Смекни!
smekni.com

Сферооборазующие начала инженерии (стр. 3 из 8)

Различные виды деятельности, которые развертываются в действительности мышления, не могут быть объективно сконфигурированы до тех пор, пока не познан их источник. В лучшем случае, когда они садятся на человеческий материал, то фиксируются как образцы и прототипы.

Однако дерзнем поставить вопрос об их источнике.

Когда говорят, например, о сферном подходе или сферных процессах – язык не врет. Как бы нелепо это сегодня ни звучало, но источники мышления и деятельности нужно искать в небесных сферах – в областях подвижных и неподвижных звезд. И поскольку здесь-то как раз все идеально упорядочено, то восприятие и познание этих источников сделает Σ Методов работы с формой очевидной.

Сам Космос построен в соответствии с фундаментальным архетипом, восходящим к Изначальной троичности, одно из проявлений которой – триада: Прошлое – Настоящее – Будущее; и соответственно этому из всего многообразия фрагментов системы мышления можно выделить три основных, по отношению к которым остальные будут их модификациями. Это:

- исследование,

- аналитика,

- проектирование.

Очевидно, что исследованию подлежит то, что уже создано в прошлом, анализ происходит в настоящем, а проектирование осуществляется для будущего. Легко будет убедиться, что эти три задают всю полноту. Когда будут выявлены архетипы каждой из этих трех базовых деятельностей, все остальные виды деятельности, так или иначе, окажутся их частными случаями.

* * *

Антропософское познание позволяет это сделать, возвращая нам на новом современном уровне геоцентрическую систему Птолемея. Астрономия давно вытеснила древнюю мудрость о мироздании, описывая многочисленные небесные явления, но она окончательно скрыла их сущность. Астрология, неся в себе жалкие остатки этой мудрости, стала лишь питательной средой для шарлатанства, и скорее компрометирует эту мудрость, чем ее выявляет.

Иметь об этих сферах операциональное и достоверное знание, – не то, которое тешит самолюбие причастности к тайне, а то, в котором сейчас возникла острейшая потребность для повседневной жизни, – вот, что необходимо для основания софийной инженерии.

Ибо до тех пор, пока не будет достоверного знания о природе самого инструмента, подлинной инженерии быть не может.

6. Сферообразующие начала инженерии

Когда наука и техника (или искусства) соединяются, получается инженерия. И отличается от техники своей обоснованностью. Можно сказать так: техника есть чистое искусство, а инженерия – это искусство, опирающееся на строгие знания. (4, 262)

Здесь возникает вопрос: ведь во всем мире вузы выпускают огромное количество инженеров, мышлением и деятельностью которых создается все гигантское достояние современной материальной культуры; как же это возможно, если подлинная инженерия еще не существует?

Ответ может состоять из двух тезисов.

Во-первых, до сего момента, который выше описан как поворотный пункт в эволюции человеческого сознания, позитивные созидающие силы действовали через эту огромную армию инженеров, но они уже иссякли; и вот уже несколько десятилетий созидается материальная культура, которая является могилой для человечества – в бездну.

Во-вторых, это только иллюзия, что материальную культуру создают так называемые живые (по образному выражению Р. Штайнера) – инженеры, или руки рабочих. Софийное познание показывает, что это – деятельность людей после земного бытия из небесных сфер.

Если отбросить мировоззренческие предрассудки, что такого не может быть и т.д., то открывается возможность с помощью духовной науки совершить экскурс в эти сферы, чтобы дополнить системный подход сферным подходом, а тем самым обрести первоначала для инженерии и получить возможность осуществлять деятельность в качестве Антропоса.

* * *

Одно дело, как человек созерцает звезды во время своего земного бытия; совсем другое дело, когда его сознание сущностно их переживает либо благодаря софийному познанию, либо по окончании земного бытия – в ходе космического бытия.

