Найти эпиграф (слово, выражение), образно определяющий творчество известной русской актрисы (кинорежиссера, композитора, поэта, художника, писателя, эстрадного артиста, известного политического деятеля и т. д.).
(Например: В.Ф. Комиссаржевская — «Первая «чайка» и т. д.).
На подготовку задания дается 2-3 минуты. Ответ оценивается положительно за оригинальный образ, соответствующий творчеству данного человека, использование тропа.
(Кроме способности к образному мышлению, семантической адаптивной гибкости, оригинальных ассоциативных связей, задание выявляет способность к художественному анализу и синтезу, характер творческого воображения, фантазии, ощущение стиля, художественный вкус, уровень эрудиции в области искусства и др.).
2. ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
И ФАНТАЗИИ
«Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях... По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное... Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию»[3]. Творческое воображение вызывает образы на основе реальных жизненных восприятий, преломленных в субъективном сознании. Богатая индивидуальная фантазия активизирует творческий процесс, направляет выразительные средства режиссера, возбуждает эмоционально чувственное восприятие, рождает образное решение. Даже самый сильный порыв фантазии и активного творческого воображения по отношению к решению определенной художественной задачи необходимо рассматривать в соотношении и сопоставлении с явлениями окружающей действительности. Отсутствие интересной, фантазии и яркого природного воображения (или их явная недостаточность при проверке) - профессиональная непригодность.
Поэтому очень важно определить, есть ли у испытуемого яркие ассоциативные и образные решения, выявить характер его природного воображения, эмоциональную память, самобытную фантазию.
«Фантастика»
Рассказать фантастическую историю на предложенную тему. (Например: «Встреча с инопланетянином», «Таинственная находка», «Ночные полеты», «Летающий саквояж» и т. д. и т. п.). История должна быть короткой, 25-30 предложений (в пределах 4-5 минут). Рассказать без подготовки, спонтанно.
Оценивается за оригинальность и содержательность сюжета, неожиданность событий, целостность, эмоциональную насыщенность. Учитывается спонтанность сочинения, время (соответствие временному лимиту).
(Кроме характера фантазии и творческого воображения задание выявляет яркость видения, литературные способности, эмоциональную заразительность и т. д.).
«Сказка»
Рассмотреть репродукцию картины художника-сказочника. Придумать короткую сказку. Показать фрагмент сказки в этюде. При отборе репродукций можно использовать иллюстрации к малоизвестным сказкам, фотографии или картинки с фантастическим сюжетом. (Например, могут быть использованы: иллюстрации к сказкам В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Э. С. Гороховского или других).
Положительно оцениваются: оригинальный сюжет, соответствие жанру, яркость образов, адекватность содержания этюда - картине-стимулу, количество изобретательных режиссерских находок.
(Кроме особенностей индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, юмор, чувство композиции, зрелищности, способность мыслить действенными, событийными категориями, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение и др.).
«Психологический портрет по фамилии»
Называется фамилия человека, на основании которой необходимо дать его словесный портрет. Испытуемый описывает черты характера, привычки, возраст, профессию, образование, увлечения, фрагменты биографии данного человека (словом все, что возникает в его воображении на данный стимул).
Для задания отбираются фамилии, многозначные по смыслу, необычные, интересные по звучанию. (Например: Шило, Чучкин, Размазняева, Громыхайло, Вертопрахов, Сундучкова, Прилипин, Трихлеб, Торженсмех, Топорищев, Семибабин, Зябликов, Тюлькин, Свистодырочкин, Борщ, Сусальный, Муха, Недавайло, Страдалина, Губа и т. д.),
Оригинальная характеристика внутреннего мира и внешнего облика человека, целостное единство деталей и психологических подробностей поведения, наличие ярких неповторимых особенностей — положительное качество портретного описания. (При ответе следует обратить внимание на характер отношения испытуемого к воображаемому им человеку: позитивный или негативный).
В практике экспериментального тренажа были случаи, когда помимо конкретного задания, испытуемые предлагали рисунки человека, возникшего в их воображении. Иногда их активное творческое воображение приводило к практическому показу отдельных деталей, привычек, психологических подробностей поведения воображаемого человека и т. д. Иногда описание было настолько подробным, увлекательным, достоверным, что возникал целостный образ, яркая история жизни.
