Когда были выкопаны опорные окопы, на нашей стороне раздалась команда: "Гранаты!". Бросили несколько гранат (так как все не имели, и у нас также их не хватало). Снова стабилизировался фронт, и пошла дальнейшая перестрелка. "Советы" уже второй день без воды. Со вчерашней ночи их смельчаки, которые спускалось в ров за водой, лежат там мертвые еще и сегодня. Наше командование задержало наступление, так как считало, что "советы" должны показаться; будут прорываться, тогда мы их получим без собственных потерь.
Миномет куренного Крапивы дальше сеял смерть в советском лагере. Так продолжался бой целый день и целую ночь. "Советы" под утро на третью пору осады начали единицами вырываться через не окруженный нами участок. (Мы его не блокировали, так как боялись, по случаю с куренным "Осипом", что вся дорогая заминирована; так оно фактически и было.) Когда стало светать, повели мы общее наступление и захватили советский партизанский лагерь. Место лагеря было покрыто трупами. Отравленный воздух бил в нос. Ямы от наших мин и жертвы указывали, что мы действительно метко стреляли. Деревья были повреждены нашими выстрелами. Двадцать пленных мы захватили в лагере. Они рассказали, что у них в конце было очень тяжело с оружием и продовольствием. В окопах были разбросаны сухари из хлеба. Из-за недостатка воды жевали зеленую листву и зелень.
На месте лагеря было 54 убитых (вместе с поляками), а остатки "советов", преимущественно начальство с главным их командиром майором Бегмой**, благодаря полякам, которые хорошо знали местность, в последнюю ночь прокрались из окружения. Некоторых из них поймала наша санитарная охрана, которая стояла в селе Теремном. Среди пленных был главный минер, старший лейтенант и лейтенант ВВС. В лагере, кроме оружия, мы обнаружили документы советского штаба и портреты командиров (выполненные цветным карандашом художником, который был у
Раздел X. КРАСНЫЕ ПАРТИЗАНЫ ПРОТИВ ОУН-УПА 409
них в лагере). Одна из телег лагеря, нагруженная вещами, награбленными у украинского крестьянства, была заминирована. Наших четверых стрелков, которые там рылись, вынимая автомат, убил взрыв мины. Мина разнесла телегу, лишь перья из перин летали на месте происшествия.
Последний случай указывал на опыт "советов" и на то, что мы первый раз имеем дело с минами. Напрасно предостерегали бойцов от мин, даже смерть куренного "Осипа" не послужила им наукой. Несмотря на то, что мы победили и добыли лагерь врага, веселого расположения духа не было. На два куреня было девятнадцать убитых и свыше пятнадцати раненных (в число девятнадцать входило несколько тяжело раненных, которые в госпиталях умерли).
На кладбище села Теремное похоронили девять бойцов, между ними один чотовой. Надо отдать должное местному украинскому населению, которое во время того боя без какого-либо приказа или призыва со стороны УПА приносило к нам в окопах продовольствие и воду. На всем отрезке фронта возле стрелковых рвов стояли принесенные кушанья в крестьянских горшках и мисках. Был даже теплый борщ и вареники со сметаной.
Невзирая на дождь, на похороны собралась масса народу и с большим сожалением и сочувствием все оплакивали смерть, как они говорили - "своих защитников перед советской голытьбой". Крестьяне своим отношением к нам и внимательностью не у одного бойца и командира вызвали слезы признательности и национальной гордости за свой народ. Все вещи, которые были награблены "советами", мы возвратили пострадавшим крестьянам.
Очистив от трупов лагерь и разминировав дорогу (мины повынимал тот самый человек, который их закладывал, пойманный нами минер - старший лейтенант) и, завершив похороны, курень и сотни возвратились к своим лагерям.
26-го июля (в понедельник) в селе Антоновцы состоялись большие похороны куренного "Осипа". Почетную охрану нес его курень в полном вооружении. На похоронах присутствовал "Максим Рубан" (Лебедь) и командир группы УПА "Эней". Командиром парада была куренной "Крапива". На кладбище возле самой церкви, рядом с похороненным настоятелем церкви, нашел вечный покой куренной УПА "Осип".
Скорупсъкий М. "Туди де бш за волю". Спогади куршного УПА. - К., 1992 // http://www.geocities.com/upahistory/skorupski/part3.html
* Время написания мемуаров, текст приводится по второму изданию. Ср. с док-м M 205.
** Василий Бегма в тот момент не находился в районе ведения описываемого боя и в 1943-1944 гг. возглавлял Ровенский облштаб партизанского движения и Ровенское партизанское соединение №1.
ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ И МАТЕРИАЛОВ
/. Этап первый, разгромный
1. Письмо резидента НКВД СССР в Киеве В. Карташева начальнику
Особой группы при народном комиссаре ВД СССР по разведывательно-диверсионной работе в тылу противника П. Судоплатову о недостатках в организации партизанского движения в Киеве и Киевской области, 21 августа 1941 г.
