Смекни!
smekni.com

«История экономических учений» (стр. 17 из 40)

Историческая школа расширила проблематику политической эконо­мии. Ее представители выдвинули ряд важных положений, положили начало экономической социологии, показали значение организации, норм права и морали, активизировали статистические исследования.

Литература

Агапова И.И. История экономической мысли. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция IX.

Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. – М.: БЕК, 1996. – Гл. 2.

Брентано Л. Этика и народное хозяйство в истории. – СПб.: Амиран, 1906.

Гильдебранд Б. Политическая экономия настоящего и будущего. – СПб.: В. Безобразов, 1860.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 20.

Рошер В.Г. Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода. – СПб.: 1891.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. 1.

Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. Хозяйство, нравы и право. – М.: К. С. Солдатенков, 1902.

40. М. Вебер об идеальных типах хозяйства и роли протес­тантской этики в развитии капитализма.

Предложенная германским социологом и экономистом Максом Вебером (1864–1920) концепция идеальных типов хозяйства исполь­зуется для сопоставления идеальной конструкции с реальностью. Сравнивая идеальную «модель» с действительным процессом эконо­мического развития, Вебер отслеживает степень отклонения реальной системы отношений от идеала. Это – метод исследования историчес­кого развития народов, сопоставления национальной практики и об­щетеоретической модели.

Как социолог, историк, политолог, многогранный специалист в об­ласти общественных отношений, Вебер показал значение религиоз­ных норм, этики поведения для формирования товарно-капиталисти­ческих отношений.

В работе «Протестантская этика и дух капитализма» он выявляет влияние религии на экономику. Протестантская религия способство­вала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предпри­имчивости, оборотливости, способности к риску. Именно из числа протестантов прежде всего формировался класс предпринимателей-собственников и организаторов производства. В Европе, а не в Индии или Китае в какой-то мере совпали этические нормы религии и нормы хозяйственного поведения. В результате сложилась и получила рас­пространение «рационалистическая» форма капитализма.

М. Вебер продемонстрировал воздействие внешних факторов на формирование экономических отношений, процессы экономического развития.

Литература

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведе­ния. – М.: Прогресс, 1990.

Вебер М. История хозяйства (очерк всеобщей социально-экономической ис­тории). – Пг.: 1923.

Олсон М. Роль нравственных и побудительных мотивов в обществе // Вопро­сы экономики. 1993. № 8.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. 1, п. 4.

Соболевская А. Духовные истоки российского предпринимательства // Во­просы экономики. 1993. № 8.

Pиx A. Хозяйственная этика. – М.: Посев, 1996. – Т. 2, гл. 2.

Чугунов Т. Этнические стереотипы и их влияние на формирование обществен­ного мнения // МЭиМО. 1993. № 1.

41. Поясните смысл идеи, выдвинутой Т. Вебленом:«институты – основа экономического поведения».

Американского экономиста Торстейна Веблена (1857–1929) назы­вают основоположником нового, нетрадиционного институциональ­ного направления в экономической науке.

Веблен выступил против концепции «экономического человека», получившей распространение еще со времен классиков (А. Смита). Человек не должен трактоваться наподобие механического шарика, своего рода «калькулятора удовольствий и тягот». Поведение индиви­дуума как потребителя и участника производства весьма неоднознач­но. Экономические интересы представляют собой сложную и проти­воречивую систему. Надо полнее учитывать социальные условия, пси­хологические мотивы.

Экономическое поведение обусловлено многими факторами. В ос­нове лежат институты: традиции, обычаи, нормы поведения, предпи­сывающие их законы, финансовые и производственные структуры.

«Всякую социальную общность, – отмечал Веблен, – можно рас­сматривать как производственный или экономический механизм, структура которого складывается из того, что называется социально-экономическими институтами».

Формирование институтов консервативно. Сложившиеся ранее формы и правила не отвечают сегодняшней ситуации и должны быть изменены.

В условиях рыночной экономики господствующие классы навязы­вают свои взгляды и образ поведения массовому потребителю. В об­ществе закрепляются нормы и стандарты, искажающие и усложняю­щие поведение людей. Они следуют не рациональным принципам и расчетам, а «денежным канонам», принципам «престижного и демон­стративного потребления».

В работе «Теория праздного класса» Веблен показывает, что «де­монстративная праздность» и «демонстративное расточительство» становятся жизненными установками не только праздного класса. Верхушечным слоям, законодателям «денежного уровня жизни» об­щества стремятся подражать средние слои, различные группы населе­ния.

Вывод Веблена: капиталистическому обществу присуще не равно­весие, а жесткое соперничество. Жизнь в этом обществе – это борьба за существование.

Отмечая возросшую роль инженеров, технической интеллигенции, он полагает, что производственная власть должна перейти от «финан­совых капитанов» к инженерам.

Литература

Агапова И.И. История экономической мысли. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция IX.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Гл. 17.

Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984.

История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. II, гл. 6.

Левита Р. История экономических учений. – М.: Catallaxy, 1995. – Гл. 13.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. П.

Сорокина Т. Торстен Веблен: его место в науке // Экономические науки. 1990. № 7.

42. В чем состоит основная идея труда У. Митчелла «Экономические циклы: Проблема и ее постановка»?

Обработав огромный статистический материал, американский экономист Уэсли Митчелл (1874–1948) пришел к заключению, что не следует искать общие причины возникновения циклических кризи­сов. Каждый кризис имеет свою специфику, свои причины. Экономи­ческие циклы (кризисы – их составной элемент, одна из фаз цикла) развертываются под воздействием многих сил, под влиянием много­образных факторов, переплетающихся и, как правило, взаимоусилива­ющих друг друга.

Вывод Митчелла: экономические циклы представляют собой многофакторый процесс. Каждый из них уникален и нуждается в соб­ственном объяснении. Определяющую роль в формировании цикла Митчелл отводит ценам, курсам ценных бумаг, процессам, протекаю­щим в сфере обращения.

Анализу денежной системы, кредита Митчелл уделял особое вни­мание. Он называл деньги двигателем экономической жизни и считал, что наряду с искусством «делать» деньги следует овладеть искусством их тратить (Митчелл автор трактата «Отсталость в искусстве тратить деньги»).

Задача, решение которой стремился найти Митчелл, заключалась в том, чтобы, во-первых, прогнозировать конъюнктуру (на протяже­нии четверти века он играл определяющую роль в Национальном бюро экономических исследований); во-вторых, определить инстру­менты, способные ослабить циклические колебания.

У. Митчелл – автор концепции «опережения» и «запаздыва­ния». Он делал практические выводы из неравномерности динами­ки оптовых и розничных цен, движения цен и заработной платы. Экономисты, критиковавшие Митчелла за недооценку теории, отмечали высокую значимость его заключений и количественного метода.

По словам В. Леонтьева, Митчеллу, его ученикам и последовате­лям США обязаны крупномасштабным развертыванием описатель­ной экономической статистики, без которой не только современная экономическая наука, но и многие из современных экономических учреждений не могли бы, по-видимому, существовать.

Подходы к исчислению национального продукта были по праву оценены специалистами, продолжавшими работу в этом направлении. Митчелловский анализ инвестиций и цикла предвосхитил последую­щие разработки и выводы теоретиков.

Литература

Аукуционек С. Дискуссионные вопросы теории цикла. – М.: Изд. ИМЭ и МО РАН, 1990.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. – М.: Дело Лтд, 1994. – Гл. 17.

История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – Ч. II, разд. 2, гл. 6.

Леонтьев В. Экономические эссе: Теории, исследования, факты и политика. – М.: Политиздат, 1990. – Ч. 1. Проблема качества и количества в экономике.

Митчелл У. Экономические циклы: Проблема и ее постановка. – М. – Л.: Госиздат, 1930.

Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М.: Прогресс, 1968. – Гл. II.

43. В чем существо теории недопотребления, выдвинутой С. Сисмонди?

Швейцарский экономист и историк Симонд де Сисмонди (1773–1842) в «Новых началах политической экономии» писал, что безграничное расширение производства не имеет смысла, если не решается проблема рынков и реализации произведенной продук­ции.

Сисмонди выступил с критикой положений классической школы. Жизнь не подтверждает ее вывод об автоматическом приспособлении спроса к предложению, о невозможности кризисов перепроизводства. «Воздержимся от этой опасной теории равновесия, которое восстанав­ливается само собой... Правда, со временем некоторое равновесие вос­станавливается, но путем невероятных страданий». Рабочие лишают­ся работы, оказываются выброшенными на мостовую; падает заработ­ная плата занятых, уменьшаются их потребление и спрос на произво­димые товары.