала, что в Польше ее ненавидят и что она лично с ней разругалась и больше туда не ходила. Плю-туновый Магдзяк сказал в это время, что: "Берлинг - продажный сын польского народа, продал свой народ, но Андерс со своими войсками будет иметь перевес". Сатановская на это ничего не ответила, только рассмеялась.
Когда к нам приехали т.т. Кушнарев и Череваш, так Сатановская как-то в штабе сказала:" разъезжают только для контроля, небось в бой не пойдут, как Бегме, так оружием помогли, а на поляков смотрят сквозь пальцы, эти украинцы нас так любят, недаром вражда все время между этими нациями. В украинских отрядах издеваются над поляками, мало издевались у Сабурова надо мной и над мужем, у Бегмы так было, что польский отряд, когда берет трофей, так у них забирают и вырывают с рук, с голыми руками мы за Буг не пойдем, если бы мы были у немцев, так они давно бы нас вооружили и еще как."
Когда Сатановский как-то сказал, что дает радиограмму еще раз т. Хрущеву, так она ответила: "Много тебе первая помогла, лучше было бы, чтобы ты не ездил в Москву и не имел дела с этими украинцами".
В день Красной Армии даже сводки информбюро не было. Был случай, что она напечатала статью в газете об успехах на фронте и все время отмечала только об армии наших союзников и когда редактор и комиссар соединения т. Бегмы обратили на это внимание, так она сказала: "еще и сейчас придираются, думают, что мы в их подчинении".
К нам было приехал подполковник польской армии с высшим военным образованием [и] с женой, но когда он начал обращать внимание на все дефекты, какие были в соединении, вместе с тем его жена, как человек образованный, знающая несколько языков, начала делать
свои предложения, касающися газеты и другого, так Сатановская боясь, что он займет место ее мужа (незнающего ничего в военном деле), создала через своего мужа им жуткие условия (иногда даже в штабной кухне им не оставляли обеда). Впоследствии, когда подполковник Наркусский заболел и его жена [заболела] тифом, после выздоровления, когда уже прошло три недели, в это время они находились от лагеря 70 км, Наркусская неожиданно умирает, и был пущен слух, что она умерла от ангины.
Как мне удалось установить, она была отравлена по заданию Сата-новской санитаркой Карабиновской Казимирой, которая служила весной у немцев, а потом была привезена Бачинским к нам в соединение. После выполнения этого задания Сатановская Карабиновскую отправила за линию фронта, Наркусского, подполковника (которого уважало большинство бойцов), Сатановский сделал сумасшедшим и отправил за линию фронта лечиться...
ЦДАГО Украти. - Ф.62. - Оп.1. - спр. 252. - Арк. 113-117 зв.
Копия. Машинопись.
* «Двуйка»-разведывателъный (II) отдел Польского Генштаба.
** Речь идёт об Иване Шитове, командире Тернопольского соединения им. Хрущёва.
* * * Имеется в виду зам. начальника УШПД В. Соколов, который в
марте 1944г. выезжал на Волынь.
**** Речь идет о Ю. Собесяке, который в 1942-1943гг. был командиром местного отряда на Волыни в подчинении штаба партизанского движения по Ровенской области, а затем стал командиром польской бригады «Грюнвалъд».
Раздел IX. ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ, НЕУСТАВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 351
186. ПИСЬМО КОМАНДОВАНИЯ БРИГАДЫ ИМ. СВЕРДЛОВА БЕЛОРУССКОГО БРЕСТСКОГО ПАРТИЗАНСКОГО СОЕДИНЕНИЯ КОМАНДИРУ 1-Й УКРАИНСКОЙ ДИВИЗИИ ИМ. КОВПАКА П. ВЕРШИГОРЕ ОБ УСТРАНЕНИИ ТРЕНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ ОБОИХ ФОРМИРОВАНИЙ