Нужно сказать, что в своё время каждый куст был для партизан крепостью, но теперь этот куст является смертью для партизан, ибо враг сейчас сидит в лесу, он хорошо знает его и каждого куста он может поражать партизана, убивать нас. Коварный враг, что и говорить. Немец не всегда идёт в лес, эта сволочь находится в лесу и в маленьких
Раздел X. КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ ПРОТИВ ОУН-УПА 377
хуторах и поэтому националистические банды далеко опаснее, чем немецкие карательные отряды.
17 июля 1943 г. В 2.00 часов батальон занял исходное положение для вступления в село Журавичи.
В 4.00 час. начали наступление с трёх направлений и дружно стали громить врага. 2-я и 3-я роты достигли господского дома в 4.15 час. Враг быстро рассеян и частично уничтожен.
Убито националистов - 29 человек, взято в плен 28 человек. Захвачено 6 сёдел, 8 пудов сахара, 10 пудов соли, 100 бух. печёного хлеба, 200 пудов муки, 17 шт. свиней, 20 лошадей, захвачены штабные документы, большое количество медикаментов*. Выехав из с. Журавичи всего 2 километра, остановились просто на большаке и стали шмалять свиней и завтракать. В 13.00 разделили все продукты между подразделениями.
20 июля 1943 г...
Сегодня же получил радиограмму от тов. Фёдорова такого содержания: "Балицкому. В бой с националистами не ввязываться, а если будут мешать Вам выполнять задание, дать по зубам. Попадающие к Вам в плен вооружённые группы националистов: рядовых обезоруживать и направлять по домам, руководителей расстреливать.
Так же поступайте с теми, которые Вами задержаны. В батальон националистов не принимать. Всеми способами воспрепятствовать мобилизации националистами местного населения. Фёдоров. 26.7-43 г."
3 августа 1943 г. С утра мне доложили, что на заставе первой роты задержан один военнопленный, якобы из Белой Церкви, я вместе с Зубко, Дубининым, Решедько, Кременицким, Коваленко пошли на заставу. Задержанный оказался из второй роты, который был взят на операцию в селе Липно. Сволочь, побыл 5 дней в отряде и решил дезертировать из отряда, взяв все данные, с которыми пришел в отряд. Пришлось недолго говорить с этим шпионом Ломако - я вытянул свой маузер и одним выстрелом покончил жизнь этого ничтожного человека. После этого не прошло и 2 часов, как националистическая банда повела наступление на наш лагерь. Наши герои-партизаны стали отбивать атаки озверелых националистов. Я вместе со своим ординарцем Пташко Григорием Ивановичем, ко мне присоединились начальник] штаба Решедько и дежурный по батальону тов. Ефимочкин, все на ло-
шадях помчались на линию обороны. Только выехали на просеку, как мы увидели неразбериху. После этого я со своими ординарцем Григорием отогнали начальника] штаба и Ефимочкина и полетели вперед, тут же увидел перед собой перебежку через широкую просеку человек 40 - 45. Я посчитал, что это мои орлы-партизаны, поэтому дал команду: "Куда вы, такую мать, бежите!" Но оказалось совсем другое положение: противник обходил нашу оборону и я командовал не своими партизанами, [а] своими врагами. Эта тифозная вошь открыла ураганный огонь по мне. Тут же мой ординарец был тяжело ранен, командир пулеметного взвода тов. Ефимочкин был убит, Решедько бросил свою лошадь, отскочил в сторону. Остался я один на середине этой знаменитой широкой просеки, которую не забуду. Оставшись один, я решил пробираться назад, так как противник стал сжимать все уже и уже кольцо. Пришлось прорываться и давать распоряжение 3-й роте /остатки/ занять оборону по просеке, поскольку враг обходит.
И так героической смертью погиб лучший командир пулеметного взвода тов. Ефимочкин Александр Иванович, рождения 1917 года, Орловская область, район, село Манино.
Националистической сволочи убито - 22, захвачено трофев: винтовок - 11, пулемет ручной - 1, дисков - 3, патронов - 1035, ракетниц - 1, рак - 7, противник рассеян, поспешно отступил в сторону Беросцаны.
5 августа 1943 г...
Сегодня решил послать 2-ю роту за картошкой в село Дерманка. Рота двинулась в 19.00, доехали до перекрёстных дорог ст. Богу славка, встретились с противником в количестве 900-1000 человек. Противник открыл ураганный огонь. Рота залегла, послав связных ко мне с вопросом: "Что делать, двигаться дальше или нет?" Я дал приказание возвратить роту в лагерь.
Не было никакого смысла посылать роту ночью в то время, когда противник обнаружил её. Кроме всего, этого националистическая сволочь открыла огонь с восточной стороны расположения нашего лагеря. Когда открыл огонь противник, сейчас же прибыли связные от Медведева с вопросом: "Что нам делать?" Мой ответ был короткий: "Ничего не нужно делать, бой ведёт моя 2-я рота с националистической мразью".
6 августа 1943 г. Националистическая сволочь блокирует наш лагерь,
ими заняты все лесные тропки и дорожки. Стрельба идет со всех сторон.
Послали разведку в три направления, так как имеются сведения, что на-
Раздел X. КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ ПРОТИВ ОУН-УПА 379
ционалистические отряды /3 отряда/ находятся в лесах и имеют свои лагеря: считаю, что если обнаружили их лагерь, [то надо] уничтожать эту мразь. 2 лагеря обнаружили, разведка ведет наблюдение.
[...]
Созывал всех командиров на совещание, на котором предупредил всех командиров в том числе подполковника Прокопюка о том, чтобы немедленно покончить со всякого рода стуком, криком, лишним болтанием и прочее. Еще раз напомнил о конспирации и бдительности. Враг коварен, лезет в лес как свинья.
7августа 1943 года. Утро казалось очень хорошее, но не прошло несколько минут, как враг полез на наш лагерь, двух националистов захватили в плен. Пленные рассказали, что в этих лесах, то есть в этом районе, находится 3 больших националистических отряда. Один отряд под командованием "Богдана" находится в районе ст. Богуславка, другой отряд - ватажек "Мельник" находится возле села Журавичи и третий отряд - ватажек - "Рыбак" находится от нашего лагеря севернее 1 км /ниже 5 км села Береслянка/.
815.00 час. бой набрал серьезный характер. Выброшена полностью 2-я рота и 2 взвода из отряда подполковника тов. Прокопюка. 3-я рота полностью заняла оборону с западной стороны нашого лагеря. Противник оказывает сопротивление, но после небольшого нашего нажима противника бежал.
С самого утра тов. Зубко вместо со 2-й ротой пошел на связь, но, не дойдя до места, встретились с засадой националистов.
Засада была разогнана, захвачено два пленных. Один из них, Кара-люк Вениамин Андреевич, рассказал - "мы воюем с большевиками, с советскими партизанами, которые мешают немецким эшелонам продвигаться на советско-германский фронт. Наш закон таков, - продолжает продвигаться дальше, рассказывает, - когда камень об камень тереть, так они больше стираются: это значит, когда немцы больше будут драться с советскими войсками, то это значит больше жертв будет с обеих сторон, а нам это выгодно". Так рассуждают националисты и так они делают. Всякими способами мешают нам - партизанам подходить к ж.д., делают везде нам засаду, этим самым не давая возможности подходить к ж.д. полотну, но мы своим оружием, своим духом, волей горим и посылаем их на х...**
Сегодня с самого утра и до поздней ночи вели бой с этой националистической сволочью. Целую ночь со всех концов националистическая банда вела огонь, нужно сказать, что вести бой в лесу очень труд-
но, особенно с этой сволочью. Они же сволочи - знают лес лучше чем мы, они же местные, а мы... Мы лес конечно, знаем по карте - не больше, но этого недостаточно. Убито националистов - 5, винтовок - 3, патронов - 300. лошадей - 8.
8 августа 1943 года. Целую ночь националисты вели стрельбу, все пытались прорваться в наш лагерь, но наши партизаны бдительно несли ночную службу, не допуская врага. Не спал целую ночь, одно то, что неспокойно, а тут, черт возьми, еще рука болит, которая прямо жизни не дает. С утра пока что затишье на нашему фронте, не знаю, как дальше будет. Народ - бойцы веселятся, отдыхают, часто несут лагерную службу /заставы, засады и т.д./.
19 октября 1943 г. Так, как уже сказано, что целую ночь не спал. На рассвете было выброшено 5 взводов для борьбы с националистической бандой. В 11.30 начался бой. Силы противника были далеко больше наших - их было 800 человек, а нас, партизан, наступало всего 3 взвода. Противник окопался, но несмотря на всё это, в течении 2-хчасово-го боя противник был выбит из села Бересьцяны. В этом бою было убито 52 националиста, захвачены следующие трофеи: 4 ручных пулемёта, 22 винтовки и другое военное имущество. Нужно сказать, что с моим отрядом принимал участие в этом бою один взвод тов. Прокопю-ка. Отряд его полностью не вооружён, поэтому пришлось дать ему из трофеев - 2 ручных пулемёта и 10 винтовок. Этот бой обошёлся для нас очень легко. Ни одного раненого и убитого не было.
Очень плохо, что на месте нет всех моих рот и бойцов - 100 человек самых лучших бойцов находятся в штабе части, которые все ждут груза. В связи с этим дал телеграмму в штаб части: "Фёдорову. Обстановка очень тяжёлая, ведём бои. Прошу направить всех моих людей и взвод Прокопюка и передать этой группой боеприпасы. Когда получите взрывчатку, то мы подойдём ближе и заберём всё то, что дадите для нас. Балицикий, Михайлов".
В бою с нами принимали следующие националистические отряды /так у них называются отряды/: отряд под командованием "Орла", "Рыбака", "Лева", "Игоря", "Богдана" и "Босоты". Все эти фамилии не настоящие - это псевдонимы - клички. Но, несмотря на такую силу, они бежали, как зайцы. Эта мерзость пришла в этот район с двумя задачами: разбить партизан и сжечь села - Бересцяны, Сыльно и Городище, но эти подлецы ни одной задачи не выполнили, кроме того, что потеряли 52 националистические головы. Ну, что же, нужно доводить де-