Кучеренко также было известно о работе диверсионной группы НКВД УССР во главе с т. Дудкиным, которых он не разоблачил и не выдал. И наконец Кучеренко ходил для связи в партизанский отряд т. Науменко, оттуда Смирновым был возвращен с группой участников взрыва моста в Киев. Как сообщил Смирнов, Кучеренко после взрыва моста, вместе с Морозовой должны были прибыть в партизанский отряд для постоянной работы.
Из всего этого следует, что Кучеренко будучи арестованным, под определенным физическим воздействием полностью разоблачил киевское подполье комсомола, а также известное ему партийное подполье и дал подписку работать в гестапо, т. е. завербован.
Поэтому пока Кучеренко продолжает оставаться в Киеве, к нему со стороны наших товарищей должно быть довольно осторожное отношение. Лучше, при возможности изъять Кучеренко из Киева, перебросить на большую землю и более детально разобраться в его делах.
Далее Кучеренко сообщил т. Скляренко, что у него с Ивкиным в гестапо была очная ставка, и когда Кучеренко был введен в кабинет
следователя, то в кабинете уже сидел Ивкиным хорошо одетым, курил сигару и перед ними на столе стоял недопитый бокал вина. Как только был введен Кучеренко, Ивкин, не дожидаясь вопроса следователя, заявил: "Вот это Кучеренко - секретарь Киевского горкома комсомола в прошлом и в настоящем". После чего якобы Кучеренко был вынужден признаться, что он Кучеренко и секретарь горкома комсомола.
Также у Кучеренко была очная ставка с Медведевым, который подтвердил тоже самое, что и Ивкин.
Далее Кучеренко видел в гестапо Кулика - бывшего работника Киевского обкома КП(б)У, говорил с ним и который сообщил ему, что он в августе 1942 года был арестован в Курской области. По неточным данным Кулик якобы из под ареста освобожден. Кучеренко также видел в гестапо арестованного Шевцова - председателя Киевского горсовета, встретились в коридоре, с Шевцовым не разговаривали. Шевцов был плохо одет и сильно заросшим.
Кучеренко, будучи арестованным, неоднократно вместе с гестаповцами ходил на операции по аресту партийных и комсомольских работников. Как объясняет это Кучеренко, он и другие арестованные ходили только и указывали местожительство подлежащих аресту. Кучеренко признался т. Скляренко, что он ходил и к нему два раза, но не застал дома.
Далее сообщил т. Скляренко, что Романченко - бывший секретарь Ленинского райкома КП(б)У гор. Киева и Листовничий - бывший зам. зав. отделом кадров Киевского горкома КП(б)У оказались предателями - работали в областной полиции следователями по политическим делам. По неточным данным Романченко переведен в Уманскую полицию, а Ластовничий расстрелян.
Оставляемая ЦК ЛКСМУ для подпольной работы некая Джимми Александра оказалась немкой и на второй день прихода немцев явилась в гестапо, сдала ценности, оставленные ей для подпольной работы, разоблачила известное ей комсомольское подполье и стала работать в гестапо.
В настоящее время в Киеве проживает бывший секретарь Киевского горкома КП(б)У по оборонной промышленности т. Беземчук, который никакой деятельности не проявляет. Тов. Скляренко предлагал Беземчуку пойти в партизанский отряд, но Беземчук заявил: "Я еще немного побуду здесь".
Из всего этого можно сделать следующий вывод, что по городу Киеву в настоящее время цельной подпольной партийной и комсомоль-
ской организации не существует. Существуют отдельные, небольшие разрозненные диверсионные группы и отдельные лица, которые в силу жестокой реакции, ни с кем не связаны и не проявляют должной активной деятельности.
ИНСТРУКТОР ОРГИНСТРУКТОРСКОГО ОТДЕЛА ЦК КП(б)У -
(МИРОНОВ) 22 мая 1943 г.
с. Мухоеды, Наровнянского района, БССР.
Партизанское соединение т. Ковпака. мт-2
ЦДАГО Украгни. -Ф.1.- Оп.22. - Спр. 8. - Арк. 29-48.
Копия. Машинопись.
18. СООБЩЕНИЕ ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАЧАЛЬНИКА ЦШПД С. БЕЛЬЧЕНКО НАЧАЛЬНИКУ УШПД Т. СТРОКАЧУ О ПЕРЕХОДЕ НА СТОРОНУ НЕМЦЕВ ЧАСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА СПЕЦГРУППЫ С. КУРОПАТВЫ
9 сентября 1943 г.
№ 9238 сп
9 сентября 1943 г.
Экз. № 2 эк
НАЧАЛЬНИКУ УКРАИНСКОГО ШТАБА ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ Комиссару госбезопасности
тов.СТРОКАЧУ
Из поступивших в Центральный штаб партизанского движения данных видно, что в мае прошлого года была переброшена группа людей на специальную работу, среди которых был бывший комсомолец из Львова Куропатва Станислав. Прыгая, группа попала в руки немцев. Двое убиты. Куропатва же выдал немцам шифр и условия работы своей рации. С тех пор на этих условиях работают немцы. В мае 1943
г. по их указаниям переброшены два человека, которые попали в руки немцев и ими были убиты. Теперь, якобы, опять ожидают прибытия к ним людей.
Информация исходит от надежного источника.
О чем ставим Вас в известность.
Замначальника Центрального
штаба партизанского движения
Комиссар госбезопасности (Бельченко)
Начальник Разведотдела
Полковник (Анисимов)
Отп.2 экз. №1 - адрес. №2 - в дело
КС
Рукописная пометка: "Верно: (Подпись неразб.)"
РГАСПИ. - Ф. 69. - On. 1. - Д. 1034. - Л. 46. Копия. Машинопись.
19. ИЗ ОПЕРАТИВНОГО ОТЧЁТА КОМАНДИРА СУМСКОГО ПАРТИЗАНСКОГО СОЕДИНЕНИЯ С. КОВПАКА ЗА ПЕРИОД С 6 СЕНТЯБРЯ 1941 Г. ПО 1 ЯНВАРЯ 1944 г.
Не ранее 1 января 1944 г.
ОТЧЁТ О БОЕВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ СУМСКОЙ ОБЛАСТИ УССР С 6-го сентября 1941 г. по 1 января 1944 г.
1. ПОДГОТОВКА П/О К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ТЫЛУ НЕМЦЕВ, ИХ ВООРУЖЕНИЕ И БАЗА
После речи товарища Сталина 3-го июля 1941 года в Путивльском районе началась деятельная подготовка к созданию истребительного батальона в городе и истребительных групп по сёлам района. Этой работой в районном масштабе руководил, по поручению PK КП/б/У, товарищ Руднев Семён Васильевич. За время с 3-го июля по сентябрь
1941 года, т.е. до момента приближения фронта к Путивлю, в городе был сформирован и неплохо подготовлен в военном отношении истребительный батальон, последний и должен [был] стать основной частью п/о /как я полагал/. На практике же получилось обратное. Вместо проведения подготовительной работы среди личного состава истребительного батальона к выходу в лес [в] партизанский отряд, районые руководители, в частности, секретари PK КП/б/У, проводили подбор в состав п/отрядов, /я говорю отрядов потому, что именно расчёты были на создание чуть ли не при каждой первичной парторганизации самостоятельного партизанского отряда/, в состав этих партизанских отрядов не входил личный состав истребительного батальона, кроме членов и кандидатов ВКП/б/.
Таким образом, беспартийный состав истребительного батальона по существу остался беспризорным, да к тому ещё абсолютно не имелось оружия. Секретари PK КП/б/У категорически запретили приём беспартийных в состав партизанских отрядов. В результате часть личного состава истребительного батальона в момент оккупации Путивля попало в руки немцев и трагически погибли, не принеся желаемой пользы для Родины.
Работа по подготовке населения на случай оккупации территории района, о том, как должно себя вести население, не проводилась. Целей и задач люди не знали, поэтому при фактической оккупации многие считали, что былому нет возврата, а значит, часть пошла по так называемому пути "пристроиться", "пережить".
Из всех намеченных райкомом командиров п/отрядов остались только тов. Руднев Семён Васильевич, ныне Герой Советского Союза, генерал-майор, и я.
КОМАНДИР ГРУППЫ ПАРТИЗАНСКИХ ОТРЯДОВ СУМСКОЙ ОБЛАСТИ, ДВАЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
(Подпись) КОВПАК
ЦДАГО Украши. - Ф. 62.- On. 1. - Спр. 1. - Арк. 1.
Оригинал. Машинопись.
20. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА СЕКРЕТАРЯ ВОРОШИЛОВГРАД-СКОГО ОБКОМА КП/Б/У А. ГАЕВОГО И НАЧАЛЬНИКА УПРАВЛЕНИЯ НКГБ ПО ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И. ИЛЯСОВА ПЕРВОМУ СЕКРЕТАРЮ ЦК КП/Б/У И. ХРУЩЁВУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЯДА ПАРТИЙНЫХ РАБОТНИКОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ВОРОШИЛОВГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 1942-1943 гг.
До 25 сентября 1944 г.
Рукописная пометка: "Т.т. Кириченко, Зленко по 25.9.44"
Сов.Секретно.
КИЕВ - ЦК КП(б)У.
Товарищу - Н.С. ХРУЩЕВУ.
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА ПО ДЕЛУ СТЕЦЕНКО, ТРЕТЬЯКЕВИ-ЧА*, ГРОМОВА И ЛИТВИНОВА
В декабре месяце 1943 года тов. Зленко - от ЦК КП(б)У и тов. Павловский - от НКГБ УССР, проверили выполнение руководящими партийными работниками города Ворошиловграда - Стеценко, Третьяке-вичем, Громовым, и Литвиновым задания обкома КП(б)У по организации партийно-партизанского подполья на территории Ворошилов-градской области, в период ее временной оккупации немцами.
На основании их заключения, обкому КП(б)У было поручено уточнить ряд обстоятельств и принять решение по этому вопросу.
Обком КП(б)У, при непосредственном участии управления НКГБ - установлено: