И здесь мы приходим к следующей стадии в развитии сознания, а именно, к разделению Прародителей Мира, или к принципу противоположностей .
[1] Это не противоречит утверждению Юнга о том, что у женщины Эго имеет женский характер, а бессознательное — мужской. Часть своей героической борьбы женщина ведет с помощью своего мужского сознания или, на языке аналитической психологии, с помощью "анимуса", но эта борьба для нее не единственная и не окончательная. Однако в отношении возникающей здесь проблемы "матриархального сознания" можно обратиться к моей работе по женской психологии.
[2] Bachofen, Urreligion und antike Symbole, Vol. II, p.309.
[3] Платон, Менексен, 238.
[4] The Cambridge Ancient History, Vol. Of Plates I, p.197.
[5] Nilsson, "Die Griechen", in Chantepie de la Saussaye, Lehrbuch der Reli-gionsgeschichte, Vol. II, p.319.
[6] Там же.
[7] Важные положения нашего исследования дополняет книга Юнга и Кереньи Essays on a Science of Mythology.
[8] Przyluski, "Ursprunge und Entwicklung des Kultes der Mutter-Gottin".
[9] Frazer, The Golden Bough, p.378.
[10] Bachofen, op.cit., Vol. II, pp.356-58.
[11] Там же, с.359.
[12] Kaiser Wilhelm II, Studien zur Gorgo; Childe New Light on the Most Ancient East, PI. XIII c.
[13] Gunkel, Schopfung und Chaos, p.46.
[14] Самым ранним изображением такого праздника плодородия вполне может послужить картина времен неолита в Когуле, Испания (Hoernes, Urgeschichte der bildenden Kunst in Europa, pi. on p. 154 b p.678), на которой изображены девять женщин, танцующих вокруг юноши с эрегированным фаллосом. Число девять, если оно не случайно, еще в большей мере подчеркивает характер плодородия.
[15] Harding, Woman's Mysteries.
[16] Чтобы избежать неправильного понимания, необходимо раз и навсегда подчеркнуть, что везде, где мы говорим о кастрации, мы имеем в виду символическую кастрацию, а не личностный комплекс кастрации, приобретенный в детстве и имеющий непосредственное отношение к мужским половым органам.
[17] Это мнение господствовало во всем древнем мире и встречается даже на более поздних стадиях развития культуры, например, в еврейских легендах и индусской литературе.
[18] Erman, Die Religion der Agypter, p.33.
[19] Там же, с.77.
[20] Roeder, Urkenden zur Religion des alien Aegypten, p. 143. А. Миф сотворения
[21] Kees, Gotterglaube, p.7.
[22] Erman, op.cit., p.34.
[23] Там же, с.67.
[24] Kees, Gotterglaube, p. 13.
[25] Seligman Egypt and Negro Africa, p.33.
[26] The Golden Bough, p.394.
[27] Pietschrnann, Geschichte der Phonizier.
[28] Albright. From the Stone Age to Christianity.
[29] Характерно, что обряды инициации при наступлении половой зрелости всегда начинаются именно здесь: мужская солидарность помогает уменьшить силу Великой Матери. В женской психологии на этой стадии оргиастический элемент имеет другое значение, но здесь мы не имеем возможности рассмотреть этот вопрос.
[30] Pietschrnann, op.cit., p.233. Хотя другие исследователи (A.Jeremias, Das Alte Testament im Lichte des Alien Orients; F.Jeremias, "Semitische Vol-ker in Volderasien", in Chantepie de la Saussaye, Lehrbuch der Religion-sgeschichte и не связывают это слово с келев, "собака", а предполагают, что это "жрец", однако упоминание о принесении в жертву собак в/ Исайя, 66:3 допускает возможность сравнения жрецов с собаками. '
[31] Гильгамеш. Перев. Н. Гумилева. [Цит. по: Ново-Басманная, 19. М.: Художественная литература, 1990. — Прим. ред.]
[32] Moret, The Nile and Egyptian Civilization, p.96.
[33] Там же, с.98.
[34] Kees, Aegypten, p.35.
[35] Erman, Religion, p.80.
[36] Там же, с.77.
[37] Там же. с.85.
[38] Там же, с. 150.
[39] Там же, с. 177.
[40] Budge, The Book of the Dead, Ch.l53a.
[41] Там же, гл.153Ь.
[42] Там же, гл.138.
[43] Budge, British Museum, Guide to the First, Second and Third Egyptian Rooms, p.70.
[44] Budge, The Book of the Dead, p.33.
[45] Там же, с. 135.
[46] Erman, Religion, p.229.
[47] Budge, The Book of the Dead, p.461.
[48] Virolleaud, "Ischtar, Isis, Astarte" and "Anat-Astarte".
[49] Erman, op.cit., p.85.
[50] F/azer, The Golden Bough, Ch.XXVIII.
[51] The Tale of the Two Brothers", in Erman, Literature, p.156.
[52] Для обозначения слова "отвращение" служил знак рыбы. Kees (Goiter Я la Jibe), p. 63
[53] Bin Gorion, Sagen der Juden, Vol.1, "Die Urzeit", p. 325; Scholem, Ein Kapital aus dem Sohar, p. 77; Scheftelowitz, Alt-palastinischer Bauern-glaube.
[54] Иную интерпретацию см. ниже, с.243 и далее.
[55] Archaeology and the Religion of Israel, p. 71.
[56] Там же, р. 77.
[57] Erman, Literature, pp.169 f.
[58] Albright, Stone Age.
[59] Там же, р. 178.
[60] Символизм коровы и теленка обнаруживается в Египте очень рано, например, на знамени 12-го нома, места пребывания Исиды, изображена корова с теленком (Kees, Gotterglaube, p. 76).
[61] Nilsson, in Chantepie de la Saussaye, Lehrbuch, Vol II, p. 297.
[62] Д. Мережковский, Атлантида — Европа. Тайна запада, М.Русская книга, 1992, с. 206, 340.
[63] Glotz, The Aegean Civilization, p.75.
[64] См. ниже, с. 184 и далее.
[65] Picard, "Die Grosse Mutter von Kreta bis Eleusis".
[66] Цитируется Cook, Zeus, Vol. I, p.157, n.3; после него Merezhkovski, op.cit., p.280.
[67] Hausenstein, Die Bildnerei der Etrusker, рис.2, 3.
[68] The Cambridge Ancient History, Vol. of Plates I, 200b.
[69] Frazer, The Golden Bough, Ch.XXIV.
[70] Важный вклад в генеалогическую интерпретацию см. Philippson, "Genea-logie als mythische Form" в Untersuchungen uber den griechischen Mythos.
[71] Книга II.
[72] Д. Мережковский, ibid., с.384.
[73] Picard, "Die Ephesia von Anatolien; а также Pietschmann, Geschichte der Phonizier, p.228.
[74] Picard, "Die Grosse Mutter von Kreta bis Eleusis". В высшей степени вероятно, что мышь, как известно, почитаемая финикийцами, языческими соседями евреев, в связи с высокой интенсивностью ее размножения — качество, которое она разделяет со свиньей, была священным в отношении плодородия животным. Фрезер указывает на отрывок в Исайя (66:17), где говорится, что израильтяне тайно отмечали языческий праздник, на котором ели свиней и мышей. Это упоминание, очевидно, относится к ханаанскому обычаю, связанному с культом Матери Богини. Это подкрепляется тем фактом, что возле руки богини Картадж, признаваемой Великой Матерью, представлены изображения мышей (А. jeremias, указ. соч.). Отрицательная стороны мыши заключается в том, что она является переносчиком бубонной чумы, на что указывается в Илиаде, у Геродота и в Ветхом Завете.
[75] Kees, Gotterglaube, p.42.
[76] Там же, с.6.
[77] Стела Меттерниха, в Roeder, Urkunden, p.90.
[78] Budge and Hall, Introductory Guide to the Egyptian Collections in the British Museum, p. 130.
[79] G.E.Smith, The Evolution of the Dragon, p.216.
[80] Там же.
[81] Cults of the Greek States, Vol.1, p.37.
[82] Renan, Mission de Phenicie, pi.31; Pietschmann, op.cit., p.219n.
[83] Frazer The Golden Bough, p.546.
[84] Kerenyi, "Kore", p.119 (Torchbooks edn.)
[85] Smith, The Evolution of the Dragon, p. 153.
[86] In Hastings, Encyclopaedia of Religion and Ethics, s.v. "Aphrodisia".
86a Ср. с танцевальными масками богини Рангда с острова Бали (Рис.19), "кровожадной, пожирающей детей... колдуньи-вдовы, повелительницы черной магии". Согласно Коврибиасу (Island of Bali, pp.326 ff.), Рангда (что значит "вдова") изображается уродливой старухой, обнаженной, с черными и белыми полосами и с чудовищно обвислыми грудями, окруженными черной шерстью. Ее длинные волосы достигают пят, и сквозь них видны выпученные глаза, кривые клыки и длинный, красный, с огненным кончиком язык маски. "На ней были белые перчатки с огромными когтями, а в правой руке она держала ткань, чтобы закрыть свое ужасное лицо, приближаясь к своим ничего не подозревающим жертвам". Сравните также с Горгоной (Рис.25).
[87] Bernoulli, in Bachofen, Urrereligion, Vol.11, p.74.
[88] Euripides, Hippolytus, V, 1064 and 1080.
[89] Там же, 13.
[90] Разделение Великой Матери на сознательную "добрую" мать и бессознательную "злую" является основным явлением в психологии невроза. В этом случае складывается ситуация, когда невротик сознательно имеет "хорошее отношение" к матери, но в пряничной обители этой любви скрывается ведьма, которая поедает маленьких детей, а в качестве награды обещает им пассивное, безответственное существование без Эго. Психоанализ обнаруживает здесь образ Ужасной Матери, внушающей ужас фигуры, которая с помощью угроз и запугивания ставит запрет на сексуальность. Результатом являются мастурбация, реальная или символическая импотенция, самокастрация, самоубийство и т. д. Не имеет никакого значений, остается ли образ Ужасной Матери бессознательным или проецируется; в любом случае сама мысль о совокуплении, о какой-либо связи с женщиной будет активировать боязнь кастрации.
[91] Urreligion, Vol.1, pp.138 ff. (относительно его "Der Bar in den Religionen des Alterturns", 1863).