Смекни!
smekni.com

«История экономических учений» (стр. 5 из 40)

На формирование и развитие экономических теорий воздействуют также:

– труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика;

– взаимовлияние национальных школ;

– развитие смежных разделов экономической науки – статистики, математики, демографии, социологии и др.;

– совершенствование методов научного исследования;

– расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет эконо­мической науки;

– взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логичности, сопряженности экономических законов и категорий.

На развитие и содержание экономической науки воздействуют многие тесно взаимосвязанные факторы. Эволюция экономических взглядов и концепций протекает под влиянием практических нужд и потребностей, в процессе сопоставления и уточнения различных под­ходов, позиций, методов, при известной консервативности и несо­мненной преемственности знаний и выводов.

Литература

Барр Р. Политическая экономия. В 2 т. М.: Международные отношения, М.: Дело Лтд, – 1994. – T. 1, темы I – III.

Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. 4-е изд. 1994. – Введение; гл. 17.

Брагинский С. В., Певзнер Я. А. Политическая экономия: дискуссионные во­просы, пути обновления. – М.: Мысль, 1991.

Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // Избранные произ­ведения. – М.: Экономика, 1993. – Гл. 24.

Самуэльсон П. Экономика. В 2 т. – М.: Алгон, 1992. – Т. 2, гл. 40, 41.

4. Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции – общее и различия.

В древности экономической науки как таковой еще не было. В тру­дах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические реко­мендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Лите­ратурные источники, созданные за несколько сот лет до нашей эры, представляют конгломерат различных знаний о хозяйстве и обществе; своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже. Что касается самого термина «экономика» («домовод­ство»), то он пришел к нам из древнегреческого (oikos – дом, хозяйст­во; nomos – закон, правило).

В широком смысле истоки современной цивилизации мы находим в идеях и трудах мыслителей далекого прошлого – Древнего Востока, Древнего Рима, Древней Греции. И потому их взгляды, наблюдения, мнения представляют интерес и сегодня.

Выразителем интересов крупного хозяйства, основанного на труде рабов, был Катон Марк Порций (234–149 до н.э.), автор трактата «о земледелии». Катон – военачальник, квестор, консул в Испании. Талантливый оратор и наблюдательный историк, он досконально знал сельское хозяйство. Из земледельцев, как утверждал Катон, «выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты. И доход этот самый чистый, самый верный и вовсе не вызывает зависти».

Трактат содержит 162 главы. Главы напоминают страницы запис­ной книги, которую вел хозяин рабовладельческого имения. Из нее мы узнаем, как приобретать имение («не бросайся на покупку – не жалей своего труда на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом»), как вести хозяйство, «подвести счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено на корм скотине, вину, маслу; подсчи­тать, что он продал, что взыскано, что остается, что есть на продажу» («хозяину любо продавать, а не покупать»). Катон пишет об обязан­ностях вилика (управителя), об организации труда рабов, об уходе за посевами и скотом, о постройках и сельскохозяйственных орудиях.

Знакомясь с трактатом, можно получить представление и о хозяй­ственной жизни страны, о «шкалах земельной доходности», о значе­нии земледелия и торговли, о даче денежных ссуд и сбережении иму­щества («смотри, чтобы тебе не просчитаться на имении»).

О характере экономического строя Древней Греции узнаем из тру­дов Ксенофонта Афинского (444–356 до н.э.). Своеобразны названия его трудов: «Домострой», «Экономикос». Трактат Ксенофонта «О зем­леделии» – настоящая сельскохозяйственная энциклопедия, в ней 12 томов. И у греков сельское хозяйство – наиболее ценимая сфера деятельности. Ремеслом занимаются рабы и иностранцы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы). Интенсивно развита в Древних Афинах торговля. Источники государственных средств – налоги, пошлины, дань с колоний, доходы от внешней торговли. Денежное богатство Афин – основа их военного могущества.

Согласно Ксенофонту, хороший хозяин дома тот, кто умело ведет сельское хозяйство, держит запасы на целый год, мелет хлеб на ручных мельницах, заставляет печь дома хлеб, при участии хозяйки прясть шерсть, ткать пряжу, изготовлять одежду для господ и рабов. Покупки на рынке не играют важной роли. Всю работу в домашнем хозяйстве и в поле исполняют только рабы.

