Смекни!
smekni.com

Психологическая культура этноса (стр. 3 из 4)

Многие существенные черты технологии психологического воздействия формировались в русле психотерапевтического влияния. Врачевание длительное время не было самостоятельным видом деятельности, а было одним из аспектов практической деятельности конкретного человека, который владел только теми приемами лечения, которые были ближе к его деятельности, направленной на достижение иных, неврачебных целей. Даже для профессионального врачевания не считалось необходимым владеть всеми основными приемами лечения, которые распространены в данное время. Широко использовались магические действия, связанные с толкованием явлений неживой и живой природы, растительного и животного мира, закономерностей смены одних явлений другими и т.д. Уже в догиппократовский период важное место в лечении помимо разнообразных магических ритуалов , действий, символов начинают занимать приемы психологического воздействия специально психотерапевтической направленности. Так, например, лечение в асклепейонах ( специальные храмы для врачевания в Древней Греции) на первой фазе предполагало шоковое воздействие на пациента, которого помещели в подвал и осуществляли различные действия, усиливавшие стрессовое воздействие. Такой способ является аналогом современной стрессовой терапии.

Психологическое воздействие на начальном периоде развития человечества имело ряд черт, характерных для многих этносов. Необходимое психическое качество формировалось через имитацию внешности того существа, которое имеет его ( качество) ярко выраженным. Значительные роли играют животные. Человек "заимствовал" для себя качества у животных, а животных наделял человеческими качествами. Одетая шкура хищника примерно так же полезна, как и сам хищник, находящийся на твоей стороне против врагов. Не только живая змея может защитить, но и змеевик-оберег (амулет с изображением или фигуркой змеи). Доминировал критерий полезности, необходимости какой-либо вещи или действия. Принадлежность же ее компонентов к различным мировозренческим построениям, подходам к их пониманию не имела значения. В змеевике-обереге легко сочетались языческие и христианские символы. Пртиводействие осуществлялось по принципу однородность: страшное гнать страшным, злое - злым, змею - змеей. Затем однородность стала пониматься обощенно: змея может отогнать не только змею, но и беды, болезни. Напрвленность на устрашение, отпугивание в преодолении физических, душевных расстройств (тревога, болезнь), для предупреждения нежелательных событий, преодоления влияний враждебных сил сохранялась на протяжении многих столетий.

Психологические субкультуры

Психокультура этноса не является однородной, в ней можно выделить обычно различные психологические субкультуры. Так, например, в российской дореволюционной русской психокультуре существовали различия между психологическими субкультурами городских и сельских жителей, высших и низших слоев общества, интеллигенции, духовенства и т.д. В любом этносе особую субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид своей деятельности. Это целенаправленное воздействие с осознанием используемых методов, входящих в данную технологию, с достаточно ясным представлением необходимиого результата. В прежние века представители этих субкультур, как правило, не обладали какими_либо академическими знаниями. В настоящее время положение иное в развитых обществах, но весьма различающееся в различных социумах. В ряде стран ( включая большинство бывших республик бывшего СССР), те, чья профессия предполагает постоянную работу с людьми и требует достаточной компетентности получают некоторые знания по психологии, которые однако фактически невозможно применить в профессиональной деятельности из-за: 1) очень небольшого объема знаний; 2) слабой их систематезированности; 3) недостаточной практической направленности - за усвоение знаний редко следует формирование практических умений.

Нормативный канон психокультуры нельзя изучать без отнесения к конкретной социальной группе (идентичности). Социальные группы отличаются образом жизни, ценностными ориентациями, правилами, стереотипами поведения и другими параметрами. Эта специфика формирует и ожидания определенных черт психической активности субъектов социальной группы. Социокультурные традиции этноса, характерный образ (стиль) жизни, уровень развития социума, психокультура этноса - все это явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Их изолированное развитие или направленная модификация без учета взаимосвязей невозможны. Это объясняет почему "пересаживание" психокультуры из одного этноса в другой обречено на неуспех, во всяком случае, без соответствующей модификации и адаптации. В ряде европейских стран в настоящее время в ряде социальных групп продолжает распространяться освоение буддийской психокультуры саморегуляции. Оно вряд ли будет успешным и глубоким без одновременного целостного принятия принципов, присущих буддизму, в области саморазвития и самосовершенствования личности. Но эти принципы вступают в конфликтные отношения с формирующим компонентом психокультуры конкретного европейского этноса. На уровне отдельной личности это приводит к напряжению как внутреннему, так и в межличностных отношениях.

Психокультура и психическое здоровье

В каждой этнической психокультуре видное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение вида расстройства и оценку его глубины. Различные психологические и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом. Социокультурные факторы могут оказать и искажающие влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых механизм самовнушения, связанный с мифом, бытующим в данном этносе. У китайцев юго-восточной Азии встречается синдром Коро. Он приводит к резкому нарастанию страха, ведущему к панике. Чаще он наблюдается у мужчин. У пациентов возникает ощущение, что его половые органы как бы втягиваются в брюшную полость. В основе страха лежит уверенность, что полное втягивание ведет к смерти. Эти субъективные ощущения - следствие определенных убеждений, рожденных кутурой. Если в организме нарушено равновесие между Ян и Инь и Инь больше Ян, то это отрицательно влияет на мужские особенности тела. Иногда синдром Коро может распространяться очень широко. Так было в Сингапуре.

При психодиагностических обследованиях, живущих в новой для них этнической среде, особенно важно учесть уровень адаптированности к новой культуре, поскольку этот параметр нередко оказывается более значимым чем, например, возраст или принадлежность к определенному социальному слою.

Во многих этносах неодобряемые симптомы психических расстройств переименовываются в соматические симптомы. У человека при этом актуализируются психологические защиты и он отрицает социально неодобряемые симптомы. В наибольшей степени это относится к психиатрическим симптомам. Образ психиатрии и психиатрической помощи несет ассоциации с отрицательным эмоциональным фоном. Во многих странах образ психиатора непривлекателен даже для медицинского сообщества. Понимание психических болезней обусловлено традициями психиатрии, ее местом среди других наук. Так, например, в китайской психиатрии до недавнего времени были распространены трактовки психических болезней как имеющих органическую или физиологическую природу. Это обусловлено влиянием философских воззрений прошлого, тем, что долгое время психиатрия в Китае не была самостоятельной областью медицины. Для менее глубоких психиатрических расстройств ( неврозы, ситуативные и острые реактивные состояния) также свойственна культуральная обусловленность. Так, например, обследование жителей пяти азиатских стран ( Таиланд, Индонезия, Тайвань, Китай, Япония) выявило значимые различия в характере проявления симптомов ( тревожность, раздражительность, депрессивность, страхи, головные боли, боли в груди и др.) для одних и тех же психических расстройств.

Отсутствие соответствующей психологической культуры может быть причиной того, что люди не осознают связи между испытываемым дистрессом (сильным стрессом, оказывающим вредное воздействие на организм) и ощущаемым соматическим расстройством. Представители западной культуры более, чем восточной склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств.

В любой психотерапевтической и психологической помощи, потребность в которой может испытывать человека, велико и многообразно влияние культурной среды. Определенные направления психологической помощи можно рассматривать как процесс преодоления рассогласования между индивидом и требованиями культуры, в пространство которой индивид погружен.

Психологическая компетентность в области определенных психических расстройств обычно увеличивается, если человек имеет личный опыт их преодоления или имеет родственников, друзей и знакомых, страдающих или страдавших психическими расстройствами, посещавших их в лечебных заведениях. Немалое количество лиц, обращающаихся за помощью к специалистам, имеет собственную теорию происхождения своих психологических проблем, собственную интерпретацию или классификацию автобиографических данных. Такие теории затрудняют психологическую помощь и лечение, они служат своеобразным фильтром по отношению к значимым воспоминаниям и конфликтным неосознаваемым желаниям. Созданная пациентом теория является средством удовлетворения его желаний, защиты, сохранения удовлетворительного образа "Я", общения.