Смекни!
smekni.com

Наследование по завещанию (стр. 11 из 13)

В результате открытия наследства между отказополучателем (кредитором) и наследником, обремененным завещательным от­казом, возникают обязательственные отношения. К ним применя­ются нормы ГК об обязательствах, если из правил раздела V «На­следственное право» и существа завещательного отказа не следует иное. В целях необходимой полноты изложения, отметим, что если отказополучатель умер после открытия наследства, так и не воспользовавшись своим правом на получение завещательного отказа, это право ни к кому не переходит (кроме слу­чая, когда отказополучателю подназначен другой отказополуча­тель) и прекращается.

Право на получение завещательного отказа действует в течение трех лет со дня открытия наследства и не переходит к другим ли­цам. Иными словами, отказополучатель может воспользоваться указанным правом в течение трех лет (именно воспользоваться, а не пользоваться, поскольку пользоваться этим правом он может и более длительный срок, например в течение всей жизни). Истече­ние указанного срока влечет прекращение права на получение завещательного отказа. Но если отказополучателю подназначен другой отказополучатель, то он может требовать от наследника исполне­ния завещательного отказа (см. п. 4 ст. 1137 и п. 3 ст. 1138 ГК).

В порядке наследственного правопреемства к наследникам пе­реходит не только актив наследственной массы, но и ее пассив, то есть падающие на нее доли завещателя. В тех случаях, когда на­следник обременен легатом, необходимо определить очередность удовлетворения подлежащих исполнению наследником обяза­тельств. Что нужно исполнять раньше: расплачиваться ли с долга­ми завещателя или исполнять завещательный отказ? Закон, как нынешний, так и предыдущий, занимает в этом вопросе одно­значную позицию — вначале нужно рассчитаться с долгами заве­щателя и лишь вслед за этим исполнять завещательный отказ. И то и другое подлежит исполнению за счет наследственного иму­щества, в пределах его стоимости, то есть в пределах актива наследст­ва, но не всего, а лишь того, который перешел к наследнику, обязанному к уплате соответствующей части долгов и исполнению завещательного отказа. Наследнику же придется довольствоваться тем, что останется (если останется) после уплаты долгов и испол­нения завещательного отказа[20].

Из этого правила есть, однако, одно исключение. Если наследник, на которого возложено исполнение завещательного отказа, относится к числу необходимых, то есть имеет право на обязательную долю в наследстве (ст. 1149 ГК), то вначале, как и в первом «случае, уплачиваются долги завещателя, затем бронируется та часть наследства, которая составляет обязательную долю, и лишь из оставшейся части наследства исполняется завещательный от­каз.

В тех случаях, когда завещательный отказ обременяет нескольких наследников, возникает обязательство с пассивной множест­венностью лиц, то есть с множественностью лиц на стороне наследников, выступающих в качестве должников. Такое обязательство в соответствии с общим правилом ст. 321 ГК признается долевым, то есть каждый наследник обязан к исполнению завещательного от­каза соразмерно доле наследника в наследстве. Завещанием, одна­ко, может быть предусмотрено иное. В частности, наследники мо­гут быть обязаны в завещании к исполнению завещательного от­каза в равных долях, хотя бы это и не соответствовало их долям в наследстве.

Пожалуй, в нормах о завещательном отказе наибольший инте­рес и известную сложность при раскрытии их содержания пред­ставляют правила п. 3 ст. 1138 ГК, которые являются логическим продолжением правил п. 4 ст. 1137 ГК и в какой-то мере дублируют друг друга.

Правила п. 3 ст. 1138 ГК, как и правила п. 4 ст. 1137 ГК, рас­считаны на те случаи, когда отказополучатель по тем или иным основаниям право на получение завещательного отказа утратил. В этих случаях право на получение завещательного отказа ни к кому не переходит, и наследник освобождается от обязанности исполнить завещательный отказ. Из этого правила есть одно исключение: если отпавшему отказополучателю в завещании подназначен другой отказополучатель, то наследник обязан испол­нить завещательный отказ подназначенному отказополучателю.

Завещательный отказ и завещательное возложение относятся к особым завещательным распоряжениям завещателя, и они достаточно близки друг к другу.

Во-первых, если при завещательном отказе завещатель возла­гает на одного или нескольких наследников по завещанию или по закону обязанности имущественного характера в пользу одного или нескольких лиц, именуемых отказополучателями, то при заве­щательном возложении он может обязать тех же лиц совершить какое-либо действие не только имущественного, но и неимущест­венного характера, причем это действие должно быть направлено на осуществление общеполезной цели. Таким образом, конкрет­ное лицо, в пользу которого указанное действие должно быть со­вершено, при завещательном возложении может и не быть обоз­начено. Если, скажем, завещатель обязал наследника за счет на­следства на определенную сумму денег закупить теплые вещи и передать их детскому дому, в котором проживают дети беженцев и вынужденных переселенцев, то такое завещательное распоряже­ние можно квалифицировать как завещательный отказ. Если же завещатель обязал наследника оборудовать общественную столо­вую и кормить в ней всех нуждающихся, пока не иссякнут отпу­щенные на эти цели в завещании средства, то налицо завещатель­ное возложение.

Во-вторых, исполнение завещательного отказа может быть возложено не только на наследников (как это имеет место при за­вещательном отказе), но и на исполнителя завещания при условии выделения в завещании части наследственного имущества для ис­полнения завещательного возложения. Но и в этом случае такая обязанность может быть возложена на исполнителя завещания в самом завещании. После же смерти завещателя она может быть возложена на исполнителя при согласии на то самого исполнителя и наследников. Обязанность содержать принадлежащих завещате­лю домашних животных, осуществлять за ними надзор и уход за­вещатель может возложить не только на наследников, что предус­мотрено в абз. 2 п. 1 ст. 1138 ГК, но и на других лиц, к которым животные привязаны (например, на проживав­шую вместе с завещателем в течение многих лет домработницу).

В тех случаях, когда предметом завещательного распоряжения являются действия имущественного характера, к нему, соответст­венно, могут применяться правила ст. 1138 ГК об исполнении за­вещательного отказа, что подчеркивает близость завещательного возложения и завещательного отказа (легата).

Заинтересованные лица (например, общество по охране куль­турных ценностей или общество по защите животных), исполни­тель завещания, любой из наследников вправе требовать исполне­ния завещательного возложения в судебном порядке, если завеща­нием не предусмотрено иное. Например, наследник, которому завещатель оставил средства для содержания собаки, прокучивает их, жестоко обращается с животным. Общество собаководов вправе на основании ст. 241 ГК и п. 3 ст. 1139 ГК предъявить к наслед­нику иск о выкупе животного за счет оставленных на эти цели в завещании средств и передаче его в добрые надежные руки.

Переход обязанности исполнить отказ или возложение к другим наследникам. Право на получение завещательного отказа действует в течение трех лет и не переходит к другим лицам. Исключение сделано здесь лишь для тех случаев, когда отказополучателю, ко­торый по тем или иным основаниям утратил право на получение завещательного отказа, был подназначен другой отказополучатель. Право отказополучателя на полу­чение завещательного отказа не может перейти к его наследникам в порядке наследственной трансмиссии (ст. 1156 ГК). И это понятно, ибо в порядке наследственной трансмиссии может пе­рейти право на принятие наследства. Между тем право на получе­ние завещательного отказа и право на принятие наследства — это не одно и то же. Если же отказополучатель воспользовался правом на получение завещательного отказа, то право на то, что ему было отказано, при определенных обстоятельствах может перейти к его наследникам, но не в порядке наследственной трансмиссии, а в составе принадлежавшего отказополучателю, но уже как наследо­дателю имущества.

Подчеркнем еще раз: право на получение завещатель­ного отказа действует в течение трех лет и к другим лицам не пе­реходит, кроме случая, когда отказополучателю в завещании под­назначен другой отказополучатель. Позицию законодателя в этом вопросе можно объяснить тем, что завещательный отказ рассчи­тан на его получение вполне определенным лицом, которое с за­вещателем связывают лично-доверительные отношения. В намерения завещателя обычно не входит получение завещательного от­каза наследниками отказополучателя, а если завещатель этого желает, то он может подназначить их в качестве запасных отказополучателей к основному отказополучателю.

Иначе обстоит дело, когда отказополучатель не выбывает из игры, а доля наследника, обремененного завещательным отказом, переходит к другим наследникам того же наследодателя в порядке приращения наследственных долей (ст. 1161 ГК). В этом слу­чае указанные наследники, если из завещания или закона не сле­дует иное, обязаны исполнить такой отказ. Как быть, если прира­щения наследственных долей не происходит, но право на приня­тие наследства, которое наследник, обремененный завещательным отказом, не успел осуществить, в порядке наследственной транс­миссии переходит к его наследникам? Обязаны ли они, если на­следство будет ими принято, исполнить завещательный отказ? Да, обязаны, ибо в результате принятия наследства доля наследства, причитавшаяся наследнику, обремененному завещательным отказом, перейдет к ним со всем своим активом и пассивом.