(Кроме способности к образному мышлению, задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, ощущение стиля, чувство жанра, остроумие и др.).
«Звуки и впечатления»
(модифицированный тест Е. Торренса)
Предлагается прослушать записанную на магнитофоне серию различных по характеру звуков. Рассказать о тех образах и ассоциациях, которые возникли во время прослушивания записи, объединив их в единый сюжет. При необходимости запись звуков можно прослушать дважды. Время на подготовку ответа не лимитируется.
Высоким баллом оценивается логически выстроенный сюжет, редкость и неожиданность ассоциативных связей, эмоциональная насыщенность, соответствие рассказа характеру звуковой партитуры.
Кроме ассоциативно-образного мышления выявляются наблюдательность, способность событийно-действенному и пространственно-временному восприятию и др.
«Символическая продукция»
(модифицированный тест Д. Гилфорда)
Придумать простые символы к данным предметам или действиям. Дана страница, разделенная на 12 клеток. В каждой клетке написано короткое утверждение типа «Человек гуляет», «Аэроплан летает». На более поздних этапах «Гнев», «Гордость» и т. д. (например: табл.1). От испытуемого требуется в коротком рисунке символически изобразить содержание названия. Буквальное представление, например, изображение гуляющего человека, не принимается во внимание[1].
Положительно оценивается оригинальность символов, адекватность стимулам.
Способность к рисованию не учитывается. Лимит времени — 30 мин.
Кроме способности мыслить образами, символами (семантической адаптивной гибкости, оригинальности мышления), выявляются особенности творческого воображения и фантазии, чувство юмора, способность к пространственно-временному восприятию, самобытность пластического видения и др.).
Табл. 1
Человек гуляет. | Аэроплан летит. | Ребенок плачет. | Артист играет. |
Зимняя пурга. | Спасательный круг. | Замочная скважина. | Бездомный пес. |
Ярость. | Восторг. | Любовь. | Гордость. |
Фамилия, имя, отчество испытуемого |
«Сон»
Предлагается вспомнить и рассказать наиболее яркий, запомнившийся сон. Фрагмент сна реализовать на сценической площадке в этюде. Название этюду придумывает испытуемый режиссер.
Показателями успешного решения является: наличие тропа, яркость, оригинальность образов, неожиданный поворот в сюжете, подвижность ассоциативного процесса, эмоциональная насыщенность, зрелищность, необычность ритмического рисунка, краткое образное название этюду.
Кроме ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание обнаруживает способность к парадоксальности режиссерского мышления, эмоциональной памяти, чувству зрелищности, композиции, ритма.
«Хамелеон»
(модификация задания А. А. Гончарова «Оригинальная подпись»)
Предлагается внимательно рассмотреть сюжетную фотографию и дать ей 3—5 (можно больше) оригинальных названий-подписей. Положительно оцениваются те ответы, в которых количественно преобладают оригинальные и необычные названия-подписи.
Данное задание заставляет воспринимать предмет в разных ракурсах. Отбор фотографий, иллюстраций, рисунков для данного задания должен производиться с учетом интересного содержания, зрелищности, красочности, явно выраженной образности, например.
Необычные ответы: «Разведка ЦРУ», «Вещизм», «Зеркало» А Тарковского, «Театр абсурда», «Сон в летнюю ночь» и др.
Обычные. «Бибилиотека», «Ремонт квартиры», «Фантазия», «Декорации», «Утро», «Переезд» и т. д.
(Кроме характера ассоциативно-образного восприятия, задание выявляет способность к поливариантности решения художественной задачи, к анализу и синтезу, парадоксальности, семантической адаптивной гибкости мышления и др.).
«Пластический эпиграф»
(задание М. А. Захарова)
Испытуемый выбирает необходимых исполнителей и делает с их помощью «пластический эпиграф» к известной пьесе. Целесообразнее использовать пьесу из классического репертуара русского театра.
Способность почувствовать эмоциональную суть, «зерно» драматургического произведения и выразить сценическими средствами, включить образные, поэтические элементы в «ткань» этюда, ощутить жанр и авторский стиль - показатели успешности в выполнении задания.
(Кроме способности понимать и создавать тропы, пластического видения, задание выявляет способность мыслить пространственно-временными, событийными и действенными категориями, характер творческого воображения и фантазии, чувство зрелищности, жанра, ощущение стиля и др.).
«Шампур»
(модификация задания А. А. Гончарова «Оригинальная подпись»)
Предлагается рассмотреть 2-5 фотографии (иллюстраций). Дать общее название-подпись всей серии фотографий.
При подборе фотографий (иллюстраций) достаточно одного объединяющего эти фотографии признака: темы, сюжета, цветовой гаммы, стиля, детали эмоционального состояния и т. д.
Подбирать нужно фотографии больших размеров, с четким изображением, ярко выраженной поэтичностью, образностью.
Ответ оценивается положительно, когда обобщает содержание всех фотографий; оригинальный, образный. (Кроме характера ассоциативно-образного, тройного мышления, пластического видения, задание выявляет способность к анализу и синтезу, нестереотипность и гибкость мышления, чувство художественного целого, наблюдательность, творческое воображение и др.).
«Образное видение»
(задание А. А. Гончарова)
Дается определенное понятие, например: «Жажда». Необходимо рассказать, какой зрительный образ рождается на данный стимул.
Понятия-стимулы должны быть философски обобщенные, многозначные по смыслу, проведирующие к эмоциональной возбудимости и образному видению. (Например: «Любовь», «Крик», «Весна», «Голгофа», «Барьер», «Гроза», «Свидание», «Разрыв», «Начало», «Серенада», «Оборотень» и т. д.). Задание полезно повторить 2-3 раза, меняя стимул-понятие.
Воображаемый образ может быть статичный (как картина) или динамичный (в действии); важно, чтобы он был яркий, зримый, неожиданный. Положительно оценивается ответ за уникальное видение, количество неожиданных и ярких ассоциативных связей, склонность к созданию троп. (Кроме способности понимать и создавать тропы задание выявляет характер творческого воображения и фантазии, чувство композиции и зрелищности, пространственно-временного восприятия, степень свободы от стереотипа мышления и др.).
«Абстракция»
Предлагается рассмотреть произведение абстрактной живописи, дать ему название. Затем сделать этюд по содержанию данной картины.
Испытуемый волен выбрать исполнителей, использовать необходимую музыку, реквизит.
Для данного задания могут быть использованы любые фотографии, рисунки, репродукции абстрактных картин.
Оцениваются: необычность названия, уникальность сценического решения, эмоциональная насыщенность, множественность и неожиданность ассоциативных связей, использование троп. (Кроме характера ассоциативно-образного мышления, пластического видения, задание выявляет склонность к парадоксальности мышления, остроумию, творческому мышлению, фантазии и др.).
«Жизнь вещи»
В форме сценического этюда «сыграть» фрагмент из «жизни» вещи. (Например, для изображения предлагаются следующие объекты стул, чайник, цветок, игрушка, мяч, ручка, стол, костер, башмак, папироса и т. д.).
Этюд выполняется индивидуально «режиссером» или с помощью других исполнителей. Этюдная зарисовка должна быть событийной, а смысл ее — ассоциироваться с логикой поведения людей, жизненными ситуациями.
Задание должно быть интересным и подробным по содержанию, с намеком на событие, конфликт, противоречие.
Например:
· старый древний колокол, уставший от собственного зона;
· сочная, молодая репка, выросшая вдали от своей грядки;
· воздушный голубой шар, бесцельно летающий в небе;
· молодая ветвистая верблюжья колючка, застрявшая в песке;
· большой зеленый кактус, растущий среди множества «кактусят»;
· новая кастрюля-скороварка со Знаком качества, появившаяся на коммунальной кухне среди старых, облупившихся от старости кастрюль;
· чайник со свистком, в котором давно выкипела вода, и т. д ).
Это задание может быть использовано для проверки характера творческого воображения и фантазии у исполнителей.
Оценивается за: неординарность ситуации, оригинальность события, создание образа, явно ассоциируемого с характером определенного человека, интересный пластический рисунок.
(Кроме ассоциативно-образного, тройного мышления, пластического видения, задание раскрывает характер творческого воображения и фантазии, чувство юмора, дает представление о свойствах индивидуальной пластики, выявляет способность мыслить действенными, событийными, пространственно временными категориями).
«Эмоциональное зерно»
(задание А. А. Гончарова)
В известной пьесе определить «эмоциональное зерно», т. е. эмоционально-образную суть авторского произведения.
Варианты:
· определить «эмоциональное зерно» в отдельной сцене (акте) предлагаемой пьесы;
· показать режиссерский этюд по любимой пьесе, который бы эмоционально, образно, стилистически формулировал эмоциональное зерно всей пьесы;