«Домоводство», по словам Ксенофонта, наука об управлении хозяйством, при помощи которой люди могут обогащать хозяйство. Важно «не только справляться со своим хозяйством, но и иметь излишек, чтоб и родной город украсить, и друзьям облегчать нужду».

Таким образом, основная форма экономического мышления древ­них римлян и греков – это система взглядов на ведение частного ра­бовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продуктивности говорится преимущественно в виде практических ре­комендаций. У греков в отличие от римлян больше внимания уделяет­ся вопросам хозяйственной этики.

Литература

Агапова И.И. История экономических учений. – М.: ВиМ, 1997. – Лекция I.

Античный способ производства в источниках. – Л.: 1933.

Катон М.П. Земледелие. – М. – Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. – М. – Л.: Academia, 1935.

Лурье С.Я. История античной общественной мысли. – М. – Л.: Госиздат, 1929.

Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 1.

5. Как решает проблему «справедливой цены» Аристотель в дошедшем до нас трактате?

Аристотель, живший в Афинах за триста с лишним лет до нашей эры, стоял у начала начал экономической науки. Он, естественно, не мог претендовать на создание системы. У него отсутствуют привыч­ные теперь термины. Но он сумел нащупать и наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов.

Одна из проблем – стремление понять, что лежит в основе обмена продуктами? Чем определяются отношения обмена? К примеру, обме­на «продукта» деятельности врача и земледельца – людей, заинтере­сованных во взаимном обмене, но «не одинаковых и не равных»?

По мнению Аристотеля, основой обмена может служить заинтере­сованность членов общества в том, что подвергается обмену. Измери­телем неоднородной продукции служат деньги. Связующей основой является потребность. «В качестве же замены потребности, по согла­шению (между людьми), возникла монета».

Обмен, как утверждает Аристотель, должен происходить по «спра­ведливой цене» в соответствии с разумным размером личных потреб­ностей. Производство необходимых для жизни продуктов и их спра­ведливый обмен – естественная сторона хозяйственной деятельности, именуемой «экономика». В противоположность ей деятельность, на­правленная на обогащение, «искусство наживать состояние», заслу­живает осуждения. Аристотель именует ее «хрематистикой» (от греч. chrěmata – имущество, богатство).

Литература

Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей-экономистов до Маркса. 4-е изд. – М.: Политиздат, 1985. Гл. 1.

Античный способ производства в источниках. – Л., 1933.

Левита Р. История экономических учений. – М.: Catallaxy, 1995. – Гл. 1.

Лурье С. Я. История античной общественной мысли. – М. – Л.: Госиздат, 1929.

Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, Вита-Пресс, 1996. – Гл. 2.

Титова Н. Е. История экономических учений: Курс лекций, – М.: Владос, 1997. – Гл. 2.

6. Фома Аквинский о «справедливой» цене и богатстве.

Итальянский епископ Фома Аквинский (1225–1274) – автор об­ширного сочинения по теологии, суммировавшего канонические взгляды католической церкви. Определенное место в этих канонах за­нимают экономические воззрения, опирающиеся прежде всего на труды Аристотеля.

В период средневековья шли споры о том, какую цену следует счи­тать «справедливой».

По утверждению Фомы Аквинского, «справедливая» цена должна отвечать двум требованиям. Во-первых, она призвана обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и из­держек». Во-вторых, «справедливой» является цена, обеспечивающая участникам обмена «пропитание» по их социальному статусу. Один уровень благосостояния цена должна обеспечить ремесленнику, дру­гой – церковнослужителю, третий – феодалу.

В цене должны учитываться и затраты на хранение, доставку това­ров, а также страховка на случай возможных утрат товара.

Каноник признает справедливым получение надбавки к первона­чальной цене и прибытка, возникающего в результате участия в созда­нии продукта сил природы. Люди неодинаковы по своему положению и характеру занятий. Получение владельцем земли рентного дохода позволяет ему заниматься умственным трудом в интересах общества, во имя «спасения остальных». Тот, кому предназначено заниматься физическим трудом, обязан трудиться.

Фома Аквинский осуждал ростовщичество. Взимание процента он сравнивал с продажей того, чего не существует в природе. Но денеж­ные займы на содержание наемной армии, государственные нужды до­пустимы. В этом случае взимание процента – компенсация за риск потери денежной ссуды.

Деньги возникают в результате договоренности, для удобства об­мена. Создаются деньги по указанию королевской власти; она чеканит монету и обозначает ее ценность. Фома Аквинский выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Кано­ник – сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.