Данное задание полезно предлагать испытуемому 2-3 раза (на разные фамилии-стимулы).
(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ассоциативно-образное мышление, природную наблюдательность, знание человеческой психологии, ощущение стиля, пластическое видение, способность к анализу и синтезу и др.).
«Закончи сказку»
Предлагается прослушать начало сказки, а затем продолжить ее разными способами:
· мелодией;
· рисунком (фрагмент);
· этюдом (фрагмент);
· рассказом.
Сказка должна быть короткой, не более 14-15 предложений.
Ответы-решения оцениваются положительно за логику сюжета, неожиданные события, оригинальность развязки, соблюдение жанра, яркость образов, эмоциональную насыщенность.
(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, способность к импровизации, пластическому видению, ощущению синтетической природы театра, обнаруживает дополнительные творческие способности).
«Свободная импровизация»
(задание М. А. Захарова)
Задание группе участников рассмотреть экспозицию (организованную из деталей декораций, бутафории и реквизита). В соответствии со смыслом экспозиции каждый из исполнителей импровизационно включается в сценическое действие, не обговаривая совместно замысел этюда. Через каждые 30 - 40 секунд в импровизационное действие поочередно включаются новые исполнители, интуитивно разгадав цель и смысл предыдущего действия. В итоге должна возникнуть групповая импровизация, в которой каждый исполнитель находит оправдание возникающим поступкам и действиям, ищет интересные пристройки, приспособления, индивидуальную логику поведения. Этюд-импровизация заканчивается только по сигналу руководителя.
Чем больше, разнообразнее, неожиданнее ходы и повороты в сюжетном движении, интереснее конфликты, тем ярче и содержательнее получится импровизация.
Оценивается оригинальность действий, соответствие общему замыслу, количество неожиданных ходов, эмоциональная насыщенность.
(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает художественную интуицию, ощущение стиля, чувство жанра, способность мыслить действенными, событийными, пространственно-временными категориями, наблюдательность, понимание структуры целого, наличие актерских задатков и др.).
«Изобретатель»
Предлагается придумать (изобрести):
· новое слово, несуществующее в русском языке, дать ему смысловую характеристику;
· новый предмет, не имеющий аналога в обиходе человека, дать ему название, характеристику практического использования;
· новую несуществующую профессию, необходимую в будущем; дать ей характеристику, объяснить значение и цель.
Положительно оценивается оригинальность мышления, новизна, практическая значимость «изобретения».
(Кроме глубины индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание обнаруживает гибкость, подвижность и остроту мышления, природную наблюдательность, способность к изобретению, конструированию новых идей, пространственно-временному восприятию и др.).
«Фантазия»
Сочинить короткий рассказ-фантазию. Исходным моментом, стимулом может явиться:
· предмет (например: саквояж, барометр, брелок и т. д);
· содержание картины известного художника (например: «Девятый вал» И. К. Айвазовского. «Странник» В. Г. Перова, «Молчание» М. В. Нестерова и т. д.);
· звук (например: скрип двери, жалобный стон за стеной, крик филина, дальний звон колокольчика и т. д.);
· фраза (например: «Этого не может быть!», «Теперь уходи», «Тихо, нас услышали...» и т. д.);
· слово (например: «прости», «да», «нет», «вот и все» и
· др.);
· драматическая ситуация;
· поэтическая строка;
· фотография человека;
· вид за окном;
· психофизическое самочувствие и т. д. и т. п.
Высший балл присуждается за уникальность ответов-фантазий.
(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет логику и последовательность мышления, пластическое видение, остроумие, ощущение стиля, чувство юмора, эмоциональную возбудимость и др.).
«Музыкальный фрагмент»
Прослушать фрагмент классического музыкального произведения. (Например, фрагмент «Балеро» Равеля, «Лунной сонаты» Бетховена и т. д.). Возникшие во время прослушивания ассоциации выразить в любом удобном варианте: