Вероятно, что философские формы, в которые Маркс облачил свой социализм, имеют мало общего с основаниями его взглядов. Легко восстановить большую часть важного из сказанного им без всякой ссылки на диалектику Гегеля. Он находился под сильным впечатлением от отталкивающей жестокости индустриальной системы в том виде, в каком она существовала в Англии сотню лет назад, с которой он познакомился через Энгельса и отчеты королевских комиссий. Он видел, что этот строй эволюционирует от свободной конкуренции к монополизму, и что несправедливости породят движение протеста пролетариата. Он утверждал, что в развитом индустриальном обществе единственной альтернативой частной собственности капиталистов является собственность на землю и капитал Государства.
Классом, который спасет общество от дисгармонии, Маркс признает пролетариат, поскольку он не обладает собственностью и активен в борьбе за выживание. Вместе с Энгельсом они в «Манифесте коммунистической партии», написанном в конце 1847 года, выражают идею всемирно-исторической, спасительной роли пролетариата. В результате борьбы пролетариата в коммунистической формации, по Марксу, будут жить гармонически развитые личности. По-видимому, гармоничность сформируется в процессе трудовых отношений. Но этот аргумент очень неубедителен: пролетариат не выступает субъектом культурных ценностей. Ценности в трудовые отношения вносятся людьми как представителями культуры этноса. С другой стороны, освобождение от труда нельзя считать основным условием для развития гармонически развитой личности.
Маркс абсолютизировал экономические отношения как движущую силу культуры общества. У него базисом человеческой культуры выступают производственные отношения. Но как убедительно показал М. Вебер, экономику может стимулировать протестантская этика.
И если что-то вообще существует, то только потому, что существует другой принцип бытия, другое соотношение противоположностей, кроме соотношения антагонизма и взаимного исключения. Всякая вещь, всякое существо есть система гармонически связанных противоположностей, - будь то атом, солнечная система, организм, общество. Греческое слово "система" сразу выражает этот диалектический принцип, ибо "система" означает то, что "сополагаемо", то что "стоит вместе" в противоположность тому, что несовместимо.
Таким образом, диалектика имеет два принципа: война и мир, антагонизм и гармония.
Все сказанное дает нам возможность сделать важный вывод, касающийся марксистского понимания истории. "Вся история есть история борьбы классов", - этот тезис имеет смысл, но он становится ложным, если его абсолютизировать и оторвать от противоположного утверждения. С совершенно таким же, и даже с большим правом можно сказать: "Вся история есть история сотрудничества и солидарности классов".
История репутации Маркса весьма любопытна. На его родине его доктрины инспирировали программу социал-демократической партии, которая постоянно росла до тех пор, пока на всеобщих выборах 1912 года не набрала одной трети всех голосов. Сразу после окончания Первой Мировой Войны Социал-демократическая партия оказалась у власти, и Эберт, первый президент Веймарской республики, был ее членом. Но к тому времени партия порвала с марксистской ортодоксией. Между тем в России фанатичные сторонники Маркса пришли к власти. На Западе ни одно крупное рабочее движение не было полностью марксистским; Британская Лейбористская партия время от времени двигалась в этом направлении, но при этом она все-таки придерживалась эмпирического типа социализма. Однако огромное число интеллектуалов подпало под влияние Маркса, как в Англии, так и в Америке.
В грандиозном символе лука и лиры Гераклит показывает, как "из противоположностей рождается прекраснейшая гармония". "Мы не понимаем, как противоборствующее согласуется с самим собой: это многообразная гармония, подобно луку и лире" (Гераклит). Интересно то дополнение, которое Платон делает к знаменитому афоризму Гераклита ("Пир" 187 abc): "Гераклит выразился здесь ошибочно, хотя он имеет в виду нечто верное. Несовместимое и противоречивое не может быть соединено в гармонию, поскольку и пока оно остается несогласуемым. Особое искусство (как, например музыка или медицина) должно придти на помощь, чтобы враждебно-несовместимое превратить в любовно-согласуемое и установить гармонию". Этим Платон удерживает в неприкосновенности закон противоречия: ибо если противоречие не переживается как противоречие (во всей его невыносимости), то разрешение и гармония теряют смысл и ценность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Модель прогрессивного линейного развития оказалась несостоятельной в объяснении нынешней ситуации. Поэтому вполне оправдано обращение современных философов, политологов, культурологов, теоретиков искусства к разработке моделей нелинейного развития, о чем свидетельствуют публикации последнего времени. Так в четвертом номере журнала «Полис» (2002 г.) опубликованы материалы круглого стола, посвященные волнам и циклам политического развития; в сборниках «Искусство в ситуации смены циклов». М., «Наука», 2002 г. и «Циклы в истории, культуре, искусстве» М., 2002 г. опубликованы материалы ряда конференций, организованных Государственным институтом искусствознания Министерства культуры РФ и Научным советом по комплексной программе «История мировой культуры» РАН. Эти и другие публикации показали, что изучение культуры в этом направлении оказывается продуктивным.