2. Запись разговора по прямому проводу первого секретаря ЦК
КП/б/У Н. Хрущёва с секретарём ЦК КП/б/У М. Бурмистенко о подготовке к борьбе с нацистами на территории Черниговской области, И сентября 1941 г.
3. Спецсообщение заместителя народного комиссара ВД УССР С.
Савченко секретарю ЦК КП/б/У М. Спиваку о неудачных действиях в тылу противника 1-го батальона 1-го партизанского полка НКВД УССР, 21 ноября 1941 г.
4. Спецсообщение заместителя народного комиссара ВД УССР С.
Савченко секретарям ЦК КП/б/У Н. Хрущёву и М. Спиваку о распаде партизанского отряда Халявы, 24 ноября 1941 г.
5. Спецсообщение заместителя народного комиссара ВД УССР С.
Савченко секретарям ЦК КП/б/У Н. Хрущёву и М. Спиваку о партизанском отряде Рудченко, 24 ноября 1941 г.
6. Спецсообщение заместителя народного комиссара ВД УССР С.
Савченко секретарям ЦК КП/б/У М. Спиваку и Н. Хрущёву о деятельности 7-го батальона 2-го партизанского полка НКВД УССР, 24 ноября 1941 г.
7. Из спецсообщения заместителя народного комиссара ВД УССР С.
Савченко секретарю ЦК КП/б/У М. Спиваку о деятельности партизанского отряда Свиридова, 24 декабря 1941 г.
8. Из спецсообщения начальника штаба истребительных батальонов
НКВД СССР Г. Петрова наркому ВД СССР Л. Берии и его заместителю И. Серову о боевой деятельности партизанских отрядов и диверсионных групп, действующих в Харьковской области УССР, 25 января 1942 г.
9. Сообщение директора румынской спецслужбы "Сигуранца" Е.
Кристеску премьер-министру Румынии Й. Антонеску и ряду дру-
гих лиц о людоедстве в одном из партизанских отрядов одесских катакомб, 18 апреля 1942 г.
10. Из докладной записки начальника штаба истребительных батальо-
нов НКВД СССР Г. Петрова об уничтожении оккупантов партизанами УССР, Тульской, Калининской и Московской областей РСФСР, не ранее 1 февраля 1942 г.
11. Перечень действующих партизанских отрядов, сформированных ор-
ганами НКВД УССР по состоянию на 15 мая 1942 г., 26 мая 1942 г.
12. Докладная записка ВРИО народного комиссара ВД УССР С. Сав-
ченко секретарю ЦК КП/б/У Д. Коротченко о мероприятиях германских контрразведывательных служб по усилению борьбы с партизанами, 21 июня 1942 г.
13. Сообщение начальника УШПД Т. Строкача начальнику Особого
отдела НКВД Сталинградского фронта Селивановскому о дезертирстве ряда партизан из отряда Карнаухова, 4 августа 1942 г.
14. Из докладной записки ВРИО народного комиссара ВД УССР С.
Савченко первому секретарю ЦК КП/б/У Н. Хрущёву о борьбе партизан и подпольщиков в оккупированных противником областях Украины, 25 сентября 1942 г.
15. Докладная записка начальника УШПД Т. Строкача заместителю на-
чальника ЦШПД В. Сергиенко о результатах выброски ряда диверсионных групп на территорию Украины в 1942 г., 27 ноября 1942 г.
16. Из докладной записки уполномоченного ЦК КП/б/У С. Маликова
и парторга ЦК КП/б/У Л. Бугаенко секретарю ЦК КП/б/У Н. Хрущёву и председателю СНК УССР Л. Корнийцу о состоянии работы партийных подпольных организаций Житомирской области, 10 мая 1943 г.
17. Из докладной записки инструктора оргинструкторского отдела ЦК
КП/б/У И. Миронова секретарю ЦК КП/б/У Д. Коротченко о состоянии ряда украинских партизанских отрядов и киевского подполья, 22 мая 1943 г.
18. Сообщение заместителя начальника ЦШПД С. Бельченко началь-
нику УШПД Т. Строкачу о переходе на сторону немцев части личного состава спецгруппы С. Куропатвы, 9 сентября 1943 г.
19. Из оперативного отчёта командира Сумского партизанского соеди-
нения С. Ковпака за период с 6 сентября 1941 г. по 1 января 1944 г., не ранее 1 января 1944 г.
20. Докладная записка секретаря Ворошиловградского обкома
КП/б/У А. Гаевого и начальника управления НКГБ по Вороши-ловградской области Н. Илясова первому секретарю ЦК КП/б/У
Н. Хрущёву о деятельности ряда партийных работников по организации партизанского движения в Ворошиловградской области в 1942-1943 гг., до 25 сентября 1944 г.
21. Сообщение заместителя председателя военного трибунала войск
НКВД Украинского округа Индыченко секретарю ЦК КП/б/У Д. Коротченко о деятельности бывшего первого секретаря Михалполь-ского районного комитета КП/б/У М. Лаврова, И декабря 1944 г.