Средствами Антропософии можно достоверно описать метаморфозы сознания человека после смерти. В отличие от чисто эмпирических и ни о чем не говорящих опытов д-ра Моуди и др. исследователей клинической смерти, духовная наука подробно описывает, как человеческое сознание пребывает на различных сферах, развертывающихся на сущностном плане вокруг Земли, и его переживания, когда оно достигает сферы неподвижных звезд (Зодиак). В некотором смысле, можно сказать, что после смерти человеку открывается природа вещей, которая была доступна философам до Аристотеля. Еще Платон имел прямой доступ в эти сферы, но для блага эволюции человеческого сознания в направлении его эмансипации от его духовных источников и индивидуализации, это непосредственное видение должно было постепенно вытесняться способностью мыслить. Теперь речь, конечно, идет не о пробуждении атавистического ясновидения и не о пользовании древними знаниями, но о развитии новых способностей пробуждающегося Антропоса. Становится нормальным, чтобы природа вещей раскрывалась человеку не после смерти; более того, еще при жизни человек может начать творить.

Так вот, когда сознание (душа) восходит по сферам планетарного космоса, она, в некотором роде, познает смысл своей прожитой жизни, ей раскрываются многочисленные тайны и суть вещей. Пребывая в сфере неподвижных звезд, человек перерабатывает полученный в ходе жизни опыт. И, на пути к новому воплощению обратно через планетные сферы, он готовит свою новую жизнь.

Эти три этапа посмертного бытия человека, очевидно, соответствуют исследованию, аналитике и проектированию. Возможности, которые до сих пор открывались после смерти, теперь в качестве софийной (сферной) инженерии переходят в полное распоряжение пробужденного Антропоса, когда он постигает духовные силы подвижного и неподвижного космоса как источники всех Σ методов для этих трех разделов Методологии:

- исследование – планетные сферы на восхождении;

- аналитика – знаки Зодиака;

- проектирование – планетные сферы на нисхождении.

* * *

Постигая, источником каких воздействий являются планетные сферы и знаки Зодиака, можно разработать путеводную нить (по-греч. канон), ведущую через мириады форм мышления и деятельности: всего разнообразия методов, подходов, способов, инструментов и т.д., – исследования, аналитики и проектирования.

В этом смысле, имеется хоть и не отрефлектированный так, но безусловный феномен того, как человек в ходе сознательной земной деятельности способен осуществить космическое бытие. Это происходит, когда жизнь как Е-процесс в какой-то момент перестает довлеть над человеком, а принимается им в специально организованное пространство, в выгородку посреди жизни, где человек является господином, поскольку все там развертывается по нормам, которые он задает. Не трудно догадаться, что это уникальное переживание человек имеет во время Игры.

* * *

Когда объект лишь исследован, он еще не освоен.

Объект человеком освоен полностью только в том случае, если он также в подлинной субъективации соотнесен с самим человеком (аналитика) и включен в его индивидуальное целеполагание (проектирование).

Теперь ясно, что если Игра решает не ту или иную частную проблему, а берет всю полноту проблем и задач, связанных с каким-либо объектом, то должна быть задействована определенная последовательность и полнота методов исследования, аналитики и проектирования, соответствующая планетным сферы на восхождении, определенному обходу знаков Зодиака и планетным сферам на нисхождении.

Эта последовательность методов получила название Игровой Канон. Фактически это Игровой Канон инженерии.

* * *

Т.о., мы продвинулись в разработке Σ Методологии, получив ее тройственный архетип, коренящийся в планетных сферах и сфере неподвижных звезд, и увидели соответствующую этому последовательность игровых процедур для полного освоения объекта.

7. Игровой Канон

Итак, я утверждаю, что мыслительный процесс есть, как минимум, двух-плоскостной процесс – процесс, одновременно развертывающийся в знаковых формах и в объективном содержании. Но он может быть и трехплоскостным, и четырехплоскостным и двадцатиплоскостным – все зависит от степени развитости мышления. (1, 532)

Согласно сущностной системе Птолемея (в отличие от явленной системы Коперника), в центре мы имеем Землю, а вокруг нее простираются планетные сферы: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн.

Далее простирается сфера неподвижных звезд (знаки Зодиака).

Дальнейшей работе нужно предпослать некоторые замечания.

Названия планет первоначально принадлежали вовсе не видимым астрономам планетам, а планетным сферам, которые описывались траекторией движения соответствующей планеты вокруг Земли.