Метафоры циклов, ритмов и волн в истории имели место в глубокой древности, и более всего на Востоке – в Индии, Китае. Что касается европейской культуры, то в учениях Платона и Аристотеля можно найти следы идей циклизма. Наиболее отчетливо теория циклизма была изложена в трудах итальянского мыслителя рубежа XVII-XVIII веков Джамбаттиста Вико. Он писал, что циклы повторяются, но в «новом качестве». Именно Вико внес значительный вклад в становление теории циклов, изложив ее в книге «Основания Новой Науки об общей природе наций». Вико настойчиво проводит мысль о неутомимом ходе истории, согласно которому все нации проходят определенные этапы развития, составляющие вместе некий цикл, после чего впадают в период варварства, по окончании которого опять начинается очередной цикл, аналогичный предыдущему.
Циклически-волновой подход допускает значительно больше вариантов социокультурного развития, нежели линейно-поступательный. Нормативные схемы линейного прогресса были успешно разрушены компаративистскими исследованиями, обнаружившими многообразие культурных форм. Этот факт убедительно свидетельствует, что траектория развития культуры не предопределена, а потому концепция циклического развития утверждает свободу и разнообразие путей развития культуры.
Концепция циклического развития вполне отвечает, считают некоторые исследователи, философии нестабильности, обоснованной бельгийским ученым русского происхождения И. Пригожиным. Циклы с позиций синергетики рассматриваются в рамках проблемы порядок/хаос, когда хаотическая система упорядочивается посредством формирования циклической регулярности и тем самым обретает устойчивые характеристики. Таким образом, постепенно произошел переход от простейшей модели цикла как метафоры некоего элементарного кругооборота к представлению об эволюционном цикле как о диссипативной структуре, являющей собой динамическое упорядочивание интенсивных ресурсных потоков.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Вико Дж. Основания Новой Науки об общей природе наций. М., 1994.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.// Вебер М. Избранные произв. М., 1990.
3. Гегель Г.Ф.В. Наука логики. СПб.: Наука, 1997.
4. Гегель Г.Ф.В. Философия истории. М.: Наука, 1993.
5. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук.Т.1, М., 1929.
6. Краткий философский словарь /Под. ред. А.П.Алексеева, М.: Проспект, 1997.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 3.
8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1843-1844 годов.// Маркс К. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.42.
9. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М. Собр. соч. в 2-х тома. Т.1, М.: Мысль, 1990.
10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Собр. соч. в 2-х томах. Т.2, М.: Мысль, 1990.
11. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: «Наука», 1991.
12. Платон. Собр. сочинений в 4-х томах. М.: «Мысль», 1993, т.2, с. 346.
13. Рассел Б. История западной философии. СПб.: Азбука, 2001.
14. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1982.
15. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. — М.: Гардарики, 2000.
16. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
17. Философия: Курс лекция для аспирантов экономического факультета МГУ. М.: экономический факультет, ТЕИС, 1998.
[1] Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Собр. соч. в 2-х т. Т.1, М.: Мысль,1990, с. 154.
[2] Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Собр. соч. в 2-х т. Т.2, М.: Мысль, 1990, с. 8.
[3] Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: «Наука», 1991, С. 167.
[4] Платон. Собр. сочинений в 4-х томах. «Мысль», М., 1993, т.2, с. 346.
[5] Платон. Собр. соч. в 4-х томах. М., «Мысль», 1994, с. 412.
[6] Декарт Рене. Рассуждения о методе. М., Избр. Произв. 1950, с. 73.
[7] Гегель Г.Ф.В. Наука логики. СПб., 1997, с. 533.
[8] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб, 1997, с. 545.
[9] Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб.: Наук, 1993, с. 361.
[10] Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб.: Наук, 1993, с. 90.
[11] Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб.: Наук, 1993, с. 93.
[12] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.с